Реферат: Пронзительная романтика 60х годов СССР. Отражение в кино и музыке - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Пронзительная романтика 60х годов СССР. Отражение в кино и музыке

Рефераты по культуре и искусству » Пронзительная романтика 60х годов СССР. Отражение в кино и музыке

План работы


I. Вступление

Обоснование выбора темы

Дух свободы и романтизма в 60е годы.


II. Основная часть

Общая характеристика СССР в 60е годы:

История и политика;

Культура; Основные направления;

Социум.


Основные темы и настроения в искусстве СССР в 60е годы.

Кино. Анализ фильмов М. Калика и Л. Шепитько;

Музыка. Анализ музыкальных произведений М. Таривердиева.


III. Заключение

IV. Список литературы


I.Вступление.


1. Обоснование выбора темы.


Во время зимних каникул мне удалось посмотреть много разных фильмов, среди которых оказались и фильмы 60х годов, таких режиссеров как Лариса Шепитько и Михаил Калик. До этого момента я не была знакома с творчеством этих режиссеров, но, посмотрев первый фильм, я бы очарована им. И решила поближе познакомиться с остальными. Произведения этих авторов были объединены общим духом, духом того времени. Романтичные, трогательные, наполненные жизненными эмоциями и переживаниями.

Я заинтересовалась творчеством 60х. Что придает ему такую романтичность и пронзительность? Как способствовала история и политика данного периода на культуру?

На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе: «Пронзительная романтика 60х годов СССР. Отражение в кино и музыке».

Решение этой задачи возможно путем обзора истории, политики и культуры периода 60х годов, а также подробного анализа кинофильмов: «До свидания, мальчики!», «Человек идет за солнцем» и «Любить» - Михаила Калика, «Крылья»- Ларисы Шепитько, и музыкальных произведений Михаила Таривердиева.


2. Дух свободы и романтизма в 60е годы.


60е годы во всем мире ознаменовались, как время свободы, любви и творчества. По Америке и Европе прокатилась сексуальная революция. В СССР началась «оттепель».


Женщины получили новые права и свободы. Оставшись в меньшинстве после Второй Мировой войны, они были вынуждены бороться за каждого мужчину, чтобы не остаться одной. Тем самым юбки становились короче, а вырезы глубже.

Ко всему прочему, важнейшим фактором стало появление надёжных и доступных способов контрацепции, что позволило получать удовольствие от секса, не задумываясь о детях.

Всё это вместе привело к формированию нового сознания. Отныне секс не просто перестал быть запретной темой. С середины 1960-х годов молодые люди, а за ними и немолодые, порывают со старым представлением о сексе, основанном на чувстве греха и скрытости. Ведущим настроением становится стремление к истинности и открытости.

Хотя в Советском Союзе эти действия не приняли должного масштаба, но ветер перемен долетел и до нас. Это стало заметно и в моде, и в поведении людей, и даже в искусстве. Стали появляться фильмы, где про любовь и отношения не боялись говорить и показывать. Постепенно яркое солнце любви и свободы растапливало лед пережитков железного занавеса.


II.Основная часть.


1.Общая характеристика СССр в 60е годы.


Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. То есть тех, кто призван был стать главной производительной силой страны в конце 40-50-х годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов.

Война, конечно, привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе с взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.

В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической революции привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) – международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос.


История.


Период «оттепели».

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания под антисталинскими лозунгами: Норильское, Воркутинское, Кенгирское и др. С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Н.С. Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были испорчены при Сталине. В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал её интересам, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря. Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

Основные кинорежиссеры оттепели — Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Основные фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. Домой были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость с западными державами о государственном нейтралитете Австрии и выводе всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.

Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Партийное руководство было напугано тем, что либерализация режима в Венгрии привела к открытым антикоммунистическим выступлениям и, соответственно, либерализация режима в СССР может привести к тем же последствиям. Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нем говорилось: "Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза считает необходимым обратиться ко всем парторганизациям... для того, чтобы привлечь внимание партии и мобилизовать коммунистов на усиление политической работы в массах, на решительную борьбу по пресечению вылазок антисоветских элементов, которые в последнее время, в связи с некоторым обострением международной обстановки, активизировали свою враждебную деятельность против Коммунистической партии и Советского государства". Далее говорилось об имеющей место за последнее время "активизации деятельности антисоветских и враждебных элементов". Прежде всего, это "контрреволюционный заговор против венгерского народа", задуманный под вывеской "фальшивых лозунгов свободы и демократии" с использованием "недовольства значительной части населения, вызванного тяжелыми ошибками, допущенными бывшим государственным и партийным руководством Венгрии". Также указывалось:"За последнее время среди отдельных работников литературы и искусства, сползающих с партийных позиций, политически незрелых и настроенных обывательски, появились попытки подвергнуть сомнению правильность линии партии в развитии советской литературы и искусства, отойти от принципов социалистического реализма на позиции безыдейного искусства, выдвигаются требования "освободить" литературу и искусство от партийного руководства, обеспечить "свободу творчества", понимаемую в буржуазно-анархистском, индивидуалистическом духе" В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, "зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства, быть бдительным к проискам враждебных элементов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать преступные действия". Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осужденных за "контрреволюционные преступления" (2 948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.). Студенты за критические высказывания исключались из институтов.

Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Произошли массовые антикоммунистические выступления в Польше и ГДР. В 1958 г. были подавлены массовые волнения в Грозном. В 1960-е годы николаевские докеры во время перебоев со снабжением хлебом отказались отгружать зерно на Кубу. Летом 1962 года с прямой санкции Хрущёва было подавлено выступление рабочих в Новочеркасске. В феврале 1964 года был арестован Иосиф Бродский, 13 марта 1964 года на втором заседании суда в Ленинграде Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности и сослан в Коношский район Архангельской области. Суд над поэтом стал одним из факторов, приведших к возникновению правозащитного движения в СССР и к усилению внимания за рубежом к ситуации с правами человека в СССР. В 1956 г. началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам„О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей». 21 апреля 1960 года назначенный в феврале того же года новый председатель Совета по делам РПЦ Куроедов в своём докладе на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета так характеризовал работу прежнего его руководства: «Главная ошибка Совета по делам православной церкви заключалась в том, что он непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, совет вёл линию не на борьбу с нарушениями духовенством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов.» Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин. В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, адвентисты-реформисты». В массовом сознания сохранилось приписываемое Хрущёву высказывание того периода, в котором он обещает показать последнего попа по телевизору в 1980 году. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли Сталина как организатора и вдохновителя победы советского народа в войне. Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии (как и остальные представители высшего партийного руководства, лишившиеся своих постов при Хрущёве). По словам самого Хрущёва, одна из его главных заслуг состоит в том, что он смог уйти на пенсию (при этом забывая, что при нём имевший большое влияние Берия был расстрелян, а Маленков, фактически возглавлявший государство, — смещён). С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.


Культура.


Период «оттепели». Смерть Сталина, изменения в политической обстановке. Оживление культурной жизни, изменения в структуре органов управления, деятельности творческих союзов. Начало полосы реабилитации репрессированных деятелей культуры. Непоследовательный характер борьбы с «культом личности Сталина», поведение Хрущева по отношению к интеллигенции. Роль ХХ съезда КПСС в разрушении идеологии и практики сталинизма. «Откатные» тенденции в культурной политике. Поколение «шестидесятников», их роль в борьбе за демократизацию культуры, начало размывания культурной изоляции от Запада. Первые ростки молодежной субкультуры.

Специфика развития отраслей – народного образования, высшей школы. Ускоренное развитие науки – заметный поворот в научной политике. Создание новых научных центров, особая роль Сибирского Отделения АН СССР (1957 г.). Поддержка оборонных научных направлений. Изменения в положении биологической науки. Первые шаги в перестройке общественных наук.

Новая полоса в развитии художественной культуры, литературные «прорывы», борьба с консерваторами. Всплеск поэтического творчества. Появление бесцензурной литературы. Роль произведений А. И. Солженицына. Киношедевры 50‑х гг., театральное возрождение. Художественные выставки.

Вторая фаза периода – от середины 60‑х гг. до середины 80‑х гг. Два десятилетия «застоя». Отличие политики периода от политики периода «оттепели». Противоречие между внешней картиной относительного благополучия и нарастающим загниванием политической системы, расширение влияния неофициальной культуры.

«Охранительная» политика Брежнева, репрессии диссидентов, новая волна эмиграции (и высылки) деятелей культуры. Развитие бюрократических методов руководства культурой. Позитивные изменения в школьном строительстве, высшем образовании, науке. Недостатки и пороки в их развитии как проявление административно-командных тенденций в культурной политике. Появления интеллектуальной оппозиции в ученой среде. Начало политической деятельности физика А. Сахарова.

Новые явления в художественной культуре. Творческая специфика в развитии отдельных отраслей. Попытки власти остановить нарастание протестных выступлений литераторов, художников, деятелей театра. Методы их пресечения, новые высылки за границу в период правления Андропова. Формирование внутренней оппозиции режиму, углубление процесса «двойного сознания». Вызревание условий для принципиального обновления государственной системы. Роль в этом интеллигенции. Положение культуры в канун «перестройки». Перестройка как предтеча краха советского строя в начале 1990‑х гг.


Социум.


Многие историки, писатели и философы считают эпоху 60ч годов утопией. Эта идея трансформируется различным образом в ключевых событиях и явлениях эпохи, но глубинная суть её остаётся неизменной. «Коммунизм, будучи в основе своей литературной утопией, осуществлялся не в делах, а в словах». Высочайшим проявлением коммунизма в этом понимании стала пражская весна, на деле успевшая провозгласить только свободу слова. Но именно слова, произнесённые или напечатанные – лежали в основе рассматриваемого исторического периода. В подтверждение этому можно представить высказывание Хрущёва: «Возросли потребности, я бы даже сказал, что не потребности возросли, возросли возможности говорить о потребностях».

Некоторые неверное считают, что 60-е годы в Советском Союзе бесплодными из-за того, что они деятельным образом ничего не изменили в политической системе – суть перемен заключалась в высказываемых мыслях, идеях, переживших за этот период подъём и падение – но ни в коей мере не исчезнувших бесследно. Главный поэт эпохи, Н.С. Хрущёв, фактически провозгласивший 1961 год «20 годом до новой коммунистической эры», прямо повлиял тем самым на созидание нового периода в истории советского общества, нового мироощущения советского человека. В целом это мироощущение можно назвать более оптимистическим – появляется пространство для некоторой дискуссии в обществе, скинут с пьедестала образ Сталина-вождя (что чрезвычайно важно, хотя бы потому, что уничтожает эту составляющую извечного советского «двоемыслия»). Новым взглядам отвечают новые идеалы – прежде всего космос, провозглашавший безграничные возможности человека (попутно крушивший религиозность), новый-старый образ революции (Кубинская революция, не только как самоценность, но и как возможность освежить память о 1917 годе). Советский человек, формирующийся под влиянием этих событий, оказывается наделён несколько другими, в сравнении с предыдущими десятилетиями, культурными ориентирами. Герои 60-х – молодые учёные (такие, например, как в фильме Ромма «9 дней одного года»), спортсмены (но, непременно, разносторонне развитые, культурные люди), геологи, отправляющиеся в Сибирь с гитарой и томиком Лорки. Все они обладатели этого нового дерзновенного духа, задорного оптимизма, романтически анти-обывательского – люди, верящие в возможность гармоничного развития (что проявляется и в «многоплановости» самого человека, и в вере в возможность «мирного сосуществования» с Западом). В этих людях ещё достаточно силён дух патриотизма, освящённый памятью о совсем недавней «Великой Отечественной Войне», демонстрирующей общую «правильность» выбранного коммунистического курса. Однако это молодое, здоровое устремление к «гармонии» (состоявшее из многих направлений, в том числе и диссидентского) сильно меняет свой вектор развития к концу 60-х годов. «Дом» сменяет «дорогу», «христианство» (точнее, устремление к религиозности) «науку», «истина» – «правду», «русское» – «советское», «прошлое» – «будущее». В стране и обществе происходит поворот к имперским ценностям – лишается вдохновения дружба с Кубой, спорт из «Быстрее! Выше! Сильнее!» вновь воспринимается как оружие мировой политики и должен «наказать», «разгромить», «продемонстрировать превосходство». В то же время происходит некоторый раскол в «правозащитном» движении – осознавшем невозможность дальнейшей борьбы по старым правилам. Диссидентская среда несколько замыкается вокруг «культовых» фигур, в чём-то даже приобретает неприятный партийный характер (вроде составления «списков неподписавших обращения к властям»). Причиной крушения светлых оптимистических идеалов советских людей стало разочарование в коммунистическом режиме. В 1968 году советские войска вошли в Чехословакию. Для коммунистического движения он сыграл неоднозначную роль: с одной стороны, продемонстрировал жестокость и тоталитарный характер его лидера – СССР, с другой – навечно сохранил идеал «социализма с человеческим лицом», означавший возможность построения коммунистической утопии в будущем. Внутри Советского Союза он оказался разрушительным – размежевав государство и интеллигенцию – и даже само общество, в более широком смысле. Каждый гражданин был поставлен перед выбором: либо признать преступный характер советской системы, либо закрыть глаза, промолчать – и стать «соучастником» свершившегося беззакония. Утопия была утеряна – вера в советский коммунистический путь если и не исчезла совсем, то вновь оказалась отодвинута в некое неопределённое будущее.


Таким образом, мы видим, что политическая и социальная обстановка способствовала либертизатии общества. С разоблачением культа личности Сталина начались все перемены в сознании советских граждан. Началась реабилитация репрессированных.

Новые научные достижения, покорения космоса, прорыв в киноиндустрии - все эти факты воодушевляли и стимулировали людей к развитию, к стремлению в новую счастливую жизнь.

И, конечно же, все эти веяния в обществе мы можем видеть в фильмах и музыкальных произведениях того периода.

2. Основные темы и настроения в искусстве СССР в 60е годы.

На рубеже 50–60-х годов активизируется художественная жизнь страны, так же были выбраны основные направления развития искусства.

Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного. Художники, например, разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Ибо именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40–50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов.

Демократизация общества, позволяет режиссерам затрагивать в своих произведениях новые, запрещенные до этого момента, темы. Теперь в фильмах показана жизнь обычных людей с их радостями и горестями, встречами и расставаниями.

Важно добавить, что помимо светлых и радостных фильмов, так же создаются и трагические, глубокие картины про войну, которая еще была жива в сердцах людей.

Шедевры кинематографа того времени остаются незаменимым источником информации и понимания 60х годов СССР.


Кино.

С 1954 г. производство художественных фильмов стало быстро возрастать и в 60-е гг. было доведено примерно до 120 фильмов в год, из которых около 60% приходилось на долю постановок, осуществлённых в союзных республиках. Во все национальные отряды советского киноискусства пришли молодые режиссёры, сценаристы, операторы и актёры. Многие представители творческой молодёжи, начавшей работать во 2-й половине 50-х и 1-й половине 60-х гг., выдвинулись в первые ряды мастеров кино. Киноискусство, обращаясь непосредственно к народной жизни, рисовало её чаще всего в её повседневном течении, в трудовой практике, мыслях, переживаниях рядовых людей.

