Соколов Э.В.
Актуализация культурологической тематики обусловлена обострением ряда насущных социально-практических проблем.
Стремление опереться в наше нелегкое время на культуру, по-новому оценить ее роль, есть, во-первых, симптом благотворного и необходимого поворота от изживших себя «экономического материализма», «техницизма», национального и классического эгоизма — к духовным, гуманистическим, общечеловеческим ценностям, которые объединяют, а не разъединяют, освобождают разум, а не принуждают верить в догмы.
Во-вторых, внимание к культуре объясняется кризисом старых ценностей, в частности, ценностей западноевропейской культуры, которая до сих пор доминировала в мире, но сейчас вынуждена признать свою неполноту, односторонность и активнее воспринимать опыт Востока, которым она до сих пор пренебрегала.
В-третьих, интенсификация культурных контактов, во многом стихийных, связанных с болезненными и неуправляемыми ситуациями — войнами, эмиграцией, экономической экспансией сильных государств, распадом старых империй и рассеянием по миру беженцев из многих стран обнажает сложнейшие механизмы взаимодействия культур. В прошлом веке многие дописьменные общества были уничтожены в результате вторжения на их территорию технически развитых структур. Даже при самых благих намерениях колонизаторов результаты воздействия европейской культуры на азиатские и африканские малые общества оказывались катастрофичны. Проблема адаптации мигрантов к новой для них языковой и культурной среде также очень сложна. Причем все это не опровергает того факта, что культурный обмен, культурное сотрудничество — это благо и необходимость. Но чтобы они были благотворны, нужно уметь управлять ими, строить их сознательно.
В-четвертых, в нашей стране, в России, интерес к культуре объясняется в большой степени дискредитацией коммунистической идеи. Обращение к истокам национальной культуры, требование ее возрождения во весь рост ставит вопросы о том, что такое культура, как она сохраняется и передается, как она может быть возрождена, каким образом традиционные формы культуры могут соседствовать с новейшими достижениями науки и техники.
В-пятых, ситуация экологического кризиса, обострение социальных проблем в больших городах, появление новых болезней вроде СПИДа, рост преступности и другие негативные последствия быстрого экономического и демографического роста требуют серьезных изменений в системе ценностей. Вопрос о «пределах роста», т.е. о необходимости снизить темпы развития экономики, тратить природные ресурсы более бережно и ограничить потребление, был поставлен уже в начале 60-х годов Римским клубом. Чтобы не допустить глобальной катастрофы, связанной с истощением ресурсов и загрязнением среды, человечество должно построить новый мировой порядок. Свои главные усилия человек должен направить в сферу духовного творчества, которое дает наполнение жизни и не требует такого расхода ресурсов, как экономическое развитие. Человечество, чтобы выжить, должно радикально изменить характер труда, больше средств направлять в область медицины, образования, науки.
В-шестых, прогресс в области самой культуры, в частности рост количества фильмов, выпускаемых на экраны, книг, периодики, распространение принципов свободного предпринимательства на область культурной деятельности — все это ставит вопрос о качестве самой культуры, т.е. о воздействии массовой культурной среды на психику, мораль и человеческие отношения. Провозглашены принципы свободы слова, свободы печати, свободы творчества. Но продукция массовой культуры во многом недоброкачественна. Как действуют детективы, фильмы ужасов, эротические фильмы на сознание молодежи? Помогают ли они нравственному становлению человека? Культуры вокруг нас стало, кажется, больше, но душа человека — под угрозой из-за отсутствия духовной пищи и продуманной культурной политики.
Культура — творение человека, его рук и его разума. Но не все, созданное разумом, ведет себя «разумно». Многое, созданное руками, из них ускользает. Человек привык считать себя хозяином своих творений, а культуру рассматривать как «благожелательного опекуна» человечества. Он никак не хочет допустить, что культура давно уже превратилась в автономную систему, что наука, техника, производство информации развиваются по своим законам и что результаты этого развития во многом неблагоприятны для человека, его психики и здоровья.
Как бы ни ратовали либералы за свободу слова и действия, приходится признать, что не всякая свобода благотворна. Свобода, не сопровождаемая внутренней дисциплиной и культурным развитием, ведет к деградации общества. С другой стороны, попытки революционного переустройства общества с помощью силы также доказали свою безуспешность и привели к огромным жертвам. Ни свобода сама по себе, ни «твердая рука» вождя не гарантируют обществу стабильности, благополучия и мира. Только духовная культура является надежным инструментом выживания, согласия и разумного разрешения социальных противоречий.
