В 1811 году генерал – майор Н.З.Хитров, зять прославленного полководца М.И.Кутузова, состоявший «при особе государя» был внезапно «удалён на Вятку».
В Вятке генерал – майору довелось стать свидетелем удивительного события, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь свистуньей.
В 1811 году праздник свистопляска разделялся ещё на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у горных валов поминали предков. А «остальная часть сего достопамятного дня» посвящалась увеселениям: «народ собирается с небольшими свистульками и целый день свищет, ходя по улице». И «продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
Свистунья.
Дешёвые глиняные игрушки изготавливались, главным образом, в осеннее – зимнее время и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой весенней ярмарке «Свистунье». Эта традиционная народная ярмарка ежегодно проходила в Вятке в мае месяце и представляла собой необычайно живописную картину: весеннее солнце, яркая зелень, музыка и всюду в платках, на возах и в особых лубяных коробах множество расписных и раззолоченных игрушек, фигурных пряников, орехов и всяких сладостей. Отличительной чертой этого праздника-торга был свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья», а ранее – «Свистопляска». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в берестяную дудку или глиняную свистульку. Свистульки делались в виде фигурки уточки, коня, барана, всадника на коне и т.д.
Возникновение промысла.
Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.
В середине 19 века под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.
Глина и гипс.
В первой половине 19 века дымковская игрушка главным товаром на свистунье и ходко раскупалась на других ярмарках и базарах, порой далеко за пределами Вятской губернии.
Но в скоре у вятской глины появился очень опасный конкурент – вятский гипс.
На свистопляске «в недавнее время стали появляться гипсовые, лепные и литые статуэтки…» (1858 год).
А что такое вятский гипс?
Это главным образом, - мещанские, часто скопированные с заграничных, западных мещанских же образов, космополитическая скульптура.
Глиняная игрушка лепится на глаз, без образца. И раскрашивается тоже на глаз и тоже без образца. Каждый экземпляр приходится изготовлять заново и словно впервые, творчески, как бы глубоко традиционен он ни был.
А при изготовлении гипсовых статуэток можно в одной форме последовательно отлить тысячу и более экземпляров, чисто механически производя их. И раскраска по образцу порой, при известной сноровке, уже не требовала творческого отношения.
Особенности производства дымковской игрушки
Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы — до десяти цветов — придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Другие работы по теме:
Какие игрушки предпочитают малыши?
Чем меньше дитя, тем более оно непредсказуемо в своем выборе. Сложность для взрослых заключается в отсутствии элементарных знаний по проблемам раннего детства.
Мягкая игрушка КОЛОБОК
Экзаменационный проект по технологии на тему мягкая игрушка “КОЛОБОК” Ученицы 9е класса средней школы №12 Шишкиной Натальи Руководитель: Чагина В.А.
Не изменяй тем, кого приручил
Как много уже сказано о наших домашних любимцах — котах, собаках, птицах и хомяках, и все напрасно. Потому что каждый раз, встречаясь со случаями человеческой измены и жестокости, чувствуешь: об этом нельзя молчать.
О том, как Ленин подарил одному мальчику игрушку
Автор: Зощенко М.М. О том, как Ленин подарил одному мальчику игрушку Один русский революционер убежал из царской тюрьмы и скрылся за границей. Он стал жить в Швейцарии, в городе Цюрихе. Он там поступил на мебельную фабрику. И там работал.
Соловей
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел так хорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом снова принимался за свое дело и не думал о соловье до следующей ночи. Путешественники говорили, что соловей — лучшее, что есть у императора.
Моя любимая игрушка
Автор: Сочинения на свободную тему Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло.
Моя любимая игрушка 2
Моя любимая игрушка Автор: Сочинения на свободную тему Моя любимая игрушка. Каких только игрушек у меня не было в раннем детстве. Но вместе со мной росли и мои привязанности к игрушкам.
Моё детство 2
Моё детство Автор: Сочинения на свободную тему Моё Детство Своё детство я провела незабываемо! С раннего возраста мы всей семьёй ездили в другие страны, города.
Пушкин о поэте и поэзии
Автор: Пушкин А.С. «А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»
Овсень, Петрушка, потешные молодцы и ребячьи игрушки
Древняя Русь любила обрядовые игры, любила веселье, всевозможные театральные действа, ряженых, скоморохов - потешных молодцов, уличных акробатов, кулачные бои, катание в санях, хороводы, лапту. Многие обычаи ведут свое начало еще со времен Перуна.
Темари
Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства.
Игра и игрушка в сфере повседневной культуры
Как правило, когда решаются вопросы, связанные с игрой как феноменом культурной жизни, будь то научно-теоретический или обыденный контекст, остаётся в стороне атрибутивный аспект проблемы.
Глиняная Игрушка
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольлору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Знакомство с народной глиняной игрушкой
Введение. Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности , развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Промыслы русской художественной керамики
Разнообразие видов керамики. Художественный народный промысел – подмосковная гжель. Скопинский промысел. Спрос на дымковскую игрушку. Лепные филимоновские игрушки (свистульки). Особенности сомовского гончарного промысла. Хлудневские сопелки и гремотухи.
Особенности русских народных промыслов (росписи, игрушки)
Характеристика народных художественных промыслов, занимающих видное место в декоративно-прикладном искусстве. Особенности хохломской и гжельской, подглазурной росписи фарфора и керамики. Русские расписные игрушки: дымковская, хохломская, абашевская.
История плюшевого мишки
В прошлом году исполнилось 100 лет со дня начала массового выпуска плюшевых мишек. За прошедшее столетие в мире были проданы миллионы плюшевых медвежат всех размеров и цветов, став самой популярной игрушкой в мире.
Каргопольская игрушка
Основное занятие крестьян – землепашество, но наличие пригодных глин в округе дало возможность развитию подсобного гончарного промысла.
Гармония и алгебра народной игрушки
Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.
Народные промыслы
Жостовский художественный промысел: декоративная живопись на металлических подносах. Дымковская и филимоновская игрушки, городецкая и хохломская росписи. Расписные пасхальные яйца (писанки) как прообраз русской матрешки. Гжельская и скопинская керамика.
Дымковская игрушка 2
Дымковская игрушка История промысла. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.
Декоративное искусство
Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, — чашек, стульев, платьев — коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи «заговорят». Но на особом языке — языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
Исикава Такубоку
Исикава родился в далекой северной префектуре Иватэ и рос в деревне Сибутами, где его отец был священником в буддийском храме. Поступив в школу Мориока, он вдохновился стихами поэта Ёсано Хироси и решил посвятить себя литературе.
Бруно Вальтер (Walter)
Бруно Вальтер (Walter) (псевдоним; настоящие имя и фамилия Бруно Вальтер Шлезингер, Schlesinger) (1876-1962) - немецкий дирижёр и музыкальный писатель. Учился в консерватории Штерна в Берлине.