Блок
Александр Александрович
(1880-1921)
Жаровой Анны, ученицы 9 Б класса, 643 школы
Блок Александр Александрович (16(28).11.1880, Петербург, — 7.8.1921, Петроград), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д. Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева. К тому же времени относится знакомство Блока с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься — с 1903. Его тетка и биограф М.Бекетова относит первые литературные опыты племянника к пятилетнему возрасту. Он посвящал их близким, много писал о родной природе. Его поэтическое возмужание пришлось на 1900—1901 гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». В том же году в альманахе символистов «Северные цветы» появился еще один его цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.
Становление же Блока-поэта происходит уже в студенческие годы, когда он становится студентом филологического факультета Петербургского университета. Романтические и даже в чем-то мистические отношения с Менделеевой отразились в более чем 800 стихотворениях поэта. Не все они были опубликованы, да и первая публикация состоялась не сразу — слишком неопределенными и неясными были стихотворения поэта, который тогда находился под влиянием нового литературного течения — символизма.
Основной мотив ранней лирики Блока, который наиболее полно отражается в его цикле «Стихи о Прекрасной Даме», опубликованном в 1904 году, — стремление воссоединиться со своей возлюбленной. Но эта любовь возвышенная, платоническая, в ней нет греховных страстей. Поэт видит свою возлюбленную прежде всего в образе Прекрасной Дамы, а себя представляет рыцарем, иноком, поэтом, юношей.
Практически вся дальнейшая поэзия Блока одушевлена поиском пути, идеей подвига и необходимости принесения себя в жертву. Он хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Блок разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых выстроил как эстетическое и идейное целое. Каждый том состоит из разделов, каждый из которых тоже художественно замкнут. Разделы складываются из циклов, которые объединяют несколько стихотворений и сами читаются как единый текст.
Блок постепенно расширяет проблематику своих стихотворений. Кроме темы любви, центральной в его творчестве становится и тема Родины, России. Да и сама любовь воспринимается уже как любовь к конкретной личности, правда, описывается она чаще всего как трагическое чувство. Она заканчивается обычно драматически, как в стихах «Снежная маска» и «Фаина», посвященных актрисе Н.Волоховой. Трагизм личной жизни Блок воспринимает как черту эпохи, «страшного мира». Эти настроения поэта отражаются во многих его стихах, в частности таких, как «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Центральное положение во втором сборнике Блока занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, как озаглавлено самое известное из них (а также и лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки – женщины, встреченной в дачном пригороде Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, – остается в границах поэтики символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. «Падучая дева-звезда» отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит «красотку». В то же время написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Комиссаржевской – 30 декабря 1906), где «мечтательный, расстроенный и бледный» Пьеро томится о своей «картонной невесте», покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый парафраз истории отношений между Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок.
Действие многих стихотворений Блока, не только посвященных теме любви, разворачивается на фоне Петербурга. В поэзии Блока так же, как и в произведениях Достоевского, образ Петербурга предстает как символ буржуазной цивилизации, где нет места подлинным отношениям и страстям. Блок драматически воспринимает события революций и войн, вводя в третий том как основной красный цвет, символ крови и насилия.
Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят к творческому кризису: после января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.
Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904 , ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904 – 1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908—1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест»,) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907–1914; поэма «Возмездие», 1910—1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.
Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.
Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена.
Другие работы по теме:
Блок а. а. - «и идут без имени святого»
Не слышно шуму городскогоНад невской башней тишинаЯ больше нет городового. Наступала переломная эпоха. Рушился старый привычный и ненавистный мир и Блок мастерски сумел отразить это в поэме. Двенадцать.
Поэтическая символика лирики Блока
Александр Блок — одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его поэзия от сборника к сборнику отображает не только развитие его таланта, но и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихотворений поэтическим дневником, «романом в стихах».
Поэма Двенадцать Блока
Александр Блок — поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого, У него не возникало мысли покинуть Россию, Революция несла перемены. Блок принял ее, так как поэта влекло все новое, неизведанное.
Стихотворение А. А. Блока Россия
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Последние годы жизни Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нём останется на вечность.
Тема любви в творчестве А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции.
«Осенняя воля» и «Россия»
Александр Александрович Блок — замечательный русский поэт, наследник великих традиций Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Задумываясь о судьбе России, поэт обращается к ее давней истории, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее.
Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
Александр Блок — поэт многогранный, отразивший свое время во всем его многообразии и полноте. Чутко слушающий время, Блок не мог не понять нарастание революции, не увидеть обездоленных и обиженных.
Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока
Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.
Скифы
Все подвластно было перу поэта. В стихотворении “Скифы” А. Блок обращается ко всем людям доброй воли со страстным призывом покончить с “ужасами войны”, сойтись на “братский пир труда и мира”.
Письмо Софье Павловне Фамусовой
Автор: Грибоедов А.С. Здравствуйте, уважаемая Софья Павловна! Прежде, чем написать Вам письмо, я долго раздумывал над этим. И окончательно сделал для себя вывод, что я должен был его написать.
Александр Блок 2
Александр Блок 28 ноября 1880 - 7 августа 1921) Александр Блок , величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.
Тема Родины в творчестве А.Блока
Автор: Блок А.А. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Н.А. Некрасов К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок.
Биография А.А. Блока
Краткое жизнеописание великого русского поэта - Александра Александровича Блока (1880–1921), предпосылки зарождения у него литературного таланта и описание его деятельности после революции. Перечень основных книг, циклов и сборников стихотворений Блока.
Аракчеевы
Аракче́евы — графы и дворяне. Происходят от Аракчея Евстафьева, крещёного татарина, перешедшего в середине XV века на русскую службу и ставшего дьяком Василия II. Образовано от казанско — татарского прозвища Аракычы «самогонщик, пропойца».
Вяземские
Введение 1 Происхождение и история рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Вяземских Список литературы Введение Вя́земские — русский дворянский и княжеский род.
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Жохов, Александр Андреевич
Жохов, Александр Андреевич Александр Андреевич Жохов (1748 — 1823, Астрахань) — флота генерал-лейтенант; командир Астраханского порта. Родился в 1748 году. Воспитывался в Морском кадетском корпусе. В 1765 г. произведён в гардемарины.
Жемчужниковы дворянские роды
Жемчу́жниковы (дворянские роды) — русские дворянские роды. Василий Терентьевич (Богданович) Жемчужников был воеводой в Вятке (1616). Его потомки были стольниками и стряпчими. Михаил Николаевич был сенатором (умер в 1865). Его сын, Алексей Михайлович — известный поэт. Род Жемчужниковых внесен в VI часть родословной книги Орловской и Калужской губерний (Гербовник, X, 94).
Александр Васильевич Суворов 2
Александра Васильеви ча Суворова (1730—1800) Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. C рождения он был маленького роста, хилым и болезненным. Однако сила духа помогла ему изменить себя. Он увлекался книгами о подвигах великого полководца Ганнибала.
Вермишев, Александр Александрович
Александр Александрович Вермишев (29.8(10.9).1879, Санкт-Петербург, — 31 августа 1919, Елец) — революционный деятель, поэт и журналист, псевдонимы — Александр Савицкий, С. A., Save (партийная кличка).
Белоголовый, Николай Андреевич
Николай Андреевич Белоголовый (1834, Иркутск — 1895, Москва) — врач, общественный деятель, автор мемуаров. Биография Николай Андреевич Белоголовый происходил из купеческой семьи. Начальное образование получил в семье декабриста А. П. Юшневского, позднее его учителем был А. В. Поджио. В 1846 году определён отцом в частный пансион Эннеса в Москве.
Безбородко, Александр Андреевич
Введение 1 Биография Список литературы Безбородко, Александр Андреевич Введение Алекса́ндр Андре́евич Безборо́дко (14 марта 1747 — 6 (17) апреля 1799) — русский государственный деятель. Князь.
Попов, Александр Андреевич художник
Александр Андреевич Попов (1852—1919) — академик Петербургской академии художеств. Биография Александр Попов родился в селе Георгиевское Ярославской губернии. Учился в Петербургской академии художеств (1872—1879). В 1881 году был отправлен на стажировку за границу на 4 года. Работал в Риме вместе с Игорем Селезнёвым и Степаном Бакаловичем.
Ольхин, Александр Александрович
Александр Александрович Ольхин (13 (25) октября 1839, Петербург — 22 ноября (4 декабря) 1897, Белоостров) — русский юрист, литератор, поэт. Биография