Если в первые послевоенные годы киноискусство нередко видело свою основную задачу в изображении событий и поведения их участников, то теперь гораздо больше внимания оно стало уделять чувствам, мыслям, переживаниям своих героев, через них выявляя смысл изображаемой жизни. Даже в историко-революционных фильмах исторические события показывались через характеры их участников.

Социалистический реализм открывает широчайшие возможности для творческих поисков мастеров советского кино. Как показал весь творческий путь советского киноискусства, наиболее глубокий отклик у зрителей получают те кинопроизведения, в которых правдивый показ современной и исторической действительности осуществляется, прежде всего, через яркие характеры и судьбы передовых людей своего времени.

Я своей работе я хочу рассмотреть произведения двух советских режиссеров М. Калика и Л. Шепитько.

КАЛИК, МИХАИЛ НАУМОВИЧ (наст. имя Моисей) (р. 1927), русский кинорежиссер, сценарист. Родился 29 января 1927 в Архангельске. Учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская Г.Александрова), вместе с несколькими другими студентами в 1951 был арестован по делу Молодежной антисоветской террористической организации и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей. Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. Лефортово и Озерлаг. Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе института, окончил его в 1958 (мастерская С.Юткевича). В качестве дипломной работы был засчитан сделанный во время учебы фильм Юность наших отцов (1958) по роману А.Фадеева Разгром, принесший режиссеру широкую известность.
После института работал на киностудии «Молдова-филм», где первое время помогал завершить находившийся в производстве фильм Атаман Кодр (1958) о борьбе молдавских повстанцев против помещичьего гнета. Сделанные затем самостоятельно картины Колыбельная (1960; Диплом почета Международного кинофестиваля в Локарно, 1960) и особенно Человек идет за солнцем (1961) свидетельствовали о приходе в советский кинематограф незаурядного таланта. История мальчика, по детской наивности решившего догнать солнце и видящего в пути самых разных людей, – это поэтическая притча о человеке, которому предстоит пройти все стадии жизни, миновать периоды счастья и потерь. О довоенных годах, времени невозвратимого и неправдоподобного счастья, рассказывает фильм До свидания, мальчики! (1964) по повести Б.Балтера. В фильме сыграли свои первые роли М.Кононов и Е.Стеблов и дебютировал более известный в качестве кинорежиссера Н.Досталь.
Любить (1968–1990) – лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы из Библии, вынесенные в титры. Вопрос «Что значит – любить?» вырастает в один из самых важных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью создатели фильма, и священник А.Мень, чьи размышления перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах по произведениям современных писателей великолепно сыграли актеры Л.Круглый, А.Фрейндлих, С.Гурзо-младший, С.Светличная. Претензии, предъявленные фильму, вторжение в художественную ткань, удаление эпизодов и перемонтаж вызвали протест режиссера, пытавшегося отстоять свои права через ВААП. Фильм был снят с экрана. Вовсе не увидел экрана телевизионный фильм Цена (1969) по пьесе А.Миллера (первый показ по Центральному телевидению – 1989).
Попытка властей открыть против режиссера уголовное дело в связи с платными выступлениями по клубам и показами его фильмов (обычная практика в то время), явное давление, изъятие картин на основании того, что фильмы принадлежат киностудиям и государству, побудили режиссера подать документы на выезд в Израиль. Все копии фильма Любить, смонтированные по авторскому плану, так или иначе пропали, фильм был частично восстановлен и доработан режиссером лишь в 1990 за границей (новый вариант отличается от первоначального).
Калик эмигрировал в ноябре 1971. Дата 14 ноября, как напоминание о прощании с родиной и дорогими людьми, присутствует в последнем фильме режиссера И возвращается ветер... (1991; Приз жюри «За мужество таланта» на кинофестивале «Кинотавр», Сочи, 1992). Это автобиографическая лента, рассказ о жизни автора начиная от времен детства, эвакуации (он видит в Алма-Ате С.Эйзенштейна, снимающего картину Иван Грозный), с картинами лагерной жизни, начальственных проработок и вплоть до проводов, мучительных посиделок перед отъездом.


