Термин «» вышел из обихода. Так говорили в первые годы после революции в России. Как его, этот освобожденный труд, отобразить?
Э. Арцрунян. «Смена Ереванского консервного завода». Масло. 1985.
Каждый художник находит свое решение. Вот какую сценку, мимолетный жест сделал живописец Э. Арцрунян содержанием своей картины «Смена Ереванского консервного завода». Одна смена уходит, вторая заступает на рабочие места. Работница, уходя, протягивает руку и дружески хлопает по руке товарки. Гибкие, сильные женщины в рабочей одежде – резиновые фартуки, нарукавники, перчатки, все объединяющий золотистый колорит и этот мимолетный жест руки... Разве же это картина?! Да, картина! Потому что тут передана атмосфера труда, не унижающего, а возвышающего душу, передано состояние человека, который легко работу заканчивает и легко начинает, тут передано дружелюбие, сплачивающее людей в коллектив. Освобожденный труд!
Многие художники нашей страны посвятили творчество рабочей теме. У каждого своя привязанность. Скульптор Б. Пленкин глядит не наглядится на металлургов. Красота и романтика их тяжелой работы его потрясают: «Я вошел в огромный цех, как в величественный храм индустрии. Казалось, что у мартеновских печей работали герои и титаны, неприступные и величественные». Он глубоко прочувствовал связь между характером человека и его работой:
Г. Фадин. «Ночная вахта (Тюменские нефтянники)». Масло. 1985.
– У мартеновской печи нет места слабым духом и телом. Каждая смена – это суровый бой, требующий напряжения всех сил. Но из этой схватки человек неизменно выходит победителем, как бы сам закаляясь в огне мартена. Повторяясь изо дня в день, это единоборство превращается в привычный труд. И в этой повседневной борьбе все случайное и мелкое в душе человека словно выжигается огнем. У печи остаются только люди твердого характера и подлинного мужества...
Такое условие скульптор считает необходимым для успешного решения в искусстве темы освобожденного труда. «Работа художника на заводе, – утверждает он, – требует определенного душевного настроя, влюбленности в своих героев, даже, сказал бы, преклонения перед ними».
И вот последняя серия Пленкина – «Доменщики Череповца». С первого взгляда не видим в них ничего героического. Перед нами – люди, погруженные в работу и словно не подозревающие, что у них есть зрители. Вот горновые В. Селичев и С. Базанин. Один спокойно смотрит на рождающий металл огонь. Другой вглядывается в него более пристально. Но чем дольше смотрим на эти фигуры, тем глубже открывается смысл нелегкого труда. В их спокойствии начинаем ощущать высокое внутреннее напряжение. Скульптор прекрасно владеет изображением человеческой фигуры – люди стоят непринужденно, рабочие спецовки подчеркивают каждое движение, каждый жест. И медленно раскрываются люди «твердого характера и подлинного мужества».
А. Яковлев. «Седьмая весна БАМа». Масло. 1983.
Знаменательно, как перекликаются мысли художников, создающих образы рабочих в разных уголках нашей Отчизны, на разных участках их героического труда. Б. Пленкин говорит об изменяющем и закаляющем человека огне мартена, который выжигает «все случайное и мелкое в душе». А вот что пишет живописец А. Яковлев, многие годы отдавший созданию образа строителя БАМа: «Здесь, на БАМе, родился афоризм, ставший популярным девизом: «Мы строим БАМ – БАМ строит нас». Я видел, как уверенно и твердо жизнь делает из молодого, неумелого, робкого, несамостоятельного, неприспособленного человека того, кем ему надлежит быть – яркую, интересную личность, полезного обществу гражданина, Человека с большой буквы». Как Б. Пленкин, А. Яковлев отмечает свое творческое содружество со строителями БАМа: «Каждый день вбивал в смолистую стену гвоздь для очередного этюда и верил, что не теряю времени даром. К моей работе хозяева относились так заинтересованно и ревниво, что я обещал непременно написать всех до одного. Вечером с ног до головы в седом инее они шумной ватагой вваливались в дом и уже с порога первым делом смотрели на стенку: «Еще один! А ведь похож Витька, ничего не скажешь! Здорово! Как живой, Витек!» Витек, в этот день оставшийся дома за кашевара и между делом позировавший мне, смущается и застывает с довольной улыбкой».
М. Аникушин. «Портрет Героя Социалистического
Труда ткачихи В. Н. Голубевой». Гипс. 1985.
