Криворожский
государственный педагогический университет
Кафедра
русского языка и литературы
Шевченко
А.В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА
КАК СПОСОБА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА В НОВЕЛЛАХ А.П. ЧЕХОВА
Психологизм как важный
признак поэтики А.П. Чехова привлекал внимание многих исследователей, таких как
Андрея Борисовича Есина,
Ивана Филлиповича Масанова, Пётра Николаевича Краснова, Владимира Борисовича Катаева
и др.
Однако нельзя сказать,
что проблема исчерпана: в связи с современными подходами к пониманию
психологизма как художественного способа описания внутреннего мира героя
выявляются аспекты, которые уточняют особенности чеховского психологизма, в частности,
в рамках новеллистического жанра.
Согласно Андрею
Борисовичу Есину, психологизм - «это достаточно полное, подробное и глубокое
изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного
персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы»[3; 10]. В
«Словаре по литературоведенью» под редакцией Николаева Петра Алексеевича определение
психологизму звучит так: «Психологизм в литературе – полное, подробное и
глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя».
Можно сделать вывод,
что психологизм - это прежде всего попытка автора описать внутренний мир героя
художественными средствами.
Психологичность – это
родовое отличие русского литературного сознания. В особенности это касается
литературы классического периода. О. Н. Осмоловский отмечал, что русской
литературе «в целом был свойственен онтологический психологизм <.>
конечное объяснение человека в русской литературе и философии не
психологическое, а онтологическое - с учетом божественной первоосновы бытия»[4;35].
Одним из новаторских
проявлений писательского мастерства в наследии А.П. Чехова является особое
использование психологизма.
Чехов старается
преподнести внутренний мир человека читателю, используя незначительные, на
первый взгляд, детали, намёки, отказ
от традиционной портретной характеристики, метафоры и фразеологизмы, несобственно-прямую внутреннюю речь, главная задача
которых – изобразить психологические
состояния своих героев.
Рассмотрим проявления
психологизма в таких новеллах, как «Ионыч», «У знакомых», «Человек в футляре».
Беликов (в новелле
«Человек в футляре») не пытается изменить свою жизнь, разнообразить её, ведь
если он разрешит себе что-то новое, скрывавшееся доныне, жизнь откроет неопределённость,
вызывающая стремление окружить себя «оболочкой», «футляром». Основная, главная
деталь – чехлы, футляры, в которые были упакованы вещи. Беликов всю жизнь чего-то
боялся, его опасался жизнь. Поэтому после смерти его лицо приняло приятное, простое,
даже немного удовлетворённое выражение: он был в футляре, из которого не надо
никогда выходить.
Намёки
помогают читателю «подбавить недостающее» в
соответствии с авторским замыслом. Такого рода детали – незаменимый прием для
создания в произведении определенной атмосферы, настроения, эмоционального тона»
[3; 94]. Рассказ «У знакомых»: «Он… вдруг вспомнил, что ничего не может сделать
для этих людей, решительно ничего, и притих, как виноватый. И потом сидел в
углу молча, поджимая ноги, обутые в чужие туфли». В самом начале эти туфли были
просто «старыми домашними туфлями» хозяина, герою они нравились и в них он
чувствовал себя уютно, а вот теперь они стали «чужими».
В рассказе «Ионыч» Старцев,
Дмитрий Ионыч, разговаривая с Катериной Ивановной, будучи когда-то в неё
влюблённым, сначала испытывает приподнятое настроение, но затем вспоминает про
деньги, полученные от пациентов, - «и огонек в его душе погас». Именно метафора
раскрывает психологическое состояние героя. Внимание сосредоточено на
переживания, а не на нюансах. чехов психологизм
художественный образ
Чеховская же «несобственно-прямая внутренняя речь,
у которой как бы двойное авторство – повествователя и героя, – активно
способствует возникновению того авторского и читательского переживания герою,
которое лежит в основе чеховского психологизма»[3; 75]. Мысли персонажа, его
переживания, мысли автора и читателя сливаются воедино, их уже невозможно
разделить, они часть целого. Внутренний
мир героя становится близким и понятным для читателя. Психологизм здесь включается
незаметно, но тем не менее полностью достигает своей цели.
Не всё в сфере
человеческой психики объяснимо у Чехова, например: «Эти слова, такие
обыкновенные, почему-то вдруг возмутили Гурова» («Дама с собачкой»). Писатель не
пытается сделать «смутное четким, выразить невыразимое», но демонстрирует это
смутное и невыразимое мастерски, что читатель невольно проникается состоянием
персонажа, чувствует его без всяких объяснений[3; 68].
Таким образом, можно
сказать, что в новеллах Чехова психологизм в разных формах его художественного
воплощения служит способом не только драматизации текста, но и средством
характеристики персонажей.
Другие работы по теме:
Литературный герой РАНЕВСКАЯ
РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом.
Литературный герой ДУШЕЧКА
Душечка героиня рассказа А. П. Чехова Душечка Д. Оленька Ольга Семеновна Племянникова одна из самых популярных героинь прозы. Чехова вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Юмористические приемы в рассказе Чехова Хамелеон
А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Народ в произведениях А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Все ждут и на что-то надеются... А.Чехов В пору зрелости внимание А.П.Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл "мужицких" повестей и рассказов: "Мужики" , "Новая дача" , "В овраге".
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"? Автор: Чехов А.П. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Мастерство в построении диалога
Читая "Вишневый сад" Чехова, невольно удивляешься внешнему сходству повествования с произведением Ионеско "Лысая певица". Та же абсурдность диалогов, когда реплики одного персонажа никак не связаны с ответами другого.
Тема футлярности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Персонажи Чехова не способны что-либо кардинально изменить, наладить свою и общественную жизнь, поэтому уходят в себя, создают некий замкнутый мирок, оболочку, в которую прячутся от трудностей, от радостей и печалей жизни.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Модель мира в пьесах А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.
Художественные средства выразительности в повести Ф. Сологуба Маленький человек
Автор: Сологуб Ф.К. Художественные средства выразительности в повести Ф. Сологуба «Маленький человек» Стилевые доминанты: повествование ведется от третьего лица, позиция автора выявляется в портретных характеристиках героев, в описаниях сюжетных ситуаций; нет развернутых синтаксических конструкций, как у Чехова в юмористических рассказах; предложения краткие и емкие по содержанию, хотя автор и не использует метафор и ярких эпитетов; основное художественное средство выразительности – гротеск, который проявляется на разных уровнях - речевое поведение героев, представление фабульных сцен, символических образов.
Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Отзыв о рассказе А.П. Чехова Студент
Отзыв о рассказе А.П. Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Рассказ А.П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» - один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова.
Рецензия на пьесу А.П.Чехова Вишневый сад
Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад" Автор: Чехов А.П. «Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку этого произведения.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.
Чехов и Чайковский
Великих художников России, великих современников — Чайковского и Чехова связывали теплые дружественные отношения. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его».
Реформа П. А. Столыпина
Краткая биография П. А. Столыпина. Столыпин и Государственная дума. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Кончина Столыпина и высказывания о нем многими великими личностями.
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.