«До свидания, мальчики!» 1964


В замечательную плеяду оттепельных фильмов о войне в 1964 году входит картина Михаила Калика «До свидания, мальчики» и занимает там свое, совершенно особое место. Фильм построен на материале повести Бориса Балтера, задуманной как воспоминания героя о школьной поре, последних днях «на гражданке», вне реальности войны. История о жизни трех мальчишек из приморского городка, оканчивающих школу и уезжающих в военное училище, возникает в картине Калика как рассказ об уникальном состоянии человека, остро предчувствующего счастье. Воспоминание о детстве в фильме «До свидания, мальчики» станет «воспоминанием о будущем» для тех, кого потом назовут «шестидесятниками»,—отразит мировосприятие поколения, вступившего в эпоху Оттепели. «Мы все время жили ощущениями надежды, предстоящей радости. Вот сегодня что-то произойдет хорошее. Там было слово «казалось», оно было как бы из будущего».
Режиссер обращается к теме прошлого в фильме «До свидания, мальчики» для того, чтобы воссоздать время Юности, отражающее с безупречной точностью пластику мирного времени. С первых же кадров, в которых появляется маленький белый пароход на далекой кромке горизонта, в фильм проникает тема памяти, сразу погружающая зрителя во внутренний мир автора—пространство воображения и воспоминаний.
Краткие авторские титры картины Калика, написанные от руки, словно придут из будущего—того лирического измерения, являющегося настоящим для зрителя. Герои фильма то приближены к глазам зрителя, то отдалены почти на линию горизонта. Эта смена масштаба осуществляется посредством монтажа—кадры проявляются в фильме как ожившие фотографии, бережно сохранившие счастливые мгновения жизни. Основным приемом съемки на сей раз становятся плавные, текучие переходы эпизодов. Камера Левана Пааташвили неспешно ведет зрителя по лабиринтам воспоминаний, стараясь не расплескать зыбкого вещества времени. Она пристально всматривается в песчаные пейзажи приморского городка и лица его жителей, желая уловить невидимые перемены, происходящие в облике природы и человека—изменения, которые открываются только зоркому взгляду влюбленного. Тем же пристальным, проницательным взглядом, разгадывающим что-то неведомое и важное в человеческой душе, герои фильма будут провожать всех, кто им дорог, еще не зная о предстоящей войне и не предчувствуя беды. Приметы враждебного будущего незаметно проступают в нахмуренных лицах родителей, не желающих отпускать своих сыновей в военное училище, прорываются в документальной хронике с выступлением Гитлера перед весело марширующими юношами.
«Витька погибнет в 41 году под Ново-Ржевом. Сашка в 54 году будет посмерт-но реабилитирован»,— авторские титры словно стучат в висках лирического героя, с болью пробиваясь в пространство его воспоминаний. Но зритель продолжает оставаться в том времени мальчиков конца тридцатых годов, когда на экранах кинотеатров шел фильм «Юность Максима», а из репродукторов на пляже доносилось танго «Утомленное солнце».
Вдумчивый, серьезный Володька (Евгений Стеблов), хитроумный, веселый Сашка (Николай Досталь) и коренастый, молчаливый Витька (Михаил Кононов)—три товарища, столь же неразлучные, как герои «Юности Максима»—картины, которую все они смотрят (согласно сюжету фильма Калика), а потом увлеченно обсуждают, возвращаясь домой по вымытой дождем улице. Режиссер позволяет почувствовать зрителю только настроение этого разговора, где отдельные слова не важны. Камера тщательно и подробно рисует образы этих мальчишек и их подруг (в исполнении Н.Богуновой, А.Родионовой, В.Федоровой), присматриваясь к выражению лиц, особенностям походки, и особенно к тому, о чем они молчат. Часто камера показывает своих героев со спины— сидящих на прибрежном песке или на пирсе, бредущих босиком по мокрой набережной; затем они оборачиваются назад—лицом к камере (вернее—к своим товарищам, которые всегда рядом). В начале картины мы видим стоящую лицом к морю Инку, которая оборачивается назад, к мальчикам, с крыши сарайчика наблюдающих за бушующими волнами; в финале фильма уже Володька, уходящий в море, оборачивается и не может оторвать взгляд от плачущей на берегу Инки, с которой навсегда разлучит его война.
По замыслу режиссера, основой стилистики фильма стал синтез современного киноязыка со стилем довоенных лет. В картине «До свидания, мальчики» Калик отказался от красочного колорита своего предыдущего фильма и выбрал черно-белую фактуру кадра. Но из-за того, что в пространстве кадра так много солнца и моря, «кажется, что изображение не контрастно черно-белое, а сверкающее, серебристое». Герои фильма все время будут возвращаться к морю—лирическому центру авторских воспоминаний, а взгляд режиссера— любоваться переливами солнечного света в зыбкой прозрачности воды. Море открывается глазам зрителя то с высоты полета чаек, то из глубины (когда его гладь разделяет рамку кадра посередине), а затем камера снова «выныривает» на поверхность. Картина Калика изображает мир открытых пространств— это море и небо, словно перетекающие друг в друга, где человек чувствует себя столь же свободным, как в детстве. Художественная ткань фильма Калика словно соткана из невесомой эфемерной материи.
Эта материя рождается в картине на пересечении визуального и звукового пространств—из совпадения душевного и художественного миров режиссера и композитора; оно создает своеобразный эффект «эоловой арфы», когда звук льется из самого воздуха, и музыку словно сочиняет сам ветер. В картине Михаила Калика музыку Таривердиева ничем невозможно заменить, она, словно дыхание, то слышимое, то едва заметное, пронизывает все действие и дает воздух и форму изобразительному рисунку фильма.
Море—это поэтическая метафора стихии времени, с его непрерывностью и бесконечностью. Между прошлым и будущим нет границ, просто одно превращается в другое, перетекает «как в реке вода», навсегда сохраняя дар Юности. В мире фильма, где присутствие будущего проявляется в авторских надписях от руки и военной хронике, анахронизмом кажется сама эта хроника, а не бытие героев, которое достовернее будущей войны. Ведь герой, пережив войну, сохранил в себе эту «мальчишескую» реальность как некую высшую ценность, как меру внутренней свободы и целостности бытия. Если Тарковский показал нам душу, ослепленную войной, то Калик—неповторимость внутреннего мира человека даже в его повседневном существовании и бессилие обезличивающей войны в сравнении с этим.

