.
Романтизм
- это своеобразная
реакция на
Французскую
революцию
(Карл
Маркс).
Великая
французская
буржуазная
революция
завершила эпоху
Просвещения.
Писатели, художники,
музыканты
оказались
свидетелями
грандиозных
исторических
событий, революционных
потрясений,
неузнаваемо
преобразивших
жизнь. Многие
из них восторженно
приветствовали
изменения,
восхищались
провозглашением
идей Свободы,
Равенства и
Братства.
Но время
шло, и они замечали,
что новый
общественный
порядок далек
от того общества,
наступление
которого предвещали
философы XVIII
века. Наступила
пора разочарования.
В философии
и искусстве
начала века
зазвучали
трагические
ноты сомнения
в возможности
преобразования
мира на принципах
Разума. Попытки
уйти от действительности
и в то же время
осмыслить ее
вызвали появление
новой мировоззренческой
системы - РОМАНТИЗМА.
Романтики
нередко идеализировали
патриархальное
общество, в
котором видели
царство добра,
искренности,
порядочности.
Поэтизируя
прошлое, они
уходили в старинные
легенды, народные
сказки. Романтизм
получил в каждой
культуре свое
собственное
лицо: у немцев
- в мистике; у
англичан - в
личности, которая
будет противопоставлять
себя разумному
поведению; у
французов - в
необычных
историях. Что
объединило
все это в одно
течение - романтизм?
Основной
задачей романтизма
было изображение
внутреннего
мира, душевной
жизни, а это
можно было
делать и на
материале
историй, мистики
и т.д. Нужно было
показать парадокс
этой внутренней
жизни, ее иррациональность.
Рассмотрим
разницу романтизма
с классицизмом
и сентиментализмом.
Мы увидим, что
классицизм
все делит по
прямой, на плохое
и хорошее, на
черное и белое.
Романтизм по
прямой ничего
не делит. Классицизм
- это система,
а романтизм
- нет. Теперь
обратимся к
сентиментализму.
Он показывает
внутреннюю
жизнь человека,
в нем она находится
в гармонии с
огромным миром.
А романтизм
противопоставляет
внутреннему
миру гармонию.
Мне бы
хотелось обратиться
к заслугам
романтизма.
Романтизм
продвинул
продвижение
нового времени
от классицизма
и сентиментализма.
Он изображает
внутреннюю
жизнь человека.
Именно с романтизма
начинает появляться
настоящий
психологизм.
Кто такой
романтический
герой и каков
он?
Это
индивидуалист.
Сверхчеловек,
проживший две
стадии: (1) до
столкновения
с реальностью;
он живет в ‘розовом’
состоянии, им
овладевает
желание подвига,
изменения мира.
(2) после столкновения
с реальностью;
он продолжает
считать этот
мир и пошлым,
и скучным, но
он становится
скептиком,
пессимистом.
Четко поняв,
что ничего
изменить нельзя,
стремление
к подвигу
перерождается
в стремление
к опасностям.
Хочу
заметить что
в каждой культуре
был свой романтический
герой, но Байрон
в своем произведении
«Чайльд-Гарольд»
дал типичное
представление
романтического
героя. Он надел
маску своего
героя (говорит
о том, что между
героем и автором
нет дистанции)
и сумел соответствовать
романтическому
канону.
Теперь
мне бы хотелось
поговорить
о признаках
романтического
произведения.
Во-первых,
в каждом романтическом
произведении
нет дистанции
между героем
и автором.
Во-вторых,
автор героя
не судит, но
даже если о нем
говориться
что-то плохое,
сюжет так выстроен,
что герой как
бы не виноват.
Сюжет в романтическом
произведении,
как правило,
романтический.
Так же романтики
выстраивают
особое отношение
с природой, им
по душе бури,
грозы, катаклизмы.
РОМАНТИЗМ
В РОССИИ.
В XIX
веке Россия
была в некоторой
культурной
изоляции. