Пейзажная живопись (П. П. Свиньин и его Русский музеум)
Архимандрит Корнилова А. В.
Общую картину развития русского искусства того времени дополняли и другие залы Музеума, где была показана пейзажная живопись. Особое место в ней отводилось мастеру городских архитектурных пейзажей Ф. Я. Алексееву. Его тонкие поэтические изображения петербургских набережных были украшением собрания Свиньина. В частности, в комментарии к Каталогу значился “Вид дворцовой набережной Ф. Алексеева”(1). “Вид сей снят с балкона первого Кадетского Корпуса, который и показан на первом плане. остальное состоит из части старого моста, Адмиралтейства, Дворца с Эрмитажем, домами Кутайсова, Кикина и прочими, теряющимися при уклонении вправо прямой линии. Мудрено чему отдать преимущество в сей картине. Все в ней так правильно и естественно, все тронуто столь мастерскою кистью, что везде является шум и движение как в самой природе. Картина сия имеет в длину три четверти аршина с шириною две четверти”, – писал Свиньин (2).
Алексеев создал два варианта “Вида дворцовой набережной”: от Кадетского корпуса, упомянутого Свиньиным, и от Петропавловской крепости, за который он получил звание академика в 1794 году. На втором варианте изображена набережная от Мраморного дворца до Летнего сада – самая парадная часть Петербурга, созданная знаменитыми архитекторами эпохи классицизма. Документальная точность изображения была не единственным достоинством этих пейзажей. Виртуозно переданная водная гладь, голубизна неба, теплый рефлекс солнца на стенах каменных зданий, все это создавало ощущение неповторимой атмосферы Петербурга.
В коллекции Свиньина находился также и “Вид петербургской Биржи” работы Алексеева. “Картина сия составляет пандан виду “Дворцовой набережной”, одинаковой с нею меры. Несравненно ниже оной в достоинстве живописи, хотя некоторые части здесь отделаны гораздо тщательнее и с большей отчетливостью, особенно вода и фигуры, но в целом нет ни такого эффекта, ни такого мастерского тушу, коим удивляемся в первой. Этот же самый вид Алексеев написал впоследствии в большом размере и еще неудачнее, хотя прибавил к первому плану другой маяк, коего недостаток весьма здесь чувствителен.
Впрочем избрание пункта есть самое счастливое, ибо вряд ли есть в столице другой подобный, заключающий в столь тесном пространстве такое изобилие и разнообразие предметов; на первом плане представлена новая Биржа, вдали Сенат и Монумент Петра Великого, ближе Адмиралтейство, окруженное бульваром, и наконец часть Зимнего дворца и Нева во всем величии”, – писал Свиньин в комментариях к Каталогу (3).
Проникновение Ф. Алексеева в поэтику городского пейзажа было сродни мироощущению другого современника, автора “Описания российского императорского столичного города Санкт-Петербурга” И. Г. Георги, изданного в том же 1794 году. “Для любителей произведений природы и искусства нет приятнейшего упражнения, как рассматривание некоторой части города во время ясного дня с башни или верху высокого дома. Взору представляется гавань и рукава прекрасной Невы и на ней корабли, стоящие на якорях или плывущие, мосты, и еще множество других в разных частях города, как то многочисленные дворцы, церкви с позалощенными куполами и башнями, знатные и малые дома, площади и улицы, наполненные людьми и каретами, леса и паствы”(4).
В Каталоге Русского Музеума, рисованном Чернецовым, изображены лишь две работы Ф. Алексеева, аннотированные художником. Однако, в более позднем издании “Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина за 1829 год” значатся три произведения “Вид Красной площади в Кремле с Чудовым монастырем”. Следовательно, приобретение третьей картины относится к промежутку между началом и концом 1820-х годов. Описание ее не попало в тексты Каталога и поэтому, к сожалению, мы не можем уточнить обстоятельств этой покупки.
Петербургский городской архитектурный пейзаж в собрании Свиньина был представлен также и другим известным пейзажистом С. Ф. Щедриным.
Два парных вида Каменноостровского дворца “Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной” и “Вид на Каменноостровский дворец и флашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной” дополняли петербургскую тему в пейзажной экспозиции Свиньина. Кроме того, в коллекции было еще два пейзажа С. Ф. Щедрина “Вид Гатчины” и “Русский флот у Буюк-дере” (5).
Среди видописцев конца ХVIII века был представлен также Ф. М. Матвеев. Этот известный мастер классицистического пейзажа, воплотивший в своих работах принципы Академической ландшафтной живописи, также существенно дополнял пейзажную экспозицию. Его картины “Вид окрестностей Тиволи”, два вида Каскателли, “Восход” и “Захождение солнца” заметно разнообразили тематику архитектурных пейзажей Ф. Алексеева и С. Щедрина (6).
Помимо произведений исторической, портретной и пейзажной живописи конца ХVIII – начала ХIХ века в экспозицию Русского Музеума входили и жанровые работы. Среди них следует отметить “Две семейные картины И. П. Якимова”(7). Одна из них: “Мужчина у колыбели” начала 1770-х годов (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее)8. Кроме того, там же находилось и несколько работ И. М. Танкова, не дошедших до нашего времени. В академической иерархии конца ХVIII века бытовой жанр стоял чуть ли не на самом последнем месте, поэтому столь редки работы художников этого направления. И то, что Свиньин сумел оценить их достоинства, весьма примечательно. Помимо работ И. М. Танкова, в его собрании находилась жанровая картина С. Щукина “Старик, благословляющий сына в ополчение 1812 года”(9). В центре изображен седой старик с иконой в руках, благословляющий склонившегося перед ним сына, отправляющегося на войну. Сочувствующие домочадцы – старуха-мать, молодая жена и маленький сын изображены на втором плане. В жанровой картине художник придерживался академического принципа уравновешенной классицистической композиции. Парной к этой картине была другая, того же С. Щукина, “Возвращение ратника в свое семейство”(10).
