Государственная
Классическая Академия имени Маймонида
Контрольная
работа по введению в литературоведение.
Анализ
литературного произведения:
А.П.Чехов
«Палата №6»
Студент:
Мочунова Елена
1 курс,
группа иврита
Москва,
2005г.
У А.П. Чехова много рассказов. Некоторые из них мы знаем со школы, с
другими знакомимся позже. Каждый из них создан автором для выявления
какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Примером могут служить
рассказы и «маленькой трилогии», и «Ионыч», и «Палата №6».
«Палата №6», наверное,
один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом. Герой его –
доктор Рагин, который заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней
невыносимые. Здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница
эта похожа на тюрьму. В полном запустении находится и флигель, где
располагаются душевнобольные. Но Рагин не реагирует на то, что творится в
больнице, оправдывается, говоря, что изменить жизнь нельзя. Эта философия
примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот,
примиряется с безнравственностью и воровством. Рагин сближается с одним из
обитателей палаты №6, Иваном Дмитриевичем Громовым, и вскоре сам оказывается
там. Но не прожив и одного дня, Андрей Ефимович умирает от «апоплексического
удара».
На первый взгляд, может
показаться довольно странным, как уважаемый во всем городе доктор мог оказаться
в этой, похожей на тюрьму, палате. На самом же деле, это логическое завершение
жизни Рагина, и по-другому просто не могло быть. Почему же?
История жизни Рагина
чем-то сходна с судьбой Ионыча из одноименного рассказа, но не идентична. В
отличие от Ионыча, где описано падение человека, его деградация, в «Палате №6»
Чехов рассказывает об уже сложившейся личности. В город молодой врач приезжает
уже со своей устоявшейся философией. Суть её – смирение. Именно поэтому Рагин,
видя все, что творится в больнице, ничего не предпринимает. «Нужно ждать, когда
нравственная нечистота сама выветрится, » – решает он. Да, Рагин духовно выше
всех, работающих в больнице, Андрей Ефимович любит ум и честность, но он не в
состоянии построить умную и честную жизнь вокруг себя лишь потому, что не умеет
приказывать, запрещать, настаивать, да и считает, что этого делать не нужно.
Такова его философия.
Постепенно Рагин
перестает принимать больных, отходит от житейских забот. Он все больше
погружается в чтение, а потом, найдя умного собеседника в лице сумасшедшего
Ивана Дмитриевича Громова, совсем перестает что-либо замечать. Андрей Ефимович
примиряется со всем, что его окружает: с невежеством, с безграмотностью, с
обманом и, наконец, со злом. И поэтому, столкнувшись с серьезной жизненной
проблемой, он не в силах ее решить. Его приемник, Хоботов, признает Андрея
Ефимовича больным и изолирует его от общества, помещая в палату №6. И я
согласна с таким решением, ведь человек, примирившийся со злом, вскоре сам
начинает его творить, не сознавая этого. Рагин, оказавшись в палате, поняв
действительность, признается Ивану Дмитриевичу: «Я пал духом». А через день, не
выдержав «заключения», он умирает.
Психология примирения
Рагина, которой он не изменял всю жизнь, привела его к сумасшествию, а в
конечном итоге и к смерти. Вот почему такое завершение рассказа логично.
Понятно и его название –
палата №6, ведь вокруг неё и развивается весь сюжет. Но, по-моему, заглавие
должно не только отражать сюжет произведения, но и помогать читателю в
понимании его идеи. Мне кажется, что рассказу подойдет и другое название – «От
веры к сумасшествию». Оно заставляет задуматься над проблемой, поставленной в
произведении, понять замысел писателя. Хотя иногда читатель видит не только то,
что вложил в произведение автор. Для каждого человека оно открывается новой
гранью, каждый осмысливает его по-своему. Но все равно в рассказе есть та
основная мысль, что называется идеей. Какая же идея в «Палате №6»?
