Любовная
лирика В. В. Маяковского.
Любовь – вечная тема –
проходит через всё творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и
кончая последним незавершённым стихотворением «Неоконченное». Относясь к любви
как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский
писал: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и
дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё
остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не
может не проявиться во всём». Для него характерна широта лирического восприятия
мира. Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь – интимнейшее
человеческое чувство – в стихах Маяковского всегда связана с социальными
чувствами поэта-гражданина.
Вся жизнь В. В.
Маяковского со всеми её радостями и горестями, отчаянием, болью – в его стихах.
Произведения поэта рассказывают нам о его любви, о том, когда и какой она была.
В ранних стихах упоминание о любви встречается дважды: в цикле лирических
стихов 1913 года «Я» и лирическом стихотворении «Любовь». О любви в них
говорится вне связи с личными переживаниями поэта.
Известны
многие адресаты лирики Владимира Маяковского — Лилия Брик, Мария Денисова,
Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.
В поэме «Облако в штанах»
поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию
Денисову, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал
свои чувства:
Мама!
Ваш сын прекрасно
болен!
Мама!
У него пожар
сердца.
Эта трагическая любовь не
выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в
поэме:
Вы думаете, это
бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», -
сказала Мария.
Но исключительное по силе
чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского
разошлись. Тогда он воскликнул: «Любить нельзя!»
Но не любить Маяковский
не мог. Прошло не более года и поэт влюбляется в Лилю Брик. Их отношения
начались с того, что Маяковский посвятил ей поэму («Облако в штанах»), на
которую его вдохновила другая (Мария Денисова), а закончились тем, что он
назвал ее имя в посмертной записке. Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик
были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в
произведениях поэта. Его чувства находят отражение в поэме
«Флейта-позвоночник», написанной осенью 1915 года. И снова не радость любви, а
отчаяние звучит со страниц поэмы:
Вёрсты улиц
взмахами шагов мну,
Куда уйду я, этот
ад тая!
Какому небесному
Гофману
Выдумалась ты,
проклятая?!
Показательным для этих отношений
может быть стихотворение "Лиличка! Вместо письма". Оно написано в
1916 году, но свет впервые увидело только в 1934 году. Сколько любви и
нежности к этой женщине таят в себе строки:
Кроме моря любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не
вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон –
царственный ляжет в опожаренном
песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» - своё самое светлое произведение
о любви. Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был
уверен:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемли
торжественно стих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!
Здесь поэт размышляет о сущности любви и её месте в жизни
человека. Продажной любви Маяковский противопоставил любовь истинную,
страстную, верную.
В феврале 1923 года была написана поэма «Про это». Здесь
лирический герой предстаёт опять страдающим, мучимым неудовлетворённой любовью.
Но рыцарский характер поэта не позволяет бросить хоть малейшую тень на образ
возлюбленной:
- Смотри,
даже здесь, дорогая,
стихами громя обыденщины жуть,
имя любимое оберегая,
тебя
в проклятьях моих
обхожу.
1924 год был переломным в отношениях между
Маяковским и Лилей Брик. Намек на это можно найти в стихотворении
"Юбилейное", которое было написано к 125-летию со дня рождения
Пушкина, 6 июня 1924 года:
Я
теперь
свободен
от любви
и от плакатов.
Шкурой
ревности
медведь
лежит
когтист.
В начале 1929 года в журнале «Молодая гвардия» появилось
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Из этого стихотворения
видно, что в жизни поэта появилась новая любовь, что «опять в работу пущен
сердца выстывший мотор». Это была Татьяна Яковлева, с которой Маяковский
встретился в Париже в 1928 году. Посвящённые ей стихотворения «Письмо товарищу
Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой» проникнуты счастливым ощущением
большой, настоящей любви.
Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» было написано в
ноябре 1928 года. Любовь Маяковского никогда не была только личным
переживанием. Она вдохновляла его на борьбу и творчество и воплощалась в поэтические
шедевры, проникнутые пафосом революции. Здесь поэт написал об этом так:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
В дрожи тела
близких мне,
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Много обид пришлось пережить поэту. Ему не хотелось отказ
Татьяны Яковлевой приехать к нему в Москву «нанизывать на общий счёт».
Уверенность в том, что любовь, в конце концов, победит, звучит в словах:
Я всё равно
тебя
когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоём с Парижем.
Маяковский очень сильно переживал разлуку, каждый день
посылал ей письма и телеграммы, с нетерпением ждал поездки в Париж. Но
встретиться им было уже не суждено: Маяковскому отказали в выезде в Париж в
январе 1930 года.
В мае 1929 года
Маяковского познакомили с Вероникой Витольдовной Полонской. Маяковский любил
красивых женщин. И хоть сердце его в это время было не свободно, им прочно
овладела Татьяна Яковлева, но его тянуло к Полонской, и он стал часто встречаться
с нею. Незадолго до смерти Маяковский написал стихотворение «Неоконченное» с
такими строками:
Уже второй,
должно быть ты легла
А может быть
и
у тебя такое
Я не спешу,
И
молниями телеграмм
мне незачем
тебя
будить и беспокоить…
Вероника Полонская была
последней, кто видел Маяковского живым. Это именно ей поэт делал предложение за
минуту до рокового выстрела. В предсмертном письме Маяковский писал:
Как говорят -
"инцидент исчерпан",
Любовная
лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в
расчете
и не к чему перечень
Взаимных
болей,
бед и обид.
Счастливо
оставаться.
Владимир Маяковский.
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Современна ли сатира в. маяковского
Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая на них ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, э что говорить о прошлом?! Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно - время Маяковского? Удивительное время.
