Введение
1 Археология
2 Характеристика
3 Контакт с европейцами и упадок
Список литературы
Уичита (народ)
Введение
Уичита, вичита, вичиты, Wichita — индейское племя, обитавшее в США и говорившее на языке уичита каддоанской семьи на территории штатов Канзас, Оклахома и Техас. В настоящее время племя формально существует, однако находится на грани исчезновения, тогда как к моменту прибытия европейцев это было одно из крупнейших индейских племён, насчитывавшее около 200 тыс. человек.
1. Археология
В Канзасе обнаружены многочисленные археологические памятники с общими чертами, известные под коллективным названием «Большая излучина» или «Большая дуга» (Great Bend). Радиуглеродная датировка относит эти памятники к периоду 1450—1700 гг. н. э. Предполагается, что памятники Большой Дуги являются предшественниками народа уичита, который впервые встретили и описали Франсиско Васкес де Коронадо и ряд других европейских путешественников. О встрече с европейцами говорят немногочисленные артефакты европейского происхождения, такие, как кольчуга и железный топор[2].
Археологические данные показывают, что обитатели Большой дуги практиковали смешанное натуральное хозяйство, основанное на земледелии, охоте, собирательстве и рыболовстве. Деревни находились на верхних террасах рек, а культурные растения (кукуруза, бобы, тыква и подсолнечник) выращивались в речных долинах. Из дикорастущих растений уичита собирали лесные орехи, сливу, виноград, пекан и плоды дерева каркас.
При раскопках обнаружены кости таких животных, как бизон, лось, олень, вилорогая антилопа и собака.[3]
При раскопках некоторых поселений обнаружены останки необычных сооружений, известных как «кольца совета». Это кольца обычно располагаются в центре поселений, и как показали результаты археологических раскопок, обычно они состояли из центрального патио в окружении полуподземных сооружений. Назначение данных кругов остаётся неясным. Уолдо Уэдел (Waldo Wedel)[4] предположил, что это могли быть церемониальные сооружения, возможно, обсерватории для наблюдения солнцестояний, то есть имели то же назначение, что и кольцевые канавы в мезолитической Европе. Недавний анализ показал, что большинство артефактов неместного происхождения встречаются почти исключительно внутри данных кругов, что свидетельствует о принадлежности этих кругов местной знати или жрецам.[5] Некоторые археологи всё же допускают возможность, что круги играли оборонительную роль.[6]
2. Характеристика
Уичита представляли собой довольно рыхлую конфедерацию, обитавшую на Южных равнинах. Их традиционным летним жилищем была индейская землянка, а зимой они покидали их и уходили охотиться на бизона. Уичита занимались охотой и земледелием, были успешными торговцами и переговорщиками. Их территория простиралась от Сан-Антонио в Техасе на юге до Грейт-Бенда в Канзасе на севере. Полуоседлые по характеру, в начале XVIII века они занимали северную часть Техаса и торговали с другими равнинными индейцами по обоим берегам Красной реки, а на юге — вплоть до Вако (Техас).
Уичита татуировали свои лица и тела сплошными и точечными линиями и кругами. Себя они называли «людьми с глазами енота» (Wichita Kitikiti’sh) из-за татуировки вокруг глаз. Они носили одежду из дублёной шкуры, а женщины нередко украшали платья зубами лося.
3. Контакт с европейцами и упадок
Численность уичита к моменту контакта с европейцами, по оценкам, составляла около 200 тысяч человек. Испанский конкистадор Франсиско Васкес де Коронадо обнаружил несколько поселений на территории современного штата Канзас. Коронадо писал:
«… Все эти племена враждуют друг с другом… Эти люди кивира (Прим. — позднее известные как уичита) имеют преимущество перед прочими благодаря своим домам и выращиванию кукурузы».[7]
К 1719 г. уичита в основном переселились на юг, на территорию будущего штата Оклахома. Во время Гражданской войны они вернулись в Луизиану и основали поселение на месте современного города Уичита в штате Канзас.
Численность уичита после контакта с европейцами стала резко сокращаться. В 1778 г., по оценкам, оставалось приблизительно 3200 членов племени. К 1868 г. численность, согласно переписи, составляла 572 человека. Наибольшее сокращение населения уичита, по мнению американских этнологов, относится к 1896 году, когда их было всего 365 человек. Однако согласно переписи 1937 г., официально оставалось около 100 уичита. В XX веке численность уичита, как и других племён в США, стала расти, и этот рост продолжается: 460 человек (1950, перепись), 750 человек (1977), 1170 человек (1984), 1275 человек (1990, перепись), 1798 человек (1995), 1912 человек (1998), 2052 человека (1999), 2174 человека (2001), 2254 человека (2003), 2354 человека (2005). В 2007 году численность уичита составила 2526 человек .
С 1997 г. правительство США официально признаёт «племя» «Уичита и союзные племена» англ. Wichita and Affiliated Tribes (уичита, кичаи, вако и тавакони) в штате Оклахома, называвшееся прежде просто уичита. Администрация данного образования находится в г. Анадарко, штат Оклахома. Текущим президентом является Лесли Стендинг.[8] Вместе с племенами кэддо и делаварами западной Оклахомы уичита и союзные племена владеют 257 квадратными километрами земельных угодий.
Список литературы:
"Pocket Pictorial." Oklahoma Indian Affairs Commission. 2010: 38. (retrieved 10 June 2010)
Wood, W. Raymond (1998). Archaeology of the Great Plains University of Kansas Press.
