Эпоха, стиль, направление - импрессионизм
Собор в Руане — древней столице римской провинции в северной Галлии, возводившийся на том самом месте, где мы его видим сейчас, — первое культовое христианское сооружение. Его строительство было возобновлено в начале второго тысячелетия нашей эры, но после пожара 1200 г. собору потребовалась тридцатилетняя реконструкция, в результате он был восстановлен в стиле «пламенеющей» готики. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Четыреста лет здание перестраивалось и укреплялось, стилистическое единство было нарушено, тем не менее собор выглядел весьма живописно, Моне был им просто очарован.
Самый большой цикл работ Моне посвящен Руанскому собору, точнее — его западному фасаду, украшенному скульптурой, отражающей тенденции развития французской готики; по бокам фасада расположены две большие башни — башня Сен-Роман на севере и Масляная башня на юге. Название последней обусловлено тем, что в ее строительство были вложены средства, поступившие от благодарных граждан, которым было разрешено есть масло во время поста.
Моне приехал в Руан — город, расположенный на севере Франции, 5 февраля 1892 г., снял комнату в гостинице «Англетэр» на проспекте Буалдье. Свой первый вид фасада собора он написал из гостиничного окна. Затем художник на некоторое время уехал в Париж. По возвращении он добился разрешения работать, сидя в витрине магазина модной одежды «Фернан Леви», выходившей на соборную площадь.
Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из пятидесяти картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ней систематически, с особой тщательностью, как никогда прежде. Каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды и передать едва уловимые полутона цвета. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Владелец магазина, заметивший, что посетительницы странно реагируют на присутствие художника, попросил его впредь прятаться за ширму и ограничить свои занятия утренними часами. 15 февраля следующего года Моне вновь приехал в Руан, остановившись в той же гостинице и пробыв там до 15 марта. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. Новое место обзора находилось в непосредственной близости от гостиницы, из окон которой Моне впервые запечатлел вид собора. Комнаты, отведенные под мастерские, были расположены на втором этаже, из их окон, выходивших на соборную площадь, взору Моне открывался великолепный вид собора. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Величественный вид фасада, занимающего все пространство полотна, своей мощью производил на зрителя ошеломляющее впечатление.
Моне увековечил облик собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям, интересуясь, прежде всего, цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни — темно-серой.
Работая над серией, художник пребывал в тревожном, смятенном состоянии духа; недовольный собой, он уничтожил многие полотна этого цикла. В том же письме Алисе Ошеде он писал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый».
В серии, посвященной Руанскому собору, основным структурным элементом является свет, зажигающий краски и отражающийся от каменной поверхности, имитируя форму предметов и придавая глубину трехмерному изображению. Художник более не использует нейтральные тона для передачи тени, на холсте нет явно выраженных зон с преобладанием темного или светлого. Тени написаны яркими красками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло. Свет словно приоткрывает нематериальную природу предметов, природа обретает свою гармонию в свете и вечном движении: каждое мгновенье ее облик преображается.
Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контражуре, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия — огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет; затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии; и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Ради раскрепощения зрительного восприятия Моне жертвовал даже перспективой — непреложным принципом европейского изобразительного искусства начиная с XV века. В его живописной манере прослеживается влияние японской гравюры, получившей распространение во Франции в 1860-е гг.
Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Тот же Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим свое время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утонченно видеть мир».
Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., на заключительном этапе Моне работал в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. двадцать картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля и имели огромный успех.
Другие работы по теме:
Никольский морской собор
План Введение 1 История 2 Духовенство Никольский морской собор Введение Нико́льский морской собо́р (официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Второй Ватиканский собор 2
План Введение 1 Цель собора 2 Богослужебная реформа 3 Итоговые документы Введение Второй Ватиканский собор — последний из Соборов Католической церкви, XXI Вселенский Собор по её счёту, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI).
Базельский собор
Базельский собор, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей.
Добро и зло в романе Гюго Собор парижской Богоматери
Виктор Гюго - великий французский писатель - прожил длинную жизнь, на протяжении которой много и плодотворно работал и оставил огромное творческое наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он создал немало поэм, стихов, драматических произведений, но для многих читателей Гюго, в первую очередь, автор известных романов «Человек, который смеется», «Труженики моря», «Девяносто третий» и т.п..
Софийский собор 2
Софийский собор Сочинение-описание памятки по собственным наблюдениям Свое наследие - Киев - князь Ярослав Мудрый украсил не хуже от ярчайших городов мира. Кто-то намекал князю на его расточительство: зачем это золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все - и чужестранцы и путешественники, и друзья, да и враги - сразу видят, какой богатый, красивый и могущественный Киев.
Добро и зло в романе Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго – великий французский писатель - прожил долгую жизнь, в течение которой много и плодотворно работал и оставил потомкам огромное наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он написал множество поэм, стихов и драматических произведений. Кроме того, Виктор Гюго - автор известных романов «Человек, который смеется», «Девяносто третий».
