Н.Б. Шипулина
Как
правило, когда решаются вопросы, связанные с игрой как феноменом культурной
жизни, будь то научно-теоретический или обыденный контекст, остаётся в стороне
атрибутивный аспект проблемы. В самом деле, что же организует игровое
пространство в реалогическом, то есть «вещном» измерении? Иными словами, как
можно рассматривать социокультурный феномен игры без учёта его пространственной
составляющей, вписывающей его в сферу повседневности, в область отношений типа
«человек-вещь» в самом прямом предметном смысле?
Таким
«ключом», каналом встраивания игры в пространство обыденной культуры являются
игровые атрибуты — игрушки или, если расширить спектр входящих в игровую
атрибутику объектов, «игралища», то есть те конкретные предметы, вещи со своими
реальными или виртуальными свойствами и функциями, которые «обслуживают» игру
на реалогическом уровне, и, в общем, всё игровое пространство, вписанное в
обыденность. Игра — это особая сфера жизни вещей, в которой они выступают как
символы, причём не только символы этой конкретной, данной игры, а игры как
способа отношений человека с миром, Богом, судьбой, провидением. Так игровой
«плацдарм» — карточный стол — не просто знак карточных азартных игр (существует
несколько видов столов для разных карточных игр), но и символ рока, судьбы,
риска, Игры вообще. Поэтому человек за карточным столом — это прежде всего тот,
кто вступил в Игру как особую часть Бытия, кто «на карту» поставил самое важное
и сущностное. То есть всякий раз игровая вещь есть нечто большее,
распространяющееся за пределы только игрового пространства. В этом смысле игру
можно понимать как способную порождать и формировать новые смыслы для
предметов, используемых ею в качестве своих атрибутов, ведь вещь, существующая
для игры, не перестаёт жить в обыденной жизни человека, во внеигровом
пространстве. Она один их фрагментов бытового оформления жизни человека.
Бытийный
смысл игры переходит в бытовой также на уровне поведенческих моделей. То есть
игра в мире человеческой культуры являет себя в реалогическом, вещном модусе
как совокупность предметов в игре и для игры (или игрушек, игралищ), а также в
оформленном законченном (как и вещь) поведенческом клише.
Язык,
как наиболее тонкая и чувствительная форма культуры, стремящаяся к оформлению
сложных, но сущностных и актуальных феноменов человеческого бытия, в различных
лингвокультурах фиксирует разными формальными способами соотношение мира игры и
мира повседневности, включая «игрушки» и элементы игрового поведения в бытийный
контекст. Но, в то же время, они как бы надстраиваются или даже возвышаются над
обыденностью, выделяются в особую «надповседневную» сферу жизни и деятельности
человека, а иногда как раз наоборот низвергаются в сферу «недокультуры»,
чего-то несерьёзного, недостойного. С одной стороны игрушки и игровые
поведенческие модели вплетены в ткань обыденной жизни и выступают как её
органичные неотъемлемые фрагменты. Так например в немецкой культуре есть
поговорка “Jedes Tirchen hat sein Plesirchen” (У каждой зверушки свои
погремушки (или игрушки)). Здесь игрушка не что иное, как сама жизнь, взятая в
её личностном аспекте. Это жизненная канва, стиль, убеждения, возможно не
вполне привычные, но твёрдые и, главное, индивидуальные, уникальные и в этом
смысле единственные. В русском языке «игрушечный» как характеристика
конкретного человека — это признание его хрупкости, надмирности и,
соответственно игра и её реалогические элементы возводится в ранг
гиперреальности, некоего высшего, «хрустального», волшебного мира. А
какое-нибудь грубое «Это вам не игрушечки!» в обыденной речи — это наоборот
низведение игры и её атрибутов и даже противопоставление «настоящей» жизни,
подлинной реальности. То есть в языке игра выступает как амбивалентный элемент
бытия культуры.
Игра
и игрушки, будь то атрибуты конкретных игр или любые предметы, взятые в
качестве игровых, образуют особую ассоциативно-символическую сферу нашей
обыденной жизни. Они «живут» в повседневной, разговорной лингвокультуре,
анекдотах, в художественной литературе и её интерпретациях, и имеют обыкновение
воплощаться в окружающих нас людях. И поэтому мир нашей повседневности — это
мир «китайских болванчиков», Винни-Пухов и медвежат Тэдди, стойких оловянных
солдатиков, Щелкунчиков, фарфоровых кукол, матрёшек, «Стеклянных зверинцев» и
так до бесконечности. А когда мы слишком «взрослые» или не умеем играть
«по-настоящему», то наши игрушки — это ребёнок, автомобиль, дом, а игры —
ролевые игры повсюду: в семье, в бизнес-коллективе, среди друзей. Но это вряд
ли подлинные игры и «игралища», скорее подделки, суррогаты, а посему к культуре
отношение имеют весьма косвенное, а по большому счёту не имеют вовсе.
