.
На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее явное влияние шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра Великого. Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах, гравированных на меди и изданных при Академии наук в 1741 году.Башня её в общих чертах очень напоминает «Мюнцтурм» Шлютера, а боковые выступы, заканчивающие оба крыла, снабжены типичными для северо-восточной Германии разоpванными с барочными завитками – волютами. Кунсткамеру строил немецкий архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии строений обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием (в русской службе с 1714 года, умер в Санкт-Петербурге 12 ноября 1719 года). В Петербурге он появился в год смерти Шлютера, от которого принял все его модели и чертежи. Последних, судя по запискам Петра Брюса, должно было остаться после покойного мастера множество. Брюс прямо говорит, что Шлютер «строил дворцы, дома, академии, заводы, типографии и пр.». Весьма возможно, что Пётр уже тогда думал об основании академии или по крайней мере о постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры, тем более что с 1714 года он усердно собирает книги и раритеты. На зубовской панораме на месте поздней Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное, не считая подвалов, здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким фронтоном-башней в средней части. Кунсткамера была основана в 1714 году и открыта в 1719 году. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её Шумахер. Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением статуй в нишах да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными и уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен. Матарнови, умершему 12 ноября 1719 года, не удалось окончить ни одной из его построек, которые достраивать пришлось, как и Кунсткамеру, Гербелю. В здании Кунсткамеры были размещены первые в России научные музей и библиотека, имевшие не только научное, но и просветительское назначение; посещение музея было бесплатным, а первая библиотека общественного пользования была открыта для посетителей сначала два раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы увеличилась. Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись, например, материалами крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине 18 века. К середине этого века библиотека имела многочисленные русские рукописные книги, атласы, рисунки. Кунсткамера – один из интереснейших памятников архитектуры раннего барокко. Здание состоит из трёх связанных между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней, композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.
На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано несколько академических музеев (зоологический, ботанический и др.). В 1878 году образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды, утвари, оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий, характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.
В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова – великого русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы – смальты, применявшейся для создания мозаичных картин. В экспозиции воспроизведена обстановка конференц-зала Академии наук. В одном из залов посетители музея могут видеть Большой академический глобус, на внешней поверхности которого изображены матереки и океаны, а на внутренней – карта звёздного неба.
Список используемой литературы:
1. М.Грабарь « Петербуржская архитектура». Лениздат С.-Петербург 1994 г.
2. Лененград. Путеводитель.Семёнчик – лох. Лениздат 1988 г.
Другие работы по теме:
Кунсткамера 2
Введение 1 Этимология 2 История 3 Разделы музея 4 Знаменитые сотрудники Список литературы Кунсткамера Введение Кунстка́мера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Москва и Санкт-Петербург
резко отличаются от остальных городов России. Будучи мультимиллионерами, они далеко оторвались даже от Нижнего Новгорода и Новосибирска, близких к нему по числу жителей. Обе столицы имеют богатое историческое прошлое. Великий русский художник Василий Иванович Суриков в своих картинах “Утро стрелецкой казни” и “ Боярыня Морозова” отобразил исторические события, происходившие в Москве.
Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого
Автор: Толстой А.Н. Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение художников многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Одним из значительных произведений на эту тему является роман Алексея Толстого, содержание которого составляют становление личности Петра и исторический процесс петровского времени.
Культура России XVII XVIII веков.
оглавление 10.4 Культура России XVII – XVIII веков XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташ-ным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.
Петровское Барокко 2
Содержание Введение 3 Отличительные черты «Петровского барокко» 6 Д. Трезини - "первый архитектор Петербурга", создатель стиля "петровского барокко" 7
Кунсткамера
Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея.
Мир одного предмета: астролябия Г.Арсениуса
В известном нам виде астролябия сформировалась на Востоке к IX — XI вв. и тогда же получила там самое широкое распространение. В XI в. приборы появляются в Испании, а затем и в других странах Западной Европы.
Монс, Виллим Иванович
Введение 1 Биография 1.1 Служба 1.2 Казнь 1.3 Голова Список литературы Введение Виллим Монс, подписывался де-Монс (1688—1724) — брат любовницы Петра I Анны Монс, адъютант императора, камер-юнкер, камергер императорского двора. Казнен за взятки и любовную связь с императрицей Екатериной.