Карнавалізація в романі В. Гюго "Собор Паризької Богоматері"
Історія написання роману "Собор Паризької Богоматері" В. Гюго, аналіз відображення карнавалу у його сюжеті та особливостях поведінки головних героїв. "Собор Паризької богоматері" як приклад викриття й засудження усієї феодально-середньовічної надбудови.
Клод Моне: жизнь и творчество
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Гавр. Во время учебы в колледже Моне увлекся рисованием шаржей, брал уроки у профессора рисования Ошара, в прошлом ученика Давида.
Клод Лоррен
Лоррен — вместе со своим соотечественником Пуссеном — стал создателем пейзажа эпохи классицизма. В изображении картин природы оба художника видели средство выразить глубокие мысли о мире и человеке.
Биография и творчество Клод Моне
Содержание: Введение………..…………………………………………………………………………………………………..2 ГлаваI Биография…….………………………………………………………………………………………….3 1.1.Детство и юность Клода Моне……………………..………………………………………………3
Импрессионизм
история возникновения и признания импрессионизма. Мастера импрессионизма: Мане, Ван-Гог, Гоген, Ренуар.
Клод Моне (жизненный путь)
Клод Моне Французский живописец родился в 1840 году. Моне называли “Рафаэлем воды” и “первооткрывателем цвета”. С его именем связывают и эффект “запечатленного мгновения”, ибо он приложил много усилий для воплощения в живописи мимолетных состояний природы.
Клод Моне
В начале 70-х гг. XIX века во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства они начали заниматься пленэрной живописью, то есть стремились к передаче естественного освещения и воздушной среды, реальных оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе. Они писали под открытым небом: на берегу реки, в поле или лесу, а не в мастерской, как это делалось раньше.
Импрессионизм
Реферат по Импрессионистам. Jpeg-картинки соответственно. Импрессионизм (франц. Impressionisme, impression впечатление) - художественное течение 2-й половины 19 и 20 вв., провозгласившее основной целью искусства передачу мимолётных впечатлений, чувственных субъективных ощущений художника.
Искусство французских импрессионистов
Импрессионисты - это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение жизни, запечатлеть его надолго. Их искусство открыло глаза и художникам, и зрителям на цвет и свет в природе, перевернуло рутину академических правил.
Импрессионизм
Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века.
Готика
Во второй половине 12-го в. на северо-востоке Франции, в провинции Иль де Франс возник архитектурный стиль — готический. Название происходит от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов).
Амьенский собор
Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).
Клермонский собор
— церковный собор, созванный папой римским Урбаном II во французском городе Клермон (современный Клермон-Ферран) и начавшийся 18 ноября 1095 года для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. На Клермонском соборе присутствовали представители католического духовенства и светские лица (преимущественно французских дворян и рыцарей).
Имперские соборы
Введение 1 Рейнские соборы 2 Прочие соборы 3 Список соборов Введение Кайзерский или императорский собор (нем. Kaiserdom) — традиционное название для романского собора, построенного под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной отличительной чертой имперских соборов является наличие двух хоров в начале и конце нефа.
Риттер, Август Готтфрид
А́вгуст Го́ттфрид Ри́ттер (25 августа 1811, Эрфурт — 26 августа 1885, Магдебург) — немецкий композитор-романтик, органист-виртуоз, профессор, музыковед и эксперт в органостроении.
Пётр Томский
Пётр Томский (Пётр Алексеевич Мичурин; ум. в начале XIX века) — святой Русской церкви, почитается в лике праведных, память совершается (по юлианскому календарю) 4 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).
Японизм
В.ван Гог."Куртизанка" Японизм (от франц. Japonisme) — направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии (укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Винсент ван Гог и других импрессионистов.
Стоглавый собор
План Введение 1 Деяния Список литературы Введение Стогла́вый собо́р — церковно-земский собор состоялся в Москве в январе — мае 1551, с участием царя Ивана Грозного и представителей Боярской думы.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Успенский собор Княгинина монастыря
Успенский Собор Княгинина монастыря. Этот Успенский собор расположен в северо-западной части Владимира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружён как главный храм монастыря, постройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III-Марии, дочери чешского князя Шварна.
Анийский собор
Кафедральный собор Святой Девы в Ани , или Анийский собор — армянский кафедральный собор в городе Ани. Возведён в 989—1001 годах по проекту архитектора Трдата.
IV век
Четвёртый ( длился с 301 по 400 годы по григорианскому календарю. События 301 год — В Армении принято христианство. В Японии основана династия Ямато 313 год — Миланский эдикт о свободе вероисповедания в Римской империи
Карл I де Бурбон архиепископ Руанский
Карл де Бурбон (22 сентября 1523 — 9 мая 1590) — французский кардинал, архиепископ Руанский, первый принц крови и командор ордена Святого Духа (1579). После смерти последнего из Валуа (1589) провозглашён Католической лигой королём Франции под именем Карла X, но реально не правил.