Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных

Рефераты по культуре и искусству » Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных

СПОРТСМЕНОВ

До настоящего времени сенситивные и критические периоды рассматривались учеными главным образом в области силы, скорости и выносливости [1, 2, 5, 9]. Не было известно, каким образом эти периоды влияют на развитие двигательной координации. Некоторые ученые даже сомневались в их существовании. Особенно дискуссионными были взгляды на критические периоды. Поиски сенситивных и критических периодов, общих для всех двигательных способностей, мы признали необоснованными. Поэтому наши исследования были направлены на самые важные двигательные способности - координационные. Целями работы были:

1. Определение изменений в области избранных координационных способностей (КС) у молодежи разного возраста.

2. Выявление у них периодов ярко выраженного улучшения или ухудшения результатов, а также их восприимчивости к воздействию спортивной тренировки.


Материалы и методы. Для достижения поставленных целей проанализированы результаты исследований, проведенных в Польше и бывшей ГДР на различном материале и разными методами. Обследовано 3086 человек. В Польше использован материал из обзорных попеременных и непрерывных исследований.

В первом исследовании приняли участие 414 нетренирующихся учеников начальных и средних школ и студентов Академии физического воспитания. Во втором - две группы фигуристов: в одной из них у девочек и мальчиков трижды измерялся уровень КС (тест Старосты), а в другой проведен 4-летний педагогический эксперимент. Материал, собранный в бывшей ГДР, охватывал результаты следующих исследований: обзорных - 2500 нетренирующихся лиц обоего пола в возрасте 7-24 лет и непрерывных (продолжительных) - 147 человек в возрасте 8-15 и 19-23 лет, систематически тренирующихся. Уровень основных КС определялся при помощи 6 тестов. Материал статистически обработан.


Результаты исследований

1. Сенситивные и критические периоды в развитии КС.

Проведенные независимо друг от друга исследования в бывшей ГДР и Польше на основе оценки способности к сохранению равновесия, а также комплексных КС показали динамическое улучшение уровня результатов исследуемых способностей у девочек и мальчиков. У мальчиков отмечалось более заметное улучшение. Наивысшие приросты наблюдались до 11 лет. Однако максимальные величины достигались в возрасте 15-20 лет (раньше они отмечены у тренирующихся девочек).


На основе анализа полученного материала можно также говорить о появлении критических периодов, ибо между 11 и 13 годами жизни наблюдался временный застой или регресс способности сохранения равновесия и комплексных КС. Они были более ярко выражены у девочек и у не занимающихся спортом. Частично это можно объяснить тем, что в спорте главным образом остаются те лица, у которых эти изменения происходят менее динамично.


2. Индивидуальные изменения КС у лиц разного возраста.

Средние величины измерения способности сохранения равновесия подтвердили проявление периодов сенситивного (между 7, 10 и 10,5 годами жизни), а также критического (между 10,5 и 13,5 годами жизни). Кроме того, показатели значительно дифференцированы во время проявления критического периода у отдельных девочек. В области комплексных КС, измеряемых в течение 4 лет, у молодых фигуристов между 10 и 12 годами жизни наблюдались также довольно значительные колебания результатов при общей возрастающей тенденции. Важно, что эти спортсмены достигали все более высоких спортивных разрядов в периоды значительного улучшения результатов исследуемых КС. Это указывает на связь между уровнями КС и технической подготовленности. Застой результатов, а также их временный регресс были ярко выражены между 12 и 14 годами жизни. Эти изменения были более отчетливы у девочек, чем у мальчиков.


Существенные изменения уровня КС наблюдались только в крайних исследованиях, т.е. между результатами I и IX измерений. Большая дифференцировка результатов отмечена у девочек, а меньшая - у мальчиков. Кривые средних арифметических результатов были относительно плоскими.