Hoard, Robert J. and William E. Banks (2006). Kansas Archaeology. University Press of Kansas
Wedel, Waldo (1967). The Council Circles of Central Kansas: Were They Solstice Registers? American Antinquity 32, 54-63
Vehik, Susan C. 2002. Conflict, Trade, and Political Development on the Southern Plains. American Antiquity, 67(1), 37-64
Hollinger, Eric (2005). Conflict and Culture Change in the Late Prehistoric and Early Historic American Midcontinent. Unpublished PhD Dissertation. University of Illinois at Urban-Champaign
Brush, Rebecca. The Wichita Indians. Texas Indians.
Oklahoma Indian Affairs Commission. Oklahoma Indian Nations Pocket Pictorial Directory. 2008: 37
Источник: ru./wiki/Уичита_(народ)
Другие работы по теме:
Байрон д. - Любовь к свободе в творчестве дж. байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности противопоставив ее осторожному консервативному диктату посредственности.
Кунда Хаджи Кишиев
Своей жизнью и деятельностью Кунта-Хаджи Кишиев – философ, живший в середине 19 века - заслужил себе имя эвлии – святого. За что чеченский народ удостоил его столь высокого признания?
Волк и лиса
В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка «Волк и лиса» — это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается о том, как ловко и остроумно она обманывает волка и всегда остаётся победительницей. Лиса советует волку наловить рыбы хвостом в проруби, а когда хвост серого примёрз, сама бежит в деревню звать народ, а потом ещё и катается на избитом волке, издевательски приговаривая: «Битый небитого везёт».
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова 2
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.
Мова
Автор: Рильський Максим. Треба доглядати наш сад Вольтер Як парость виноградної лози, Плекайте мову. Пильно в ненастанно Політь бур'ян. Чистіша від сльози
Анализ критической статьи. Задание егэ часть С
Автор: ЕГЭ В. Солоухин в этой статье осветил проблему безразличного отношения человека к лицу своей страны. Народ сам создает и определяет пейзаж родины.Писатель на примере дореволюционной России показал, как определялось лицо, силует каждого города. Также ландшафт украшали постройки помещиков.Но изменилось лицо, когда русский быт начал исчезать.
Образ народа в драме Борис Годунов
Образ народа в драме "Борис Годунов" Автор: Пушкин А.С. Трагедия "Борис Годунов",написанная в декабре 1824-ноябре 1825гг в Михайловском,стала первым опытом художественного осмысления Пушкиным исторического прошлого России,а именно Смутного времени.
Сердце народное в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта — народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он позволяет относиться к себе как к вещи.
Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности, противопоставив ее осторожному, консервативному диктату посредственности.
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова
Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Народ в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Трагедия "Борис Годунов" была написана Пушкиным в 1825 году. Пушкина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции).
Образ Бориса Годунова
Автор: Пушкин А.С. Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Корректировка некоторых афоризмов
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.
Карнуты
(лат. carnuti, carnutes) — древний кельтский народ в центральной Галлии. Населяли область по берегам Луары, между реками Шером и Эрой. Главным городом был Аутрикум (Autricum), с V в. назывался Карнутум (Carnutum, ныне Шартр). Из других городов известен Кенабум (Ценабум, Cenabum, или Genabum, Орлеан).
Войноральский, Порфирий Иванович
Порфи́рий Ива́нович Войнора́льский (Войнаральский) (15 (27) августа 1844(18440827), с. Линовка, Мокшанский уезд, Пензенская губерния — 17 (29) июля 1898, Купянск, Харьковская губерния) — российский революционер-народник, один из главных организаторов «хождения в народ».
Ильхан
— титул высших правителей у тюркских и монгольских народов. Впервые встречается в источниках как титул Бумына, основателя Тюркского каганата (552 год). Наиболее известные носители — монгольские правители государства Хулагуидов на Среднем Востоке (XIII—XIV вв.).
Киценко, Надежда Борисовна
Надежда Борисовна Киценко (англ. Nadieszda Kizenko; род. 1961 Нью-Йорк, США) — американский исследователь-историк, профессор. Родилась в семье перемещённых лиц, прибывших в США из Германии после Второй мировой войны.
Камбоджа Гиндукуш
Камбоджа (Kamboja) — древний народ индо-иранской группы и государство в Северном Афганистане, Северном Пакистане, таджикском Памире и в долине Зеравшана, вокруг горного хребта Гиндукуш, включая Бадахшан.
Народ Южной Осетии за мир
Движение «Народ Южной Осетии за мир» (осет. «Цӕгат райгуырынц Хуссар Ирыстон») – оппозиционная партия в Южной Осетии. Основанное Владимиром Санакоевым и другими этническими осетинами, в том числе бывшими членами правительства Южной Осетии (бывший премьер Дмитрий Санакоев, бывший министр МВД Джемал Каркусов), движение выступает с критикой фактического президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты и за воссоединение с Грузией.
Нортон, Гейл Энн
Гейл Энн Нортон (англ. Gale Ann Norton; род. 11 марта 1954 года) — американский политик; министр внутренних дел США (в период 31 января 2001 года — 31 марта 2006 года).
Любовь к человеку в лирике Н А Некрасова
Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова
М.Ю.Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве. Так, в ранней своей поэме "Последний сын вольности" он воспевает гордого славянина, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика.
Канзас
История открытия. Природа и климат. Население. Природные ресурсы.
Грузины
Грузины (самоназвание картвели) - народ, в Российской Федерации 130,7 тыс. человек. Основное население Грузии.
Ханты
Народ - ханты - в настоящее время проживает в основном в Тюменской области. Их насчитывается около 25 тысяч человек.
Армяне
Армяне (самоназвание - хай), народ, основное население Армении. Основные страны расселения: Армения - 3084 тыс. человек.