Фролова Ю. В.
Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя. Лишь небольшой наклон головы Богоматери ко Христу – единственный "жест" на иконе. Он символизирует единение и любовь Матери и Божественного Младенца, которую византийские богословы трактовали как единение в любви Богоматери Церкви и Христа Ее Главы.2 Тема нерасторжимого единства и любви Христа – Великого Архиерея, принесшего себя в жертву, и Марии – "Невесты Неневестной" - пронизывает символику "Казанского" образа. Не случайно, нимбы Христа и Богоматери слиты воедино, как нечто целое, что указывает на их неразрывную связь. Богомладенец изображен в строго фронтальной позе, как некий величественный Царь, и с благословляющей десницей, как Архиерей. В Его фигуре отсутствует всякое движение.
В целом, композиция иконы – строгая, лаконичная, скорее молчаливая, соответствует многочисленным эпитетам Богоматери гимнографических текстов, представляющие Ее в образе "Стены Нерушимой"3. Не случайно, именно "Казанская" икона почиталась русским воинством и является символом многих военных побед России в борьбе с иностранными завоевателями (начиная от польских интервентов начала 17в. вплоть до фашистских захватчиков Великой Отечественной войны).4
Но не только заступницей в военных сражениях предстает Богоматерь на "Казанской" иконе. Акафист Богоматери воспевает Пречистую – "Стена еси девам",5 тем самым, указывая на покровительство и защиту иночества. Таким образом, "Казанская" икона Богоматери, не смотря на лаконичность и строгость своей композиции, содержит многоплановый образ.
Как и большинство "Казанских" икон, образ из Новодевичьего монастыря имеет оклад, почти полностью скрывающий от зрителя живопись иконы, оставляя открытым только личное. Как кажется, украшение иконы окладом еще раз усиливает сдержанность, лаконичность и цельность образа. Оклад украшен орнаментом из цветов и плодов, которые явно указывают на символическую связь Богоматери с темой Рая. Богослужебные песнопения называют Марию "Раю словесный";6 акафист восхваляет Пречистую: "Радуйся, яко рай пищный процветаеши"7, "радуйся, райских дверей отверзение".8 Девятая песнь канона Богоматери Одигитрии воспевает Царицу Небесную: "Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю".9
Вместе с тем, акафист Богоматери воспевает Ее: "радуйся, цвете нетления",10 указывая тем самым на девство Марии. Таким образом, цветочный орнамент на окладе предстает и как гимн чистоте и непорочности Богоматери.
Одеяние Христа украшены изображениями райских плодов. По-видимому, они символизируют тот Плод Живота вечного, который возрастила нам Богоматерь, Сама являющаяся "древом светоплодовитым, от негоже питаются вернии".11
Как видим, украшение "Казанской" иконы окладом во многом дополняет символическое содержание образа.
Список литературы
Чудотворные иконы в Византии и Древней Руси. – М.,1996. – С.443,476.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки XI – XIII веков. – М.,2000. – С.67-98.
Акафист Пресвятой Богородицы явления ради чудотворной Ея иконы "Казанская" - СПб.,1914 – С.36-37.
Поселянин Е. "Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон". – Киев, 1994. – Часть II. – С.675-678;
Сказание о чудотворной "Казанской" иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись Святейшего Патриарха Гермогена. – М., 1912;
Кастальский Д. Сказание о чудотворной "Казанской" иконе Божией Матери. – М., 1892;
Губарева О.В. Божия Матерь в Ее иконах. М.,2006-С.67-70;
"О Тебе радуется". Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н. Дмитриева. – М.,2004. – С.149.
Другие работы по теме:
Ян Непомуцкий
Введение 1 Биография 2 Мученичество 3 Почитание 4 Иконография 5 Источники Список литературы Ян Непомуцкий Введение Святой Ян Непому́цкий (ок. 1350, Непомук, Чехия — 20 марта 1393, Прага) — (чеш. Jan Nepomuckэ), Иоанн Непомуцкий, Иоанн Непомук — чешский католический святой, священник, мученик.
Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
В Архангельском соборе Московского Кремля до наших дней сохранилась чтимая икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится на своем историческом месте в иконостасе по левую сторону от царских врат.
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь, Валаамский Спасо-Преображенский (мужской) монастырь, известнейшая (наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу «Северного Афона».
Тема: Иконография Рождества Христова: знаки и символы
Одним из самых замечательных художественных открытий XX века была русская иконопись, которая просто поразила мир яркими красками, необычными цветовыми и композиционными решениями и вместе с тем мудрым мироощущением наших предков
Шоссе Энтузиастов
Как раньше называлось Шоссе Энтузиастов, главный завод построенный на шоссе, название главного монастыря на шоссе.
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы". К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Явление образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г., в последние годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в среде русского народа сохранялись крепкие моральные устои.
Богоматерь Белозерская (Умиление)
История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим.
Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия»
История иконы Смоленской Божией Матери, как и многих других судьбоносных для России чудотворных образов, овеяна легендами. Первообраз святыни, с которым часто отождествляют Смоленскую Одигитрию, был написан самим апостолом Лукой.
Симон Ушаков
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
Остробрамская икона Божией Матери
Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Русская иконопись 3
Русская иконопись — стала развиваться в конце X века крещением Руси. Греческие иконы Владимирская икона Божией Матери На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Дионисий
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
Раифский монастырь
Возникновение Раифской пустыни связывают с именем инока Филарета, который в 1613 г. прибыл из Москвы в Казань, в братство Спассо-Преображенского монастыря в кремле.
Зинон Постник
Зинон Постник (Зинон Трудолюбивый; XIV век) — инок Киево-Печерского монастыря, схимник. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 30 января и 28 августа (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер).
Алипий Печерский
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский (? — 1114 г.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец. Память совершается (по юлианскому календарю) 17 августа и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Московское барокко
Введение 1 Предпосылки к появлению 2 Хронологические рамки стиля 3 Внутрестилевые течения 3.1 Строгановский стиль 3.2 Нарышкинский стиль 3.3 Голицинский стиль
Белыничская икона Божией Матери
Введение 1 Версии о происхождении иконы 2 Вид иконы 3 История Список литературы Введение Белыничская икона Божией Матери Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.
Братья Ленен
План Введение 1 Биография 2 Наследие Введение Луи Ленен. Счастливое семейство, 1642. Лувр Братья Ленен (фр. Le Nain), Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 -20 апреля 1677) — французские художники.
Алимпий иконник
Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).
Дочь самурая – японская иконописица
С именем Рин (в крещении Ириной) Ямаситой обычно и ассоциируется японская иконопись. Творчество Рин представляет не столько художественную, сколько церковно-историческую ценность.
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.