Введение
1. Понятность публичной речи
2. Выразительность публичной речи
3. Информативность публичной речи
Список литературы
Введение. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь -- главнейшее оружие. Ораторство -- сильнейший рычаг культуры. Публичное выступление – это особого рода искусство. Публичная речь отличается от разговорной. Ее отличительными чертами являются прежде всего доступность изложения и выразительность.При подготовке доклада оратор должен учитывать многие моменты: особенности слушательской аудитории, особенности речи, психологические моменты. Речь должна быть четкой, ясной, понятной, легко восприниматься на слух. Использование сложных предложений, употребление причастных и деепричастных оборотов, использование терминов и иноязычных слов могут испортить самый грамотный и интересный доклад. Оратор должен видеть ответную реакцию слушателей, чувствовать понимание и заинтересованность с их стороны. 1. Понятность публичной речи Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. Что же делает речь непонятной? Прежде всего незнакомые слова. Поэтому, чтобы речь понимали, следует ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка. Ученые-лингвисты огромный запас словаря русского языка, учитывая известность, частотность употребления слов, делят на две группы -- лексику неограниченного употребления и лексику ограниченного употребления. К первой группе относят общеупотребительные, понятные всем слова, например: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный фонд огромен. Он-то и делает нашу речь доступной для каждого, кто владеет русским языком. Гораздо сложнее обстоит дело с восприятием слов ограниченного употребления. Они потому так и названы, что их не могут и не обязаны знать абсолютно все. 2. Выразительность публичной речи. Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях. Одно из оснований -- ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора. Второе основание, более четкое, -- структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Но об этом подробнее -- несколько позже. К тому же не забудем, что своими выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста. По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне. Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека. Первое условие -- самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности. Второе условие -- неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение. Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации, -- но все под тем же углом зрения: выразительность! Четвертое условие -- хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей -- так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности. Пятое условие -- систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь. Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней -- начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом. Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола) в принципе не отличаются от метафоры по влиянию на выразительность речи и потому здесь обсуждаться и описываться не будут. 3.Информативность публичной речи.
Основным фактором публичной речи является информативность. При любом публичном выступлении главное – это передача основных идей и содержания доклада. Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории. Если по окончании речи говорящему начинают задавать вопросы, можно считать выступление удачным, поскольку оратору удалось вызвать интерес к данной теме, сделать из слушателей собеседников. При этом нужно отметить, что ответы на вопросы не должны представлять собой цитирование уже прозвучавших тезисов. Это должна быть дискуссия, привносящая нечто новое, свои выводы и умозаключения.
Список литературы. 1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство. - Л., 1985. 2. Баранник Д.Х. Устная монологическая речь: Автореф. дис.... д-ра филол. наук. - Киев, 1970. 3.. Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт-Петербург: Слово, 83 4. Культура русской речи. Учебник для вузов под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н.
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГОУ ВПО «Волгоградская сельскохозяйственная академия»
Кафедра: «Педагогики, русского языка и профессионального обучения»
Реферат
На тему: Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Выполнил: студент
гр. ЭК-25
Петрушова О.В.
Проверил:
Пучкова Л.И.
Волгоград 2009
Другие работы по теме:
Часть речи
Грамматическая категория частей речи находит свое выражение в противопоставлении грамматических классов слов, которые различаются своим общим категориальным грамматическим значением.
Русский язык
Краткое сообщение на тему: Русский язык Выполнила: ученица школы № 17 Лазаренко Надежда Улан-Удэ 1999 год I.Введение 1. Общие сведения о русском языке.
Речевое общение
Для того чтобы было возможно , передача в речи чего-либо, нужно, чтобы передаваемое было названо, т. е. выражено в системе звуковых сигналов, обозначающих для всех членов коллектива одно и то же, т. е. понимаемых всеми одинаково, необходимо существование языка, общего для всех членов общества. Именно язык, являясь средством, орудием общения людей между собой, и составляет необходимое условие человеческой речи: если бы не существовало языка, речевое общение было бы невозможно.
Реклама товара
Открытый публичный конкурс. Реклама и договорные понятия.
Как говорить понятно и выразительно
Четыре основных принципа выражения мыслей вслух в понятной для окружающих форме, двадцать советов выступающему с публичной речью, описание семи смертельных грехов публичных ораторов, а также один важный совет напоследок.
Тема Кол-во страниц
Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка в старших классах средней школы
Зачем нужно тире
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Законы риторики
ТЕМА: . Закон - связь и взаимозависимость каких-либо явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями. (С.И.Ожегов.Словарь русского языка – М.: «Русский язык», 1989, с. 210.).
Речевые ситуации
27/02/2010 Речевая ситуация Оратор приспособление аудитория Восприятие, мышление, воображение Для процесса публичной речи актуально: восприятие, мышление, воображение, приспособление.
О понятии публицистический стиль речи
§ 1. О понятии "публицистический стиль речи" Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.
О риторике
Чтобы отвратить угрозу, преодолеть насилие, разоблачить обман, овладеть собственной культурой и организовать созидательную деятельность, общество должно владеть искусством слова.