Более полная картина происходящих изменений получена при анализе индивидуальных результатов: у отдельных лиц наблюдаются значительные колебания результатов с наступлением критического периода. Приостановка развития или его регресс наступал в разном возрасте. Дифференцированным был также диапазон изменений у отдельных лиц. При сравнении кривых индивидуальных изменений со средними арифметическими исследуемой группы заметно, что эти последние "уплощают" проявление критических периодов. Особенно отчетливо это видно у мальчиков. Каждого из них характеризовала другая картина изменений уровня координации, связанная, по всей вероятности, с темпом биологического развития.


Выявление сенситивных и критических периодов в двигательном развитии возможно исключительно во время многолетних исследований .


С моей стороны был проведен подобный опыт, который показывает полное совпадение с выше сказанным. В этом опыте были использованы три упражнения позволяющие измерить уровень КС: прыжок с двух ног на две без помощи рук, прыжок при помощи рук, прыжок с одной ноги на другую при помощи рук.

Исследования проводились на Группе Спортивного Совершенствования (тренер Королев С.А.)и группе Начальной Физической Подготовки (тренер Серегин С.И.)Тамбовского клуба <Сокол> и в котором приняли участие занимающиеся различного возраста и спортивного звания. Всего было исследовано 20 занимающихся, было проведено три опыта с переодичностью в три месяца, с каждым последующим опытом результаты исследования постепенно увеличивались у всех спортсменов, которые с начала исследования и до его окончания, сумели завоевать достойные места на спортивном пъедистале почота…

Результаты исследования:

20 февраля 2009г.


ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд, Прыжок с 2х ног на 2е без рук Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук
Ильясов И. 9лет 2года 320 340 110
Вохминцев А. 8лет 2года 240 250 220
Ефимов С. 10лет 2года 330 400 310
Крушатина В. 10лет 5лет 260 280 140
Никитин В.10лет 2года 320 340 260


Зубехин А .10лет 2

года


310


350


220

Антошина Н. 14лет 2года 300 320 240
Осокин А. 14года 4года 320 340 230
Котельникова С. 14лет 1год 250 280 150
Татаренацева К. 16лет 1год 300 330 260
Федотов А. 15лет 5лет КМС 330 400 250
Ширкин Н.16лет 7лет 420 530 320
Сажнев А. 17лет 5лет КМС 400 430 290
Королев М. 17лет 11лет КМС 390 380 270
Шарапов С. 20лет 4года КМС 390 400 310
Филимонов В. 20лет 4года 410 450 340
Юрин Р. 20лет 10лет КМС 420 440 300
Козлов А. 19года 19лет КМС 430 460 330
Жуков В. 19лет 12лет МС 500 480 310
Бокин А. 19лет12лет КМС 490 470 300
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС 360 380 270
Сорокина Т. 21год 16лет 380 440 340
Серегин С. 22года 15лет КМС 390 480 370

Результаты исследования:

20 мая 2009г.

ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд, Прыжок с 2х ног на 2е без рук Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук
Ильясов И. 9лет 2года 360 380 150
Вохминцев А. 8лет 2года 270 290 240
Ефимов С. 10лет 2года 370 430 350
Крушатина В. 10лет 5лет 300 320 180
Никитин В.10лет 2года 350 360 290
Зубехин А .10лет 2 года 360 380 260
Антошина Н. 14лет 2года 340 360 280
Осокин А. 14года 4года 360 380 270
Котельникова С. 14лет 1год 290 310 190
Татаренацева К. 16лет 1год 350 370 290
Федотов А. 15лет 5лет КМС 380 440 310

Ширкин Н.16лет

7лет


450


580


360

Сажнев А. 17лет 5лет КМС 430 520 310
Королев М. 17лет 11лет КМС 410 400 320
Шарапов С. 20лет 4года КМС 410 420 350
Филимонов В. 20лет 4года 440 480 360
Юрин Р. 20лет 10лет КМС 450 480 350
Козлов А. 19года 19лет КМС 460 490 370
Жуков В. 19лет 12лет МС 540 500 360
Бокин А. 19лет12лет КМС 520 510 360
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС 400 430 300
Серегин С. 22года 15лет КМС 530 530 400
Сорокина Т. 21год 16лет 420 480 390

Результаты исследования:

20 сентября 2009г.

ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд, Прыжок с 2х ног на 2е без рук Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук
Ильясов И. 9лет 2года 380 400 180
Вохминцев А. 8лет 2года 310 320 270
Ефимов С. 10лет 2года 390 480 370
Крушатина В. 10лет 5лет 330 350 200
Никитин В.10лет 2года 370 380 310
Зубехин А .10лет 2 года 380 390 280
Антошина Н. 14лет 2года 360 380 300
Осокин А. 14года 4года 380 400 310
Котельникова С. 14лет 1год 310 330 210
Татаренацева К. 16лет 1год 370 390 320
Федотов А. 15лет 5лет КМС 400 460 340

Ширкин Н.16лет

7лет


480


600


380

Сажнев А. 17лет 5лет КМС 460 560 360
Королев М. 17лет 11лет КМС 450 440 360
Шарапов С. 20лет 4года КМС 470 480 390
Филимонов В. 20лет 4года 480 500 390
Юрин Р. 20лет 10лет КМС 480 500 390
Козлов А. 19года 19лет КМС 480 500 400
Жуков В. 19лет 12лет МС 580 530 380
Бокин А. 19лет12лет КМС 560 540 380
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС 430 460 320
Серегин С. 22года 15лет КМС 560 570 420
Сорокина Т. 21год 16лет 440 460 400

Таблица с оценкой лучших результатов исследования:


Шарапов С. 20лет 4года КМС выдающаяся отличная отличная
Филимонов В. 20лет 4года выдающаяся отличная отличная
Юрин Р. 20лет 10лет КМС выдающаяся отличная отличная
Козлов А. 19года 19лет КМС выдающаяся отличная отличная
Жуков В. 19лет 12лет МС выдающаяся выдающаяся отличная
Бокин А. 19лет12лет КМС выдающаяся выдающаяся отличная
Серегин С. 22года 15лет КМС выдающаяся выдающаяся выдающаяся
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС отличная отличная хорошая
Сорокина Т. 21год 16лет отличная отличная отличная

Выводы и методические рекомендации


1. Результаты проведенных исследований ясно показали наличие сенситивных периодов в развитии КС между 7 и 11 годами жизни.


2. Критические периоды (застой или регресс) в развитии двигательной координации наблюдаются между 11 и 13,5 годами жизни, что указывает на необходимость проявления в этот период особенной заботы о развитии этих способностей в количественном и качественном аспектах. Отсутствие соответствующих мероприятий может понизить уровень КС занимающихся и является причиной потерь, которые уже не удастся возместить.


3. Нагроможденный исследовательский материал подтверждает наступление критических периодов в развитии КС между 11 и 13,5 годами жизни. Более отчетливые изменения наблюдались при анализе индивидуальных результатов. Знание этих фактов должно способствовать разработке планов тренировки, соответствующих возможностям занимающихся, т.е. учитывающих их трудный период в двигательном развитии. Это особенно важно в технически сложных видах спорта, в которых довольно часто из тренировки исключаются лица, характеризующиеся ярко выраженным критическим периодом, как "бесперспективные".


4. Полученные результаты указывают на необходимость внесения изменений в до сих пор применяемую систему подготовки, заключающуюся в учете усиленного развития КС (так называемой акцентированной стимуляции) в возрасте 7-11 лет, независимо от вида спорта. Это требует избирательного воздействия на усиленное развитие КС и не допускает снижения или торможения их развития из-за чрезмерного повышения уровня других двигательных способностей (особенно таких, как сила и выносливость). Поэтому необходимой является разработка новой модели спортивной тренировки.