Картина Михаила Калика выразила атмосферу эпохи Оттепели, которая открыла в повседневности состояние невесомости, «вещество» парения—зыбкое, изменчивое, прихотливое, как морская волна, перевертывающая последнюю страницу кадра «До свидания, мальчики». Но вместе с тем, и даже в большей степени, картина выявила удивительный лирический дар режиссера, не подвластный реалиям времени и преодолевающий своей силой власть действительности.


«Человек идет за солнцем» 1961

Поэтическая лента о необъятном мире детской фантазии. Один день детской жизни, вместивший в себя огромное количество увиденного глазами ребёнка.

Если идти за солнцем, то можно обойти всю землю и вернуться на то же место, только с другой стороны. Услышав об этом от товарищей по дворовым играм, Санду решил на деле проверить правдивость сказанного. В пути ему повстречались: продавец лотерейных билетов; учёный из института Солнца; подросток с увеличительным стеклом; счастливые отцы у роддома; девушка с разноцветными шарами, спешащая на свидание; базар с разнообразием фруктов; мальчик, угостивший его спелым арбузом; мотогонщик, выполнявший смертельный трюк, чудо-герой, на деле оказавшийся робким человеком, собирателем керамики и боящимся своей властной жены; водитель грузовика, который не желает свиданий сестры с малознакомым человеком; строители, накормившие вкусным обедом и с таким достоинством предложившие его; милиционер, отругавший мальчика за излишнюю самостоятельность (сегодня ты идёшь за солнцем, а завтра будешь спекулировать билетами в кино); девушка поливающая подсолнухи и её начальник, приказавший вырвать их с корнем; чистильщик обуви, потерявший на войне ноги; мыльные пузыри; похоронная процессия; золотые рыбки в городском фонтане; закат; вечернее кафе и песня, под которую так сладко спать.

Хоть мальчик и не смог обойти весь земной шар, но для себя в своем городе он увидел новый мир. Появление на свет новой жизни - в начале своего пути, и похоронная процессия - в конце. Любовь и ревность.

Фильм соткан из маленьких лоскутков, из жизненных историй с улиц города. Есть и смешные моменты, например, когда мальчик подходит к продавцу лотерейных билетов и слышит: Покупайте лотерейные билеты, не проходите мимо своего счастья! Мальчик крутит барабан и говорит: Сколько же у вас счастья, дядя. К трогательным моментам можно отнести разговор чистильщика обуви с продавцом. Мужчины так активно обсуждают футбол, они увеличены игрой. Видно, что они сами достойные игроки, но увы мальчик видит, что у чистильщика нет ног, он их потерял во время войны. Вот оно эхо войны доносящееся до 60х!

Фильмы «Человек идет за солнцем» и «До свидания, мальчики!» можно сравнить с фильмом Андрея Тарковского «Иваново детство».

Так в фильме «Человек идет за солнце» можно увидеть, то детское слияние с миром, которое появляется во снах Ивана. Но наяву война разобьет его прекрасные сны, обнаружив существование такой человеческой жестокости, которая казалась невозможной детской душе. Вторжение войны меняет местами реальность бытия и призрачность сна, лишая защиты и устойчивости хрупкое детское сознание. В «Ивановом детстве» Андрей Тарковский показал ту страшную участь, которую уготовила война человеческой душе, навеки разъединив ее с заветной реальностью детства. Ту же саму угрозу выразила картина «До свидания, мальчики» Михаила Калика, которая, вместе с тем, открыла путь преодоления страшного влияния войны.

Любить (1968–1990)

Фильм «Любить» не похож на другие картины того времени. Он скорее относится к современному кино. По своей структуре и идее он напомнил мне фильм реальная любовь.

Лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы из Библии, вынесенные в титры. Вопрос «Что значит – любить?» вырастает в один из самых важных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью создатели фильма, и священник А.Мень, чьи размышления перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах по произведениям современных писателей великолепно сыграли актеры Л.Круглый, А.Фрейндлих, С.Гурзо-младший, С.Светличная.

Это скорее документальный фильм, отлично иллюстрирующий настроение того времени.


Лариса Шепитько(1938-79)

Лариса Шепитько родилась 6 января 1938, в Артемовске, на Украине. Погибла в автомобильной катастрофе — 2 июля 1979, в Калининградской области.

Отец Ларисы был персом по национальности, служил офицером, мать работала в школе учительницей. Их брак продержался недолго, и вскоре они развелись. Пришлось матери одной поднимать на ноги троих детей ( в семье было две девочки и мальчик). Лариса Шепитько не простила отцу этого развода и никогда больше с ним не встречалась. Среднюю школу она закончила во Львове, после чего решила ехать в Москву, поступать во ВГИК.

На режиссерский факультет ВГИКа Лариса Шепитько поступила с первого же захода летом 1955 года. Так как она была иногородней, ей выделили место в общежитии. Причем не в простом, в районе Лосиного острова, а в элитном, принадлежавшем Высшей партийной школе. После этого среди студентов ВГИКа упорно ходили слухи, что Лариса Шепитько состоит в родстве с кем-то из высоких персон. Но с кем именно, так никто и не узнал». В 1963 Лариса Шепитько окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко). Диплом защитила полнометражной картиной «Зной» (1962), в которой проявилось мастерство зрелого, уверенного в себе профессионала, а, главное, прозвучала тема нравственного максимализма, свойственного не только всем героям Шепитько, но и ей самой. С 1964 Л. Шепитько стала режиссером «Мосфильма», где сняла все фильмы. Лента «Крылья» (1966) рассказывала о судьбе летчицы, чья молодость, счастье и любовь пришлись на годы войны. Фильм внятно и сурово повествовал о драме человека, не умевшего и не желавшего меняться, приспосабливаться ко времени. Летчица Петрухина, блистательно сыгранная Майей Григорьевной Булгаковой, стала открытием. Дерзко новаторским был взгляд на ветерана войны как на человека, обездоленного временем. Этот фильм принес Ларисе Шепитько известность, в кинематограф вошел бескомпромиссный и мужественый художник. Следующей работой режиссера должна была стать «Матера» по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», но режиссер Лариса Шепитько погибла на съемках картины, позднее завершенной ее мужем — режиссером Э. Г. Климовым; который назвал фильм «Прощание». В память о Ларисе Шепитько Климов снял короткометражный фильм «Лариса». Трагедия произошла 2 июля 1979 года на 187 км Ленинградского шоссе на "Волге" ударилась во встречный грузовик. Пассажиры погибли. Послушаем Элема Климова: «Лариса уезжала в Осташков на Селигер - снимать «Матеру»; попрощалась с друзьями, со знакомыми, а со мной - нет. Я, наверное, был единственный, с кем она не попрощалась. Она ждала, что мы с Антоном приедем к ней на машине. У нас есть друг, художник-фотограф Коля Гнисюк, он часто приезжал и ко мне и к ней в экспедиции - снимать. И Лариса ему сказала перед отъездом: «Коля, если ты через месяц не приедешь, ты меня не застанешь…» Последний фильм Ларисы Шепитько доснимал ее муж - Элем Климов. В прокат он вышел в 1982 году и назывался коротко - «Прощание».

«Крылья» 1966

Фильм удивительно лаконичный, прямой, совершенный. Как идеальная скульптура по Микеланджело — камень, у которого отрезали все лишнее.
Это история советской женщины, в прошлом летчицы, воевавшей во время Великой Отечественной. Ее яркая, наполненная горем, счастьем, преградами и их преодолением, одним словом, — смыслом — жизнь, осталась в прошлом — это военные будни, когда каждое чувство было максимально обострено, когда она твердо знала, за что стоит жить, за что и против кого бороться. Прошли годы, теперь она директор колледжа. Будучи простой, жизнерадостной, предприимчивой женщиной, она не всегда может найти общий язык с учащимися, со своей взрослой дочерью, живущей с мужчиной, что чуть ли не в два раза ее старше.
Наступает момент, когда у нее все перестает ладиться. И тогда она выходит в город, бродит по улочкам, погружается в воспоминания: ее трагическая любовь во время войны, полеты, чистое, бесконечное небо… По воле случая, она  задается вопросом: может быть, она умерла тогда, в той беспощадной войне? А если и нет, то, может, стоило умереть вместе со своими товарищами? Уставшая от будничных дел, желая освободиться от зависимости к вещам, к городу, к этой земной жизни, она мечтает об одном — скорее бы вернуться в небо.

Это ее стремление символично. В полете, высоко в облаках, оставшись наедине с самой собой, она стремится очиститься, «прозреть», найти для себя те ориентиры, которые не видны с земли.
В фильме режиссер Лариса Шепитько использовала интересные операторские решения, отчего зритель проникается одиночеством главной героини, имеет возможность заглянуть в ее внутренний мир.

Для меня эти четыре фильма являются идеальной энциклопедией простой жизни советских людей 60х годов. Режиссерам удалось передать все палитру чувств, идей, переживаний. Тема жизни тесно переплетена с темой смерти, война напоминает о себе и вкрапляется черными мазками в оптимистичную, яркую гамму времени.

Не смотря на то что, что фильмы такие трогательные и нежные, они не приторные. Нет той неестественности и фальшивости, которая присуща современным фильмам про любовь. Это гениальные творения великих мастеров.


Музыка

Говоря о музыке 60х годов и особенно о киномузыке, сразу вспоминается одно яркое имя. Имя замечательного композитора Микаэла Таривердиева. Его мелодии известны каждому с детства. «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», «Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и многие другие, стали популярны и благодаря звуковому наполнению Таривердиева.

В фильмах Михаила Калика используется музыка этого автора. И так она приходится как нигде лучше. Трогательные, звонкие, чувственные мотивы добираются до сердца каждого слушателя.

