Реферат по курсу «Введение в языкознание» студентки 1 курса: Пахомовой Ж.И.
Министерство общего и профессионального образования рф
Мурманский государственный пединститут
Факультет ПиМНО ОЗО
Кафедра РЯЛ и МП
Мурманск
2001
Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представлениях.
Ключевая роль языкознания для многих смежных наук делает выводы языкознания важными для всего гуманитарного знания в целом.
Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с психологией, уже в 19 веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознание. Так появилось психологическое направление в науке о языке. В 50-х годах 20 века образовалась новая пограничная с языкознанием наука -психолингвистика.
Психолингвистика – наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Она изучает процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования ближе к психологии. Она возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно – иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально – мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика, например, распознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в компьютер; информатика).
Термин “психолингвистика” вошел в научный обиход с 1954 года после опубликования в США коллективной работы под этим названием ( под редакцией Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока ), но идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивал в СССР еще в начале 30-х годов 20 века психолог Лев Семенович Выготский. В России тогода еще советской, развитие собственно психолингвистики началось с середины 60-х годов 20 века, прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа велась также в институтах других городов страны.
Каждые 2-3 года проводились всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская психолингвистика опиралась на материалистическую психологию школы Л.С Выготского ( прежде всего на понятие деятельности ) и на лингвистическое наследие Л.В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая Психолингвистику как одну из дочерних областей разработанной А.Н. Леонтьевым психологической теории деятельности, московская психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику “теорией речевой деятельности”, употребляя параллельно и термин “психолингвистика”.
Развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интернировать язык как динамичную систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека.
Внутри вышеописанной системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем “классическое” общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним, в чем и состоит главное отличие психолингвистики от классического языкознания.
Список литературы.
«Лингвистический энциклопедический словарь» Москва-1990г.
Ф.М.Березин, Б.Н.Головин, «Общее языкознание» Москва-1979г.
В.И.Кодухов «Введение в языкознание», Москва-1987г.
Другие работы по теме:
Направления и аспекты изучения детской речи
Изучение освоения родного языка тем или иным конкретным ребенком. Исследование общих закономерностей освоения одного языка разными детьми. Выявление общих закономерностей освоения разными детьми разных языков.
Философия и религия сходства и отличия
Философия и наука: сходства и отличия Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумулятивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный переход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) институционное оформление в XVΙΙ веке.
Расчет переходных процессов в линейных электрических цепях
Расчет токов и напряжения во время переходного процесса, вызванного коммутацией для каждой цепи. Классический и операторный методы. Уравнение по законам Кирхгофа в дифференциальной форме для послекоммутационного режима. Составляющие токов и напряжений.
Переходные процессы в линейных цепях
Типовой расчет по Электротехнике. (Переходные процессы в линейных цепях.) Студент Ухачёв Р.С. Группа Ф-9-94 Преподаватель Кузнецов Э.В. Вариант 14
Психолингвистика и нейролингвистика
Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг. 20 в. в русле психологического направления и ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности в её соотнесённости с системой языка.
Психология как наука. Её место в системе наук
Билет 1.. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Психолингвистика в США
Содержание: 1. Введение 1.1Сущность психолингвистики как науки 1.2 История возникновения психолингвистики 2. Основная часть 2.1 Идеи Ч. Осгуда 2.2 Н. Хомский “Синтаксические структуры”, “Порождающая грамматика”
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Венерическая лимфогранулема
Венерическая лимфогранулема (син: паховый лимфогранулематоз) относят к классическим заболеваниям, передающимся половым путем (венерическим болезням). Возбудитель - Chlamydia trachomatis серологических типов L1-L3.
Языкознание в системе наук
Министерство Общего и Профессионального образования Самарский Государственный Педагогический Университет Языкознание в системе наук. Выполнил: студентка
Психолингвистика и языкознание
Министерство образования РФ Иркутский Государственный Лингвистический Университет Кафедра общего и классического языкознания РЕФЕРАТ По языкознанию
Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
Автор: Брюсов В.Я. Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.
Тристан и Изольда
Аннотация к семинару по средневековому рыцарскому роману “ Тристан и Изольда” Роман “Тристан и Изольда” является классическим примером средневекового творчества. Несмотря на время, роман не потерял своего внутреннего смысла и по сей день остаётся одним из выдающихся образчиков рыцарской литературы.
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Баласагуни, Юсуф Хасс Хаджиб
Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) — уйгурский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Знание о Благодати» или «Наука о Счастье»), представил её правителю Кашгара и был удостоен звания «Хасс Хаджиб».
Коварство и любовь пьеса
«Коварство и любовь» (нем. Kabale und Liebe) — мещанская драма в пяти актах Фридриха Шиллера (1759—1805). Премьера пьесы, повествующей о коварных интригах, приведших к краху искренней любви между дворянином и мещанкой, состоялась 13 апреля 1784 года во Франкфурте-на-Майне. Первоначальное название драмы «Луиза Миллер» по имени главной героини, дочери музыканта, было изменено на «Коварство и любовь» по предложению актёра Августа Вильгельма Иффланда (1759—1814). «Коварство и любовь» Шиллера считается классическим произведением немецкой драматургии.
Вучинич, Александер
Введение 1 Биографическая справка 2 Премии, награды 3 Публикации 4 Источники Введение Александер Вучинич (англ. Alexander S. Vucinich, Alexander Vucinic, *1914 Вилмингтон (Калифорния) - †25 мая 2002, Беркли) - американский историк, культуролог, социолог; специалист по истории науки и культуры России и СССР; профессор Пенсильванского университета (Филадельфия).
Эволюционная лингвистика
План Введение 1 История 2 Конференция EVOLANG Список литературы Эволюционная лингвистика Введение Эволюционная лингвистика — научное изучение возникновения и развития языка. Основной проблемой данной дисциплины является недостаток эмпирических данных: многие языки, исчезая, не оставляют следов.
Неогрек
План Введение 1 Европейские корни 2 Неогрек в Москве 3 Источники Введение Неогре́к — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Психолингвистика
Введение 2 I. Психолингвистика как наука 3 1). Объект психолингвистики 4 2). Предмет психолингвистики. 4 3). Методы психолингвистики. 5 4). Сущность психолингвистики. 6
Связь языкознания с другими науками
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Озеро Байкал (Доклад)
Байкал – одно из величайших и красивейших озер мира! Оно самое глубокое (1620м), самое большое по объему чистейшей пресной воды (20 % мировых запасов), самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Байкал является классическим примером тектонического озера- водоема, образовавшегося в результате тектонических процессов.
Злобин С.П.
Родился 11 ноября (24 н.с.) в Москве в семье студента-медика, участника революционного движения. Воспитывался бабушкой (родители были в тюрьме, затем в ссылке), прожив трудное, часто голодное детство.
Ботаніка - наука про рослини Загальна характеристика царства рослини
БОТАНІКА – НАУКА ПРО РОСЛИНИ. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА РОСЛИНИ. Ботаніка – наука про рослини, їх будову, життєдіяльність, поширення і походження. Ботаніка вивчає рослинний покрив земної поверхні. Ботаніка вивчає рослини на всіх рівнях (молекулярному, клітинному, організмовому, популяційному).