Маяковский в. в. - Лирика маяковского
Как известно лирика передает переживания человека его мысли и чувства вызванные различными явлениями жизни. В лирике. Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека строителя социалистического общества.
Маяковский в. в. - Мой маяковский
Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем то громадным непонятным и нескладным. Сказалось также сложившееся о нем представление как о певце революции. Да это действительно так потому что даже в самых лирич.
Маяковский в. в. - Маяковский-лирик
После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет. Боюсь что несмотря на народные похороны на весь почет ему весь плач по нем. Москвы и России Россия и до сих пор не поняла кто ей был дан в лице. Маяковского.
Основные мотивы лирики А. А. Фета.
В лирике. Фета хорошо сказал А. В. Дружинин, точно оценивший сильные и слабые ее стороны: «Очевидно, не обилием внешнего интереса, не драматизмом описанных событий» « остановил внимание читателя» Фет.
Тема любви в поэзии Серебряного века
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался.
Стихотворение Маяковского все время на острие комического и трагического
Красота борьбы, преодоления, или, как выразился Луначарский, «стремление к мужественности», проявляется так или иначе в каждом произведении Маяковского. Но Маяковский не был розовым оптимистом, не упрощал жизненных противоречий. «Тот, кто постоянно ясен, — тот, по-моему, просто глуп», — говорил Маяковский. «Постоянная ясность», «тишь да гладь» никогда не были свойственны поэзии Маяковского.
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Любовная лирика Афанасия Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860‑х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в защиту прав помещиков. Он мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни».
Образ любви-воспоминания в лирике Афанасия Фета
Любовная лирика Фета представляет собою весьма уникальное явление, так как практически вся обращена к одной женщине - безвременно ушедшей из жизни возлюбленной Фета Марии Лазич, и это придает ей особый эмоциональный колорит.
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно
Поэзия В. Маяковского авангардная по сути. Возможно, что стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написана под аккомпанемент модернистских скрипичных концертов. Это психологически тяжелая музыка, которая выворачивает все нервы.
Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви 2
Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви В творческом наследии Маяковского лирике по праву принадлежит первое место. Нисколько не умаляя значения эпических и драматических произведений, следует признать, что именно лирика была тем жанром, в котором наиболее ярко и полно выразилась творческая индивидуальность Маяковского.
Стихотворение Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой 2
Стихотворение Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой В наши дни, когда нравственные, моральные проблемы обретают все большее значение и остроту, нам важно полнее и зорче «разглядеть » Маяковского как величайшего лирика. Он здесь — первопроходец мировой поэзии ХХ века. Первопроходец не только в лирике политической, социально-обнаженной, гражданской, а и в стихах о революции, ее героях…
Любовная лирика Николая Гумилева
Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н.
Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил любовь еще, быть может
Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.
Я хочу быть понят моей страной личная и творческая трагедия Маяковского
Грандиозное, загадочное, неоднозначное поэтическое явление - Маяковский. Его можно не любить, его можно не понимать, но он живет в нашей поэзии, он есть. И он, бесспорно, велик. И безусловно, трагичен. Как все великие поэты. Написанные (и вычеркнутые!) строки: «Я хочу быть понят моей страной», — говорят сами за себя.
Поэт и революция в лирике Маяковского 2
Поэт и революция в лирике Маяковского Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда — в таком масштабе.
Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина сочинение-миниатюра
Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
Герой и толпа в лирике Маяковского
Лирика Маяковского близка традициям романтической поэзии: в ней воплощается конфликт исключительного человека и толпы. За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его вызов – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению.
Анализ стихотворения А. А. Блока Ты в комнате один сидишь.
Автор: Блок А.А. Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира».
Анализ стихотворения В.В. Маяковского Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским лето
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" Автор: Маяковский В.В. Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г.
Стихотворение В.В. Маяковского Послушайте. Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение В.В. Маяковского "Послушайте!". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Маяковский В.В. Огромный, здоровенный Маяковский, со всей своей бескомпромиссной смелостью, которую не остановить никакой силищей, такой чуткий внутри Обнаженными нервами цепляется, задевает он за окружающую его жизнь.
Я сразу смазал карту будня... По лирике В. В. Маяковского.
"Я сразу смазал карту будня..." (По лирике В. В. Маяковского.) Автор: Маяковский В.В. Каким тонким и чувствующим сердцем надо обладать, чтоб остановиться у лошади, поскользнувшейся на зимнем подъеме Кузнецкого, и заплакать вместе с животным! Какой наблюдательностью надо обладать, чтоб в свечении звезд увидеть горящие жемчужины, а скрипку уподобить собственной невесте! Или "сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб"!
Маяковский и революция
После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.
Лирика Маяковского
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим.
Мелодичность поэзии А. А. Фета
Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта.
Мой Маяковский
Мне кажется, что главная особенность всех произведений Владимира Владимировича в том, что буквально каждое слово, каждая строка любого стихотворения пытается нещадно обнажить душу самого Маяковского.
Я вам расскажу о времени и о себе
Владимир Маяковский... Еще в раннем детстве он входит в наше читательское сознание. Первые свои самостоятельные шаги мы делаем, сверяясь по вечному: "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Любовная лирика Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями — в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви.
Любовная лирика А. С. Пушкина 2
Любовная лирика А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.
Талант Маяковского
О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить ! А. Блок Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность -= всё охвачено его гением. Даже спустя шестьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаём задавать себе вопрос : каков он, талант Маяковского ? Мог ли этот великий человек сделать больше, чем он сделал ?
Константинос Кавафис
Кавафис, Константинос (1863–1933), один из крупнейших поэтов, писавших на новогреческом языке.