Таривердиев пришел в кинематограф рано и, казалось бы, случайно. Он неоднократно вспоминал и описал в своей книге появление в Институте имени Гнесиных ребят из ВГИКа, которые искали композитора для своей курсовой работы. Шла сессия, всем было некогда. Но жадный на новое Микаэл Таривердиев был такому предложению страшно рад. Так он стал автором музыки к своему первому фильму - «Человек за бортом». Режиссерами картины были Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик. Главную героиню играла Людмила Гурченко, тоже студентка ВГИКа, но уже знаменитая своей главной ролью в «Карнавальной ночи». Так завязались первые кинематографические связи. Так появился в жизни Микаэла Таривердиева Михаил Калик. Именно с ним рождается феномен его работы в кинематографе, именно с дуэта Калик-Таривердиев в картине «Человек идет за солнцем» начинается подлинная популярность и востребованность в профессии.

За первыми работами последовали другие. Кино было пересечением главных дорог и общений в искусстве. В кино хотели работать все - сюда стремились не только актеры, режиссеры, но и литераторы, художники. Да и вообще, чем было кино, тогда, в шестидесятые? Оно было больше, чем просто искусство. Кино было воплощением мечтаний и тех, кто стремился работать в кино, и тех, кто даже не помышлял об этом. Кино было всем. Кино было больше, чем жизнь. Это была особая жизнь. Более настоящая, более реальная.

В шестидесятые годы Микаэл написал свои первоначальные славные произведения, в том числе и сочинения, которые определили эти годы. Это музыка, определившая музыку тех лет. Она действительно производила то самое впечатление легкости, невесомости, то впечатление, которое осталось в памяти от тех самых лет. Это назвали оттепелью. Может быть с политической точки зрения это правильно. Но оттепель – это что-то слякотное, это какая-то грязюка, большое количество рытвин и ухабов. Но на самом деле у меня от этих лет осталось ощущение первых дней мая, когда летает в воздухе тополиный пух, когда что-то растет на деревьях, что листвой-то назвать нельзя, это какая-то дымка, зеленая невесомость в невесомых облачках. Это ощущение раннего мая в Москве. Такое ощущение от 60-х годов сильно, ярко и ясно выражено в его музыке. Эту музыку любили, она беспрерывно звучала, вертелась на проигрывателях, которые обожали тогда выставлять на подоконники, устраивая соревнования. Микаэл это соревнование часто выигрывал. Огромное количество музыки Таривердиева звучало с таких вот проигрывателей.

В Таривердиеве сочетаются два, казалось бы, несочетаемых качества. Его музыку можно узнать с первых тактов. Независимо, в каком жанре она написана - будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Она всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. И в то же время он всегда находился в постоянном движении, он придумывал для себя все время что-то новое, ставил какие-то новые задачи. В шестидесятые годы он, после оглушительного успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, романсов изысканных, утонченных, словно графика, написанная тушью, он провозглашает третье направление. Что это такое, в чем его философия? Это вызов академизму с одной стороны, а с другой - пошлости массовой культуры. Но когда это направление подхватывается другими, он возвращается к академическим жанрам. Но в отличие от тех, кто все еще плутает в дебрях авангарда, путаясь в усложненной математической технике, Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту. Он наполняет музыку современной мелодикой, свежестью чувства, вновь и вновь перебрасывая мостик из сегодняшнего дня в прошлое, объединяя рассыпающуюся на разные направления музыку в одно целое. Где есть просто музыка. Главный тон, главный звук этой музыки - ностальгия о чем-то. Даже тогда, когда эта музыка рождалась, я хорошо помню эти годы, она была странно несовременна.

Пример музыки из фильма «До свидания, мальчики!»

В основе музыкальной композиции лежит принцип полифонии, когда «несколько самостоятельных голосов движутся, прерываются, делая паузу, или же снова звучат—вместе, отдельно, вдвоем и, соединяясь, дают совершенно какое-то другое ощущение . Но в картине возникает не только звуковая, но и звукозрительная полифония: зрительный образ рождает звуковой, жест органично трансформируется в слово, интонация которого переходит в музыку. Музыкальные лейтмотивы взаимодействуют не только между собой, но и с текстом, репликами, шумом колес, зрительными образами». Фильм начинается увертюрой без слов, но в ее ритме скрыта фраза, давшая название фильму—«До свидания, мальчики»; ее мотив вновь вернется в финале—в крике девочки, бегущей по берегу моря и не желающей признавать власть расстояния.


III. Заключение


Я считаю, что в моей работе мне удалось в полной мере раскрыть характер 60х годов СССР. Проследив причинно-следственную связь, мне удалось обосновать, в чем же заключается секрет пронзительного романтизма того времени.

Фильмы М. Калика и Л. Шепитько стали прекрасным доказательством все явлений в жизни советских людей. А музыка М. Таривердиева стала неотъемлемым аккомпанементом той эпохи.

Произведения тех лет не потеряли своей актуальности и сегодня, потому что в них затронуты вечные темы, волнующие людей всех эпох. К тому же эти фильмы пропитаны теплом, добротой и любовью, чего так не хватает в наши дни.

Я всем рекомендую познакомиться с произведениями этих авторов поближе. Вы получите огромное удовольствие от просмотра!


IV. Список литературы

1.П.Вайль, А.Генис 60-е. Мир советского человека. М. "Новое литературное обозрение". 1996.

2. История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А и др. 

3.www.

4.Другие Интернет сайты , посвященные режиссерам и композиторам.


31