Вот такого энергичного, крепкого, веселого строителя БАМа и изобразил А. Яковлев в портрете бригадира проходчиков Ю. Ширинского.
Особое рабочее настроение великолепно передал художник Г. Фадин в картине «Ночная вахта. (Тюменские нефтяники)». Кто бывал на больших стройках, тот знает ощущение не только тяжести, но и праздничности ночной работы. Трое нефтяников работают на буровой. Художник живо передал трудовую пластику красивых парней, очертания конструкций, электрический свет, сверкающий как молния в черной ночи. Чувствуется простирающаяся во все стороны даль нефтеносных болот, и высота буровой вышки, и таинственная глубина скважины...
Художники пристально вглядываются и в лицо рабочего человека, пытаясь уловить и запечатлеть в живописи и скульптуре человеческую душу. А душа эта становится все сложнее.
Б. Пленкин. «Ижорские кузнецы Б. Кутузов, Б. Румянцев,
Н. Бардуков». Бронза. 1985.
Художников все более привлекает психологический портрет рабочего.
Поэтичен образ Героя Социалистического Труда ткачихи В. Н. Голубевой, созданный скульптором М. Аникушиным. Сложная, очень сочная лепка портрета позволила автору передать тонкий душевный строй, творческое вдохновение героини. До сих пор так изображали только композиторов или поэтов. И в этом изменении душевного облика запечатлена новая, усложненная ступень освобожденного труда.
И многие мастера с благодарностью повторяют ныне слова, произнесенные живописцем Николаем Алексеевичем Касаткиным: «Товарищ рабочий, трудящийся! Связав свой свободный труд с твоим героическим трудом, я получил силу от тебя, и все, что я получаю, есть твое!»
Другие работы по теме:
Шпоры по ЭиСТ
ВОПРОСЫ 1 Понятие труд и сост.эл-ы процесса труда. 2 Хар-р тр. и виды тр. по хар-ру. 3 Необходимый прибавочный тр., конкретный, абстрактный тр., произв. и непроизв.тр.
Ананда
Ананда (cанскp.– «счастье», «блаженство»), в индийской философии, состояние «освобожденности» в положительном смысле, противопоставляемая пониманию высшей цели в «отрицательных» терминах (например, апаварга).
Царевна-лягушка
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его внешний облик лягушки.
Тема труда в рассказе А.П.Платонова Корова
Тема труда в рассказе А.П.Платонова "Корова" Автор: Платонов А.П. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
Я лиру посвятил народу своему основные мотивы в лирике Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Некрасов — поистине народный поэт. И нет такого поэта или писателя, о который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами России. Его стихи потрясают правдивыми картинами рабства и нищеты, нотами горького покаяния:
Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского Что делать
Автор: Чернышевский Н.Г. Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме.
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова
Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Каким должен быть настоящий человек
Говорит народная мудрость: «Чтобы настоящим человеком стать, нужно хорошо работать». Следовательно, труд — это первооснова человеческой жизни, которая создала человека. А потому, мне кажется, без труда нет настоящего человека. Над большой силой труда я задумался еще в детстве. А помогла мне в этом сказка «Дедова дочь и бабья дочь».
Литература итальянского возрождения
Ставропольский государственный аграрный университет Кафедра «Философии» Реферат не тему «Литература итальянского возрождения» Выполнил студент 1 курса
Творчество Ван Дейка
ВАН ДЕЙК Антонис ван Дейк вошел в историю мировоого искусства, как замечательный портретист, хотя за свою недолгую жизнь он создал значительное количество произведений на религиозную и мифологическую тему. К этому времени относится картина «Ринальдо и Армида», написанная на сюжет, заимствованный из поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо.
О ленинском плане монументальной пропаганды
Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики".
Постижение истории Тойнби
«Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее — «Исследование истории» — фундаментальный исторический труд А. Дж. Тойнби, состоящий из 12 томов и писавшийся с 1934 по 1961 гг.
Наршахи
, полное имя Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар ан-Наршахи , (899—959) — среднеазиатский историк X века. Родился в селении Наршаха в окрестностях Бухары. Наршахи автор «Тарихи Бухара» («История Бухары»). Написана на арбском языке в 943—944 (по другим данным в 948—949) годах.
Войнович, Марко Иванович
Введение 1 Биография 2 Военная служба Список литературы Войнович, Марко Иванович Введение Войнович, Марко Иванович (серб. Марко Војновић; 1750, Херцег-Нови — 1807, Витебск) — граф, адмирал российского флота, происходящий из Боки Которской (ныне Черногория). Считается одним из основателей Черноморского флота.
Участие курсантов ОСАВШ в войне с формированиями басмачей в пустыне Каракумы в 1931 году
Введение 1 Историческая справка 1.1 Подробности боёв 1.2 Награды за ратный труд по теме Список литературы Введение Бои проходившие с 28 августа по 19 октября 1931 года в которых принимала участие Объединенная Среднеазиатская военная школа имени В. И. Ленина[1] в числе других частей Среднеазиатского военного округа против басмачества в песках Каракумы на территории Туркменской ССР.
Бурджалян, Аркадий Сергеевич
Аркадий Сергеевич Бурджалян (26 декабря 1879 года (7 января 1880) Астрахань — 4 сентября 1946 года Ереван) — армянский советский и русский актёр и режиссёр, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1934).
Бланки, Луи Огюст
Луи Огюст Бланки (фр. Louis Auguste Blanqui; 8 февраля 1805 — 2 января 1881) — французский политический деятель, сын члена Конвента Жана Доминика Бланки, брат Жерома Адольфа Бланки.
История дипломатии
Введение 1 Первое издание 1.1 Разделы 2 Второе издание Введение История дипломатии - многотомный труд советских историографов, проведших анализ международных отношений в последовательно сменявшиеся эпохи; краткая история дипломатии от древних времен до нашего времени. Под редакцией В. П. Потемкина.
Римская история Моммзен
Ри́мская исто́рия » (нем. Rцmische Geschichte) — фундаментальный труд Теодора Моммзена по истории Древнего Рима, получивший Нобелевскую премию по литературе. Основан на корпусе исторических источников, найденных автором во время путешествий по Италии. Первые три тома, охватывающие период от основания Рима до падения Республики, вышли в 1854 — 1857 гг., 5-й том, посвящённый римским провинциям, появился в 1885, но 4-й, в котором предполагалось изложить правление императоров до Диоклетиана, написан не был — он был восстановлен по записям и черновикам Моммзена.
Любовь к человеку в лирике Н А Некрасова
Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Агриппа Неттесгеймский
Агриппа Неттесгеймский (Agrippa von Nettesheim) Генрих Корнелий (14 сентября 1486, Кельн - 18 февраля 1535, Гренобль), натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения.
Толлер Эрнст
Толлер Эрнст (Ernst Toller 1893—) — немецкий драматург, поэт и общественный деятель. Выходец из еврейской мелкобуржуазной семьи. Юношей начал писать мятежно-романтические стихи. Долго жил во Франции. В 1914 Т. вступает добровольцем в армию.
Писарев Д.И.
Критик, публицист. Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать, Варвара Дмитриевна.
Басманов Петр Федорович
Освобожденный царем Федором Иоанновичем от родовой опалы, преследовавшей Басмановых со времен Грозного, он был пожалован в стольники, и с этих пор начинается возвышение и слава Петра Федоровича.
Ариосто Лодовико
Ариосто Лодовико [Lodovico Ariosto, 1474–1533] — итальянский поэт. Жизнь его целиком связана с Феррарой. Отец предназначал ему карьеру правоведа, но юноша, отказавшись почерпнуть какое-либо вдохновение в Дигестах, погрузился в изучение классиков.
Тассо Торквато
Тассо Торквато (Torquato Tasso, 1544—1595) — итальянский поэт. Сын поэта Бернардо Тассо . Воспитывался в Неаполе, потом в Риме. При дворе герцога Урбинского, где он жил с отцом с 1557, Т. пополнил свои знания под руководством учителей наследного принца.
Азад, Абул Калам
Азад, Абул Калам (Azad, Maulana Abul Kalam) (1888–1958), индийский политический деятель, один из лидеров движения за независимость Индии.
Аполлоний Пергский
Написал ряд сочинений, не дошедших до нас. Важнейший труд — “Конические сечения” (четыре книги сохранились в греческом подлиннике, 3-я в арабском переводе, 8-я книга утеряна).
Берггольц О.Ф.
Родилась 3 мая (16 н.с.) в Петербурге в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы. В 1920-х росла и училась в трудовой школе. В 1925 пришла в литературное объединение рабочей молодежи - "Смена", где встретила Б. Корнилова (первого мужа)