Польско-прусский договор 1790
Союз Польско-Литовский и Прусский был подписан 29 марта 1790 года в Варшаве между представителями Речи Посполитой и Пруссии. Пруссия старалась воспользоваться войнами Российской империи с Османский Империей и Швецией и распространить свое влияние на ослабленную Речь Посполитую. Некоторые круги Речи Посполитой также рассматривали возможность освободиться от десятилетий Российской зависимости.[1]
Рейтан, Тадеуш
Ян Матейко «Рейтан — упадок Польши» (1866) Таде́уш Рейтан (белор. Тадэвуш Рэйтан, польск. Tadeusz Rejtan, Tadeusz Reytan; 20 августа 1742 — 8 августа 1780) — участник Барской конфедерации, депутат Сейма Речи Посполитой от Новогрудского воеводства ВКЛ. Происходил из дворянского рода немецкого происхождения, осевшего в ВКЛ в XVII веке.
Волынское воеводство II Речь Посполитая
Введение 1 История 2 Повяты 3 Волынские воеводы II Речи Посполитой Волынское воеводство (II Речь Посполитая) Введение Волынское воеводство (польск. Wojewуdztwo wołyńskie) — административно-территориальная единица Второй Польской Республики, образованная 1919 году в результате восстановления Польского государства.
Тарнопольское воеводство
Введение 1 География 2 Население 3 Климат 4 Административное деление Введение Тарнопольское воеводство (польск. Wojewуdztwo Tarnopolskie) — воеводство во Второй Речи Посполитой, существовавшее с 1920 по 1939 год.
Королевство Польское 1025 1385
Королевство Польское (польск. Krуlestwo Polskie) — польское государство с 1025 по 1795 год. После Люблинской унии 1569 года стало частью Речи Посполитой. Началом Королевства Польского принято считать принятие королевского титула Болеславом I Храбрым, а концом — отречение от престола короля Станислава Августа Понятовского в результате третьего раздела Речи Посполитой.
Тарногродская конфедерация
Тарногродская конфедерация (польск. Konfederacja Tarnogrуdzka, организована 26 ноября 1715 года в г. Тарногруд, откуда и название) — конфедерация в Речи Посполитой, созданная для лоббирования сословных интересов шляхты и магнатов, недовольных абсолютистскими тенденциями короля Августа II Сильного, немца по происхождению.
Восстание Жмайло
1625 г. — казацко-крестьянское восстание на Украине под руководством Марка Жмайло против политического, экономического и религиозного гнёта Речи Посполитой.
Свалка истории
- фигура речи, обозначающее место, куда перемещаются люди, события, идеологии и т.п. будучи преданные забвению в истории. Считается, что первым употребил это выражение Лев Троцкий в обращении к меньшевикам, покинувшим Второй Съезд Советов 25 октября 1917 года.
Школа публичной политики им. Джеральда Р.Форда
(Gerald R. Ford School of Public Policy) Мичиганского университета, также известная как Школа Форда является ведущим центром изучения публичной политики в США. Школа была основана в 1914 году под названием
Речь Посполитая Трёх Народов
Введение 1 Гадячская уния Список литературы Введение Речь Посполитая Трёх Народов (польск. Rzeczpospolita Trojga Narodуw) — политический проект превращения конфедерации Польского Королевства и Великого княжества Литовского (т. е. Речи Посполитой Двух Народов) в триединое государство (Речь Посполитую Трёх Народов), в результате создания на украинских землях Великого княжества Русского из земель Королевства Польского.
Огинский, Григорий Антоний
Григорий Антоний Огинский (польск. Grzegorz Antoni Ogiński; 23 июня 1654 — 17 октября 1709, Люблин) — политический и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, великий гетман литовский, князь из рода Огинских.
Языковая норма 3
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Изучение времен английского глагола
Text Text Graphics Изучение времен английского глагола Настоящее простое Настоящее продолженное Graphics Цели урока Продолжить работу по формированию грамматических навыков. Тренировать учащихся в умении использовать в речи Present Simple, Present Progressive. Активизировать изученную лексику.
Государство и граждане
Text Text Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функцией и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Публичная достоверность ценной бумаги
Эссе №3 «Существуют ли ценные бумаги, не отвечающие признаку публичной достоверности?» В российском праве господствует точка зрения о том, что ценные бумаги можно характеризовать совокупностью признаков абстрактности, публичной достоверности и исполнимости при предъявлении бумаги. Но нельзя согласиться с тем, что все ценные бумаги отвечают данным трем признакам.
Федеральный уровень регулирования социальной сферы
14Федеральный уровень регулирования социальной сферы. Управление социальной сферой осуществляется на всех трех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями
Информационные прогнозно-геологические антиномии
Исходя из того, что любой признак рудного объекта является его отражающим знаком и содержит о нем количество информации, для оценки информативности признаков предлагалось использовать математический аппарат традиционной теории информации.
Собольщиков В. И.
Собольщиков Василий Иванович - архитектор и библиофил, родился в Витебске, в 1813 г. Окончив курс наук в местной гимназии служил в Витебском губернском правлении.