к-т НГМА Боран-Кешишьян А.Л.
Одной из важнейших проблем современной философии и культурологи является проблема соотношения понятий культуры и цивилизации. Многие мыслители 20 века уделяют этой проблеме пристальное внимание. Одним из первых исследователей этой проблемы был немецкий ученый культуролог Освальд Шпенглер.
В одной из своих крупнейших работ «Закат Европы» Освальд Шпенглер пытается определить будущее Запада. Здесь сформулирована оригинальная культурофилософская концепция автора. Базовыми понятиями для этой концепции является культура и цивилизация.
Важнейшая задача, которую ставит перед собой О.Шпенглер- развенчание европоцентризма, который расценивает любую предшествующую из культур, как низшую, что Западная Европа- это полюс, вокруг которого скромно вращаются мощные тысячелетия прошлого и далекие огромные культуры. Нельзя говорить, что одна культура важнее другой, исчезает сам критерий важности, цивилизации становятся несравнимыми, отмечает автор. «…Я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр народившей их страны»,- подчеркивает он.
Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Культура для него – живое существо высшего порядка, выросшее «со своей возвышенной беспечностью», «подобно цветам в поле». Коль скоро культуры- живые организмы, то закономерно предположить, что срок их существования ограничен определенными сроками. Никто до Шпенглера не заявлял с такой определенностью: «Живые культуры умирают!». Для него неопровержимым фактором является то, что «всякая культура переживает возрасты отдельного человека».
В общепринятом понимании слово «культура» близка по значению к «цивилизации». Но Шпенглер, автор «Заката Европы», подразумевает под живым термином нечто другое, он противопоставляет культуру и цивилизацию. «Цивилизация- это не самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей». Шпенглер назвал цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего существования. Зарождение культуры по его словам происходит в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного». Гибель культуры происходит после того, «как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,… и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию. «Когда цель достигнута и идея, то есть все изобилие внутренних возможностей завершена, когда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламывается, она становится цивилизацией».
Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что Запад превратился в цивилизацию, что душа его, которую он называет «фаустовской» находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежности гибели Запада. Хотя философ говори о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением.
Итак, из сказанного можно сделать ряд выводов. Согласно концепции О.Шпенглера культура- это набор качеств и структур, привязанный к некоторой нации или стране. Культуры имеют локальный характер. Он рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации основной идеи.
Цивилизация- это исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности и т.д.
Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. «…Падение западного мира представляет собой ни более и ни менее как проблему цивилизации. Европа давно уже перешла цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель- только вопрос времени. Этим Шпенглер объясняет и все кризисные явления, охватывающие современное общество.
Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснования высказанной в «Закате Европы» чрезвычайно убедительным (и зачастую маскируют недостатки аргументов).
Другие работы по теме:
Цивилизация
В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
К.Н. Леонтьев и О. Шпенглер
Емельянов-Лукьянчиков М. А. Основателями цивилизационного подхода по праву могут именоваться всего четыре мыслителя — это К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский в русской цивилизации и, спустя полвека, О.Шпенглер и А.Тойнби в цивилизации европейской. При этом совокупность взглядов каждого из них имеет особенности, которые позволяют в первую очередь говорить о парах "Леонтьев–Шпенглер" и "Данилевский–Тойнби".
Дефиниции цивилизации в русскоязычных энциклопедиях и энциклопедических словарях
Понятие цивилизация появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Философия XX века
Основные течения и модели современного философского мышления. Философии личности и свободы Н.А. Бердяева в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Философско-культурологические исследования О. Шпенглера. Социальные проблемы Ортега-и-Гассета.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Освальд Шпенглер: религия - душа культуры
Шпенглер исходил из тезиса, что существует столько же миров, сколько людей и культур, и каждый такой мир “оказывается постоянно новым, однократным, никогда не повторяющимся переживанием”.
концепция культуры и цивилизации (по О. Шпенглеру)
Введение Культурологическая концепция Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на противопоставлении культуры и цивилизации. Поэтому, прежде чем приступить к анализу самой концепции, необходимо определить эти понятия. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития, - это античность и Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай и культура майи.
Освальд Шпенглер
Взаимосвязь культуры и цивилизации в философской концепции Освальда Шпенглера. Локальность культур и идея прогресса.
Цивилизация и культура
Противопоставление культуры и цивилизации стало возможным в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.
Культурология и самосознание современной эпохи
Соотнесение человека с творцом - не новость в культуре. От предшествующих времен современное понимание творческих возможностей человека отличается тем, что в нем преобладает не восхищение созидательной мощью человеческого гения, а чувство ответственности за творения рук человеческих и несовершенство его разума.
Философские взгляды Шпенглера
Биография Шпенглер родился 29 мая 1880 года в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника. Он был старшим из четырех детей и единственным мальчиком.
Морфологическая концепция истории О. Шпенглера
Введение В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником "философии жизни" в философии и "морфологии культуры" в культурологии. Свою концепцию культуры Шпенглер изложил в книге "Закат Европы", а также в работах "Внутренняя форма слова", "Человек и техника" и других.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков
Концепции культуры XIX-XX вв. Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера. Социологическая концепция культуры Макса и Вебера. Игровая модель Хейзинги. Концепция Шубарта. Культурологические концепции 60-90-х годов XX в.: культура Тойнби.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Культура и цивилизация
Актуальность культурологии. Понятие «цивилизация» и его многозначность. Концепция Шпенглера. Трудность для исследования цивилизаций. Признаки цивилизации.
Постижение истории Тойнби
«Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее — «Исследование истории» — фундаментальный исторический труд А. Дж. Тойнби, состоящий из 12 томов и писавшийся с 1934 по 1961 гг.
XL век до н. э.
XL век до нашей эры — промежуток времени между 1 января 4000 года до н.э. и 31 декабря 3901 года до н.э.. События Возникновение цивилизации в области Плодородного полумесяца (в Месопотамии, в районе современного Ирака).
Шпухиль майя
Шпу(х)иль , Xpuhil или Xpujil — археологический памятник цивилизации майя на территории мексиканского штата Капмече вблизи современного города Шпухиль. Область вокруг современного города Шпухиль вдоль Мексиканской федеральной трассы 186 изобилует историческими памятниками культуры майя, в частности, такими, как Бекан и Калакмуль.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.