Реферат: Народная песня. Жанровая разновидность - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Народная песня. Жанровая разновидность

Рефераты по культуре и искусству » Народная песня. Жанровая разновидность

Министерство культуры российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального обучения

«челябинская государственная академия культуры и искусств»

Институт заочного обучения


Реферат


По курсу «История народной художественной культуры»

Народная песня: жанровая разновидность.

(тема)


Выполнил студент:

202/Ср-08гр.,2курса

Ф.И.О.Зольникова Татьяна Александровна


Проверил: Галина Михайловна Казакова.


(ФИО преподавателя, который вел дисциплину)


Челябинск, 2010 г.


ВВЕДЕНИЕ

Жанровый состав обрядового фольклора.

I.Жанровый состав:

На протяжении XVIII-XIX вв. учеными собран огромный материал по обрядам и обрядовой поэзии. Составлении крупные фольклорные и этнографические собрания, среди них- многотомные сборники И. Снегирева, И. Сахарова, А. Терещенко, П. Ефименко, П. Киреевского, П. Шейна и др. Ценные описания обрядов и записи обрядовой поэзии опубликованы в периодике, особенно в таких журналах, как «Этнографическое обозрение», «Живая старина», в трудах Русского географического общества.

В советское время также появились в печати интересные по календарной и, особенно свадебной поэзии.

Начиная с первой половины XIX в. Ведется изучение собранного материала. Обрядовую поэзию исследовали такие выдающиеся филологи, как А. Веселовский, Вс. Миллер, А. Потебня, Н. Сумцов и др. Однако в ее изучение в дореволюционное время не было таких ярких результатов, как в собирании и публикации. Это объясняется тем, что обряды и обрядовая поэзия находились на периферии научных интересов ученых, занимавшихся преимущественно эпосом и сказкой.

В советскую эпоху появились основополагающие работы по календарным обрядам В.И. Чичерова, В.Я. Проппа и В.К. Соколовой. Серьезное начало исследованию обрядовой поэзии как искусства слова положено книгой Н.П. Колпаковой [14]. Определение песни с точки зрения ее назначения в крестьянском быту позволило исследователю вполне объективно увидеть в ранее мало дифференцированном материале заклинательные, величальные, игровые и лирические песни. В монографии «Русская народная бытовая песня» проанализирована поэтика песен, что открыло перед фольклористами новые перспективы изучения обрядовой поэзии.

Календарная и свадебная поэзия [2], которая, как теперь очевидно, предугадала поиски решения некоторых проблем анализа обрядовой поэзии учеными, обратившимися позднее к изучению обрядового и, особенно, свадебного фольклора.


1

И все же фольклористам предстоит еще многое сделать в области изучения обрядовой поэзии, хотя в 60-70 годы фольклористы более строго. Чем раньше. Определяют его жанровый состав.

II. Обрядовый фольклор:

Обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление. Исследователи делят его на календарный и свадебный; в календарном фольклоре выделяют колядки, масляничные песни, веснянки, троицко – семицкие, купальские и жнивные песни; к обрядовому фольклору относятся заговоры. Причитания, свадебные песни, приговоры дружки. Сложившееся представление о жанровом составе обрядовой поэзии сформировалось в процессе ее историко этнографического анализа. Произведение фольклора, исполнявшиеся в определенном этнографическом комплексе, рассматривались как единый жанр. Так были выделены в обрядовом фольклоре колядки. Веснянки, свадебные. Хороводные песни и т.д. Однако уже на рубеже XIX-XX вв. некоторые фольклористы справедливо указывали, например на то. Что не все произведения обрядовой поэзии обязательно соотносимы с каким- нибудь одним этнографическим комплексом. Свадебные песни могли исполняться во время новогодних игрищ, в свадебном обряде исполнялись хороводные песни и т.д.

Исследование же. Предпринятое советским фольклористом Н.П. Колпаковой, показало, что между колядками, например, и веснянками много общего. Более того, обнаружилось сходство между произведениями календарного и свадебного фольклора, между хороводами и игровыми песнями. Так сложилось новое представление о жанровом составе обрядовой поэзии, когда под жанром стали понимать «исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленной определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания»[14, 25].

Любой жанр имеет свои особенности как в поэтическом содержании, так и в художественной форме. В обрядовом фольклоре своеобразие жанра объясняется еще его обрядовым назначением, и, в зависимости от этого, - формой исполнения.

И так, обрядовый фольклор представляет собой многожанровое образование.


2


Термином «Обрядовые песни» нельзя определить весь материал обрядовой поэзии.

Сами обрядовые песни неоднородны по жанровому составу. В них основываясь на функции произведений, можно выделить шесть жанров:

* ритуальные

* заклинательные

* величальные

* корильные

* игровые

* лирические

Первые пять песенных жанров относятся к собственно обрядовой поэзии, лирические песни составляют жанр обрядовой лирики. Приговоры являются стихотворным жанром, песни и причитания – стихотворно – музыкальными. Причитания, приговоры, игровые песни в то же время – драматургические произведения


3

Игровые песни.

Глава 1.

В обрядовом фольклоре есть целая группа, песен, тексты которых на первый взгляд непонятны читателю. Примером может быть неоднократно записывающаяся песня о груше:

- Уж ты груша. Груша зеленая!

Расти, груша, эдака, вот эдака, вот какая! [121, №4]

Какой должна все-таки вырасти груша, судя по песни, определить нельзя. Но стоит только рассмотреть песню в контексте исполнения, ее смысл сразу же прояснится. Участники хоровода при ее пении поднимали руки, что означало, в согласии с текстом. Какой должна вырасти груша, а именно высокой. Примечательно объяснение к варианту этой песни, опубликованному В. Магнитским. Собиратель писал: песня «поется до трех раз, причем каждый раз высота груши показывается все выше и выше» [103, 103].

При анализе