Выделить её очень сложно,
ведь она переплетается с темой – с историей о докторе Рагине. Идея произведения
пронизывает его от начала до конца, она красной лентой проходит сквозь весь
рассказ, ведя нас к логическому завершению, к развязке. Ее можно проследить.
Чехов, сам человек высокой нравственности, презирал людей, потерявших это
свойство. В своей «Маленькой трилогии» он обличал пошлость, пошлостью считал и
смиренческую философию доктора Рагина. Выявление пошлости – вот для чего был
написан этот рассказ. Автор предостерегает нас, показывая к чему может привести
такое отношение к жизни на примере уже сложившейся личности.
Но идея не единственный
критерий оценки рассказа. Обратимся к другим. Хотя сюжет не является
обязательным элементом художественного произведения, в данном случае он есть.
Его легко проследить. Рассказ построен довольно традиционно, в нем присутствуют
все основные элементы сюжета. «Палата №6» начинается с экспозиции, читатель
попадает в обстановку больницы, знакомится с обитателями палаты №6. Затем Чехов
подробно описывает жизнь доктора Рагина, дает представление о его
мировоззрении. На мой взгляд, это и есть завязка рассказа, тот исходный
материал, вокруг которого и развиваются последующие события: пресыщение Рагина
работой, знакомство с Громовым. Кульминацией рассказа является «заключение»
доктора в палате для душевнобольных, переосмысление Андреем Ефимовичем своей
философии примирения. И завершается конфликт развязкой – смертью Рагина.
По аналогии можно
провести и другую сюжетную линию, связанную с Громовым. Но особенность их в
том, что ни первая, ни вторая не имеют право на самостоятельное существование,
так как в этом случае они становятся бессмысленными. Кроме этого в «Палате №6»
можно выделить и фабулу, организацию повествования. Она, как правило, является
формой воплощения сюжета, выражает идею произведения через систему образов. В
«Палате №6» фабулой являются все события, происходящие в рассказе. Сами по себе
они ничего не значат, но отсутствие их приводит к разрушению целостности
рассказа. Нарушается композиция. Создать композиционно целостное произведение –
тяжелейший труд для писателя. Этот рассказ выстроен очень последовательно,
каждое новое событие преподносится автором только тогда, когда понято
предыдущее. Это очень важно для понимания идеи произведения. Ведь если бы
Чехов не показал читателю как «действует» философия Рагина, было бы непонятно
появление Андрея Ефимовича в палате №6. Непонятно было бы для чего дана другая
сюжетная линия – история Ивана Дмитриевича Громова.
Это человек, кардинально
отличающийся от Рагина, он представитель другой философии, другой веры. Вот
почему Андрей Ефимович нашел в нем умного собеседника – противоположности
сходятся. В отличии от доктора, Иван Дмитриевич живет в реальности, считает,
что «нельзя презирать страдания». «С действительностью Вы совершенно не
знакомы!» – с раздражением говорит Громов и оказывается прав. Попав в реальную
жизнь, Рагин не выдерживает и умирает, в то время, как Громов продолжает жить.
Даже отвратительные условия палаты №6 не убили в Иване Дмитриевиче человека,
способного чувствовать, мыслить, страдать.
Чехову (да и мне) больше симпатичен этот герой рассказа. Он призывает
бороться, а не смиряться. Пускай в рассказе эту идею автор высказывает устами
сумасшедшего, но к ней стоит прислушаться. Только борясь со злом и делая добро,
человек способен выжить, сохранить в себе личность. Это самая благородная цель.
Тот же, кто смиряется, теряет все свои лучшие качества.
Писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь
убивает пороки общества, их зачатки. Благородная цель, труд и любовь – вот то,
что может победить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произведениях.
Рассказы его актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал
писатель, ещё не изжиты. Потому чеховские произведения популярны не только в
России, но и за рубежом.