Необходимо всерьез заняться изучением сущности, функций культуры, выработать принципы управления культурным развитием. Этим и обосновывается формирование культурологии как отрасли знания.
Другие работы по теме:
Автокоммуникация
Автокоммуникация - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. При обычной коммуникации общение происходит в канале Я - Другой. При автокоммуникации оно происходит в канале Я - Я.
Диалог
Диалог (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.
Старый завет
Аннотация к семинару по Ветхому Завету Ветхий Завет — первая и древнейшая книга, которая дошла до нас еще с незапямятных времен. Есть сведения, что Ветхий Завет знали еще во II-м тысячелетии до нашей эры. Множество мировых религий вышло из этого священного текста, и каждый человек просто обязан знать его.
Социология культур
Социология культуры как социальная и историческая культурология. Культура как система духовного производства, ее сущность, типология, динамика. Основные типы социокультурной регуляции. Анализ взаимодействия культур и социокультурных характеристик России.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
Феномен декабризма
Несмотря на существующую обширную и многожанровую литературу о декабристах, проблема декабристской политической культуры не стала пока еще предметом специального научного исследования, хотя актуальность ее несомненна.
Лекции
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Наука культурология. Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.
Культура и культурология
В понятие культура вкладывают самый различный смысл в узком смысле под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается и до явлении искусства литературы.
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Проблема границ любви в произведении Л. Андреева Иуда Искариот
Эссе по культурологии Леонид Андреев «Иуда Искариот» Тема: Проблема границ любви в произведении Л. Андреева «Иуда Искариот» Существует много пересказов библейской легенды об Иуде из Кариота. Мне кажется, что «Иуда Искариот» Леонида Андреева в этом отношении самый неординарный вариант. Повесть раскрывает перед нами картину предательства Иисуса Христа, но это лишь внешний смысл произведения.
Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ. Как теоретическая дисциплина К. изучает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования. Именно переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), от описания и фактографии к анализу и синтезу позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему.
Культорология как тип социальной теории
1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
Культурология как система знаний
Культурология как наука о культуре. Междисциплинарный характер культурологии. Становление, элементы и задачи культурологии как системы знаний. Процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. История и философия культуры.
Культурология как научная дисциплина
Рассмотрение подходов к определению, объектов исследований, предмета и задач (построение "генетики" культуры) культурологии как научной дисциплины. Рассмотрение связи гуманитарной науки с социологией, философией, политологией, психологией и историей.
Проект культурологии Л. Уайта
Науки формируются не только "спонтанно", усилиями многих авторов, но могут быть "спроектированы" и "построены" одним человеком. Примеры авторских проектов - "всеобщая организационная наука" А.А. Богданова, кибернетика Н. Винера.
Проблемы культурологии
Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным.
Категории культурологии
Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры.
Системный подход в культурологии
Системный подход в культурологии - методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры/
Культурология - как научная дисциплина
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем Уайт Лесли Алвин.
Семиосфера
Семиосфера - понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. Семиосфера - это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; семиосфера - необходимая предпосылка языковой коммуникации.
Развитие культурологии как научной дисциплины
Изучение истории становления, развития культурологии как науки и ее связи с другими гуманитарными дисциплинами (социологией, этнографией, эстетикой, литературоведением, историей, философией). Определение понятий субкультура, фетишизм, табу, геттоизация.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Эссе-клуб
— литературный клуб, возникший в 1996 году в недрах журнала «Новая Юность», в котором эссеистика в то время была возведена в ранг полноценного жанра литературы. Первоначальная идея клуба как кружка авторов эссе «Новой Юности» возникла у редакторов журнала Рустама Рахматуллина, Василия Голованова, Татьяны Изотовой.
Андерсонс, Марис
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Государственного театра юного зрителя Латвийской ССР 2.1.2 Новый Рижский театр 2.2 Фильмография
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Репрезентация
(лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя.
Контркультура 2
Введение 1 Возникновение 2 Принцип образования контркультуры Список литературы Введение Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.