Список литературы
1. ГТГ. № 157. П. 9080.20996. Л. 27.
2. Там же. Л. 28.
3. Там же. Л. 31.
4. И. Г. Георги. Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга. СПб., 1794, С. 78.
5. Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина. СПб., 1829. №№ 69–72. В дальнейшем: Краткая опись.
6. Там же. №№ 36–40.
7. Там же. №№ 80–81.
8. ГТГ. № 26760.
9. Краткая опись. № 75.
10. Там же. № 76.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Романтический пейзаж
АСП очень тонко чувствовал природу, поэтому пейзажная лирика занимает особое место в творчестве поэта. В ранней молодости П испытал большое влияние поэтов-романтиков, в частности Байрона и Мицкевича. Романтический пейзаж имеет свои особенности: благодаря ему создается не-обычный, часто фантастический мир, который противопоставляется реальной действительности.
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Картины родной природы в романе Пушкина Евгений Онегин
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», по точному определению В. Г. Белинского, «энциклопедия русской жизни». Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой поэтической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России.
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Пейзаж в лирике А. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества он по-разному изображал природу.
Мелодичность поэзии А. А. Фета
Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта.
Похвальное слово русскому языку
Автор: Сочинения на свободную тему На уроках русского языка мы учим множество различных высказываний, которые возвышают и хвалят наш великий и могучий русский язык. Но никто и никогда не выражал своё похвальное слово!
Франсуа Буше
Text Text Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры.
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Направления абстрактной живописи супрематизм
СУПРЕМАТИЗМ Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
П. П. Свиньин и его Русский музеум
Кроме Эрмитажа лишь залы Академии художеств, где работали и выставляли свои произведения современные скульпторы и живописцы, могли, казалось бы, познакомить зрителей с русским искусством; но попасть в музей Академии было не легче, чем в Эрмитаж.
Монохромная живопись
Лян Кай Шестой патриарх, Чжао Мэнфу рубящий бамбук Краски осени в горах Гуань Даошэн Сюй Вэй. Бамбук. 16 век. Бамбук и камень галерея Фрина, Вашингтон Для монохромной живописи (черной тушью) характерны выразительность нюанса, возможность своеобразного аскетизма, связь с каллиграфией. Толчок к развитию монохромной живописи дало творчество Ван Вэя (701-761) с его лирическими пейзажами.
Остроухов И.С.
Русский живописец, передвижник. Эмоциональные образы русской природы. Собиратель русской живописи и икон, переданных впоследствии им в Третьяковскую галерею.
Государственный Русский Музей
Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Он открылся 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России государственным музеем русского искусства.
Вишняков, Иван Яковлевич
Введение 1 Биография и творчество 2 Иллюстрации Список литературы Введение Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699—1761) — русский портретист XVIII века, представитель стиля рококо.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Верховская, Лидия Никандровна
Введение 1 Творчество 2 Выставки 3 Галерея 4 Библиография Введение Лидия Никандровна Верховская — (11 октября 1882, Смоленск — 1919, Петроград), российская художница.
Живопись и поэзия
Введение 1 Манифест 2 Выставки 3 Галерея Список литературы Введение «Живопись и поэзия» (англ. IMMAGINE&POESIA) — международное литературное и художественное движение, возникшее в 2007 году в театре «Альфа» (Турин, Италия) под патронажем переводчика итальянской поэзии Эронви Томас — дочери известного поэта Дилана Томаса.
Балк, Михаил Дмитриевич
Михаи́л Дми́триевич Балк (1764, Курская губерния — 7 декабря 1818, Могилёв) — русский генерал, участник Отечественной войны 1812 года. Потомок выходца из Австрии.
Веневитинов, Дмитрий Владимирович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Сочинения 3.1 Проза 3.2 Поэзия 4 Издания 5 Библиография Введение Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (1805, Москва — 1827) — русский поэт романтического направления, переводчик,
Гине, Яков Егорович
Яков Егорович Гине (Гойнинген-Гюне) (1769—1813) — русский генерал, участник войн против Наполеона Родился в 1769 г.; сын штаб-офицера, происходил из лифляндских дворян. 16 ноября 1787 г. Гине выпущен из 1-го кадетского корпуса подпоручиком в Бомбардирский полк, с которым участвовал во 2-й Турецкой войне и был при осаде и взятии Очакова, взятии Каушан, осаде и взятии штурмом Измаила, за что награждён золотым крестом и 11 декабря 1790 г. произведён в поручики.
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско (исп. Sierra de San Francisco) представляет собой доисторические наскальное панно, обнаруженные в штате Баха-Калифорния в Мексике. Изображения сделаны на потолках и стенах каменных пещер. Впервые их обнаружил иезуит Франсиско Хавьер в XVIII веке.
Надсон С.Я.
Русский поэт. Родился в семье чиновника. Окончил Павловское военное училище (1882), был на военной службе в чине подпоручика.