Реформы Петра1 2
Петр Великий был одним из самых величайших политических деятелей в истории государства Российского. Значение и неоднозначность реформ, которые он проводил, является предметом для споров и по сегодняшний день. Одни считают, что он оказал исключительно положительное влияние на развитие нашего государства, другие наоборот.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Гамильтон, Мария Даниловна
Введение 1 Биография 1.1 Разоблачение 1.2 Приговор 1.3 Голова 2 В искусстве 2.1 Баллада Список литературы Введение Мария Даниловна Гамильтон (Марья Гамонтова) (? — 14 марта 1719) — камер-фрейлина Екатерины I и одно время любовница Петра I. Казнена в 1719 году за детоубийство, воровство и оскорбительные речи о царице.
Присоединение Чукотки к России
Введение 1 Начальный этап колонизации Чукотки 2 Военный поход Д. И. Павлуцкого 2.1 Гибель А.Ф. Шестакова и Д.И. Павлуцкого и их отрядов 2.2 Долгосрочные последствия военных действий
Архитекторы XVIII века
Архитекторы XVIII века Адам — крупнейший представитель английского классицизма Бауэр Захаров — русский архитектор, представитель стиля «ампир» Кент
Реформы Петра I 14
Реформы Петра I Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Цели реформ Петра 1
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Реформы Петра I
Правление Петра I как рубеж между Московским царством и Российской Империей. Характеристика и значение основных петровских реформ. Особенности и предпосылки возникновения нового социального слоя - работных людей, обслуживающих петровские мануфактуры.
Здание кунсткамеры Санкт-Петербурга
Рассмотрение истории кунсткамеры, ставшей впоследствии этнографическим музеем, единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук этнографии и антропологии. Строительство здания кунсткамеры, являющегося памятником русского зодчества XVIII века.
Археология в России
Археология, в смысле научного исследования вещественных памятников, возникает в России лишь с XIX в. Описание и собирание археологических памятников, началось, однако, гораздо раньше.
Просвещение и наука эпохи Петра 1
Содержание. Введение……………………………………2 Школы……………………………………….2-4 Книги…………………………………………4-5 Ассамблеи…………………………………..5-6 «Юности честное зерцало»..……………..6-7
Блеск Петербурга
Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное, меняющееся порой до неузнаваемости. Смотришь на старинные рисунки и фотографии, на которых изображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот в судьбе города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом, увековеченным
Реформы Петра I в первой четверти XVIII века
Text Text Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского искусства. Основным жанром живописи становится портрет.
Русская культура и быт в первой половине XVIII века
Text И.Т. Посошков (О скудости и богатстве 1724 г.) поддерживал формирование абсолютной монархии в России. Он подчеркивал, что сильному государству необходимо развитие промышленности и торговли, отмечая помехи на пути промышленного развития, прежде всего, произвол чиновников и крепостное право, которое Посошков считал временным явлением: Крестьянам помещики - не вековые владельцы.
Смысл названия комедии Проблема ума и безумия АС Грибоедов Горе от ума
Смысл названия комедии. Проблема ума и безумия (А.С. Грибоедов "Горе от ума") Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье".
Достопримечательности России
Россия - страна с бурной многовековой историей и богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на территории РФ внесены в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, в том числе Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей, исторические памятники Новгорода, историко-культурный комплекс Соловецких островов, белокаменные памятники древней Владимиро-Суздальской земли и городов "Золотого Кольца России", церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Церковь Вознесения в Коломенском, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" и др.
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, город федерального значения, центр Ленинградской области, город-герой. Санкт-Петербург раскинулся на берегах Невы при ее впадении в Финский залив, на 42 островах невской дельты.
Аудит в системе непрерывного образования
Лебедев Алексей Валентинович Ноль Лев Яковлевич АДИТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мы живем в эпоху перехода от индустриальной (товаропроизводящей) к постиндустриальной (обслуживающей) экономике. Экономистами и философами разработан ряд моделей постиндустриального общества. Одна из наиболее известных - модель
Иероним Босх
Иероним босх — замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландские пристальность и наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором.