Дерево, темпера. Первая треть XII века. Византийская школа.
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная. О ней не раз упоминают летописи и даже сложено древнее «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери». Церковь отмечает трижды в год празднования в ее честь: 8 сентября, 3 июня, 6 июля - во всех случаях это связано с избавлением русских земель от татаро-монгольских захватчиков. Так в судьбе этого памятника отразился исторический путь всей России.
Икона появилась на русской земле около 1130 года, когда была привезена в Киев из Константинополя. Через 25 лет князь Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир, где она почиталась как охранительница города и всей Владимиро-Суздальской земли, отчего и происходит ее название. В связи с татаро-монгольским нашествием в 1395 году ее торжественно перенесли в Москву и поместили в Успенском соборе Кремля, где она находилась до 1918 года, после революции передали в собрание Исторического музея.
В 1929 году принимается решение об организации в Третьяковской галерее отдела древнерусского искусства, куда передается из Исторического музея и «Богоматерь Владимирская» в числе других наиболее значимых памятников. Ныне икона выставляется в храме Святителя Николая при Третьяковской галерее.
Конечно, свою славу Богоматерь Владимирская снискала не только своими чудесами, но и непревзойденным уровнем живописного мастерства, глубиной психологической характеристики. Изображение Богоматери Владимирской принадлежит к иконографическому типу «Умиление». Несмотря на многочисленные поновления, жестокие испытания, которым икона подвергалась вместе с Церковью и русской государственностью, на ней сохранились от древнего оригинала в неприкосновенности самые драгоценные части - лики. Обхватив шею матери левой рукой, младенец тянется к ней с поцелуем, внимательно устремив на нее взгляд. Она прижалась своей щекой к его щеке и смотрит вдаль большими и темными, как у сына, глазами, сомкнув молчащие скорбные уста. Посмотрите внимательно в глаза «Владимирской», - и вы никогда не забудете их выражения. Они принадлежат не только изображенной византийским живописцем женщине, но всему миру.
Другие работы по теме:
Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
В Архангельском соборе Московского Кремля до наших дней сохранилась чтимая икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится на своем историческом месте в иконостасе по левую сторону от царских врат.
Икона святой троицы рублев
«Троица» — икона Святой Троицы , написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ, чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
Литературное посвящение Чудо русской иконы
Литературное посвящение "Чудо русской иконы" Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели: познакомить учащихся с русской иконой – образцом духовной живописи;
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы". К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса).
Богоматерь Белозерская (Умиление)
История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим.
Борис и Глеб
В агиографической литературе считается, что благоверные князья были убитых по приказанию своего брата Святополка Окаянного в 1015 году.
Богоматерь Донская
Феофан Грек "Донская Богоматерь" Написан : Хваталина Ира Класс : 11-3 УВК : 1828 Проверен : Оценка : 1999 Год
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Владимирская икона Божией Матери
До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.
Симон Ушаков
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
Живопись на Руси
Иконостас Благовещенского собора. Самое совершенное произведение А. Рублева – икона “Троица”. Иконопись.
Образ Девы Марии в искусстве
Основные моменты истории жизни Девы Марии. Образ Богородицы как пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия. Особенности изображения ее образа в разные исторические эпохи от древности до современности. Ее отличительные черты.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Русская иконопись 3
Русская иконопись — стала развиваться в конце X века крещением Руси. Греческие иконы Владимирская икона Божией Матери На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Дионисий
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
Сотио, Альберто
(итал. Alberto Sotio, также иногда Alberto Sozio; 2-я пол. XII в. – нач. XIII в.) — итальянский художник. Имя мастера было обнаружено на расписном кресте из собора в Сполето. В нижней части распятия под изображением черепа Адама сохранилось дата – 1187 год от Р.Х, и фрагмент подписи « OPUS ALBERTO SO», т.е. «произведение Альберто Со…».
Мастер синих распятий
– (итал. Maestro dei Crocifissi Azzurri; работал в 3-й четверти XIII в. ) - итальянский художник умбрийского или эмилианского происхождения. Среди работ, причислявшихся к «школе Джунта Пизано», английский исследователь Эдвард Гаррисон выделил расписные кресты, на которых фон прописан синей краской.
Владимирская четверть
(Владимирская четь) — финансовое учреждение Московского государства XVII века. Упоминается в письменных источниках с конца XVI века. Четь — от слова четверть. После взятия Казани к существовавшим Владимирской, Новгородской и Рязанской третям добавилось Царство Казанское. Административные единицы начали называться четверть, или четь.
Белыничская икона Божией Матери
Введение 1 Версии о происхождении иконы 2 Вид иконы 3 История Список литературы Введение Белыничская икона Божией Матери Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.
Памятник Владимиру Великому Киев
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Общепризнанный символ города. Расположен в парке «Владимирская горка».
Гвидо да Сиена
Гвидо да Сиена (итал. Guido da Siena) — итальянский художник, работавший в Сиене в период между 1260 и 1290 гг. Сиенская школа. Гвидо да Сиена традиционно считается если не отцом-основателем всей сиенской школы живописи, то по крайней мере одним из двух отцов (вторым считают Коппо ди Марковальдо). Вокруг его фигуры уже много десятилетий не утихают дискуссии.
Измайлов, Александр Ефимович
Александр Ефимович Измайлов (14(25) апреля 1779, Владимирская губерния, — 16(28) января 1831, Петербург) — баснописец и романист начала XIX века, выходец из дворянской семьи.
Алимпий иконник
Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).