Другие работы по теме:
Лазертаг
Это не компьютерная игра, это реальная игра с реальными людьми. LaserTag - это имитация боевых действий с использованием оружия, “поражающим” датчики безвредным для человека импульсом инфракрасного света.
Тест для 5-х классов по гандболу
Сколько человек играет на поле? 6 человек 7 человек 8 человек Сколько пунктов дают за забитый мяч? Сколько минимально играков может играть на площадке?
Детские игры в различных культурах
Игра – ведущая деятельность детей-дошкольников, в которой происходит познавательное их развитие. К тому же игра – это важнейшее средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения.
Какие игрушки предпочитают малыши?
Чем меньше дитя, тем более оно непредсказуемо в своем выборе. Сложность для взрослых заключается в отсутствии элементарных знаний по проблемам раннего детства.
Манипулятивное общение
Способы структурирования времени по Эрику Берну. Две жизненные позиции, выдвинутые Эриком Берном. Понятие манипуляции.
Диагностический минимум
Возрастная группа Изучаемая сфера познавательная Эмоционально- волевая деятельностная 2-я мл группа Воображение Половозрастная Идентификация Притязание на признание
Диагностический минимум
Методические рекомендации к практической деятельности. Настольная книга практического психолога в образовании. Варианты диагностического комплекса. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Игровая зависимость
Text 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок). На этой стадии игра обусловлена познавательным интересом и используется для развлечения, отвлечения, расслабления, отдыха, отключения от проблем (семейных, личностных, потенциальных) 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок).
Мягкая игрушка КОЛОБОК
Экзаменационный проект по технологии на тему мягкая игрушка “КОЛОБОК” Ученицы 9е класса средней школы №12 Шишкиной Натальи Руководитель: Чагина В.А.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 1
Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Мораль как ценностная основа культуры
Слово «культура» связано в повседневной речи с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках
Математическое ожидание
В выигрыше всегда оказывается казино. Это потому, что с математической точки зрения, игра не является справедливой. Понятие справедливой игры тесно связано с математическим ожиданием, которое впервые было введено голландским математиком Яном де Виттом.
Соловей
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел так хорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом снова принимался за свое дело и не думал о соловье до следующей ночи. Путешественники говорили, что соловей — лучшее, что есть у императора.
Моя любимая игрушка
Автор: Сочинения на свободную тему Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло.
Моя любимая игрушка 2
Моя любимая игрушка Автор: Сочинения на свободную тему Моя любимая игрушка. Каких только игрушек у меня не было в раннем детстве. Но вместе со мной росли и мои привязанности к игрушкам.
Моё детство
Автор: Сочинения на свободную тему Я родилась 15 июня 1992 года в 12 часов дня в родильном доме №2 города Кургана, с ростом в 54 см и с весом в 3.8 кг… Моё детство было не слишком давно. Многие думают, что это самое детство живёт во мне и по сей день, но это далеко не так. Я уже давно стала взрослой, и никто не знает меня полностью.
Моё детство 2
Моё детство Автор: Сочинения на свободную тему Моё Детство Своё детство я провела незабываемо! С раннего возраста мы всей семьёй ездили в другие страны, города.
Темари
Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства.
Глиняная Игрушка
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольлору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Тест для 5-х классов по гандболу
Сколько человек играет на поле? 6 человек 7 человек 8 человек Сколько пунктов дают за забитый мяч? Сколько минимально играков может играть на площадке?
Дымковская игрушка
В 1811 году генерал – майор Н.З.Хитров, зять прославленного полководца М.И.Кутузова, состоявший «при особе государя» был внезапно «удалён на Вятку».
Гармония и алгебра народной игрушки
Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.
Народные промыслы
Жостовский художественный промысел: декоративная живопись на металлических подносах. Дымковская и филимоновская игрушки, городецкая и хохломская росписи. Расписные пасхальные яйца (писанки) как прообраз русской матрешки. Гжельская и скопинская керамика.
Дымковская игрушка 2
Дымковская игрушка История промысла. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.
Нагайка
— короткая конская плеть круглого сечения, разновидность оружия. Знак есаула и пристава на кругу. В повседневной жизни — знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Жё-де-пом
(фр. jeu de paume, от jeu — игра и paume — ладонь) — старинная игра c мячом, прообраз тенниса, в которой мяч перебивался через сетку или верёвку ракетками (первоначально руками, затем битами).