Другие работы по теме:
Чехов а. п. - Образ провинциального города в прозе а. чехова
Провинциальный городок в произведениях. Чехова воспринимается мною как некий собирательный образ. Серый скучный день. Он такой же серый и скучный как и все остальные дни приходящие в этот город. Всюду только серый цвет серые слишком широкие улицы мале.
Литературный герой ДУШЕЧКА
Душечка героиня рассказа А. П. Чехова Душечка Д. Оленька Ольга Семеновна Племянникова одна из самых популярных героинь прозы. Чехова вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова О любви
Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов.
Ответственность человека за свою и чужую жизнь
(по рассказам А. П. Чехова «По делам службы») В 90-е годы XIX века в творчестве Чехова наступает перелом, связанный с изменением в общественной жизни. Тематика его произведений становится более серьезной.
Рецензия на рассказ Чехова Дом с мезонином
Рассказ А.П. Чехова «Дом с мезонином» вышел в свет в 1896 году. Что же заставляет читателей вот уже целое столетие обращаться к творчеству Чехова? Прежде всего, это глубоко исследуемая в его произведениях проблема любви.
Трагедия доктора Рагина
Автор: Чехов А.П. В 90-е годы Чехова тревожит не только догматическое отношение человека к истине, которое может причинить России много бед. Оборотной стороной догматической активности является общественная пассивность. На эту тему Чехов написал рассказ «Палата № 6», который по праву считается вершиной его реализма.
Художественное мастерство Чехова-рассказчика
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов — величайший юморист. Нам известно множество его рассказов, хоть и маленьких, но удивительно интересных. Каким же образом Чехов добивается такого результата? Попробуем разобраться в этом на примере рассказа “Толстый и тонкий”.
Истолкование рассказа А. П. Чехова Смерть чиновника
Автор: Чехов А.П. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Ироническая заметка из Записной книжки А. П. Чехова Истолкование — я, ср. Действие по знач. глаг. истолковать. .. Такая характеристика слова дана в четырехтомном Словаре русского языка. Свою работу я решила начать с обращения к Словарю, чтобы почувствовать себя увереннее при рассмотрении рассказа, прозвучавшего в теме сочинения.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
«Нужно беречь в себе человека»
«Палата № 6» написана Чеховым в 1892 году после его поездки «на остров страданий» — Сахалин. Часто это произведение называют повестью, ибо здесь автором поднимаются серьезнейшие проблемы, обилие действующих лиц, несколько сюжетных линий.
Тема футлярности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Персонажи Чехова не способны что-либо кардинально изменить, наладить свою и общественную жизнь, поэтому уходят в себя, создают некий замкнутый мирок, оболочку, в которую прячутся от трудностей, от радостей и печалей жизни.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Анализ рассказа А.П. Чехова Попрыгунья
Анализ рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья" Автор: Чехов А.П. Сюжет рассказа «Попрыгунья» (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена талантливыми людьми: это актёр драматического театра, певец из оперы, литератор, музыкант, помещик, несколько художников, среди которых и молодой красавец Рябовский.
Анализ рассказа А.П. Чехова О любви
Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви" Автор: Чехов А.П. Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник».
Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Мастер короткого рассказа
Антона Павловича Чехова по праву можно назвать величайшим мастером короткого рассказа. Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Вместе с этим шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Отзыв о рассказе А.П. Чехова Студент
Отзыв о рассказе А.П. Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Рассказ А.П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» - один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Палата №6"
А.П. Чехов написал рассказ "Палата № 6" в 1892 году. Это время правления императора Александра III . Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом. Это подавление и является темой рассказа "Палата № 6".
Анализ рассказа А.П. Чехова "Крыжовник"
Рассказ "Крыжовник" был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Имперская палата культуры
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — высший государственнцый орган, объединяющий и контролирующий всех работников сферы искусства в Третьем Рейхе. Официальной датой создания ведомства является 22 сентября 1933 года. 31 мая 1939 года палата была официальна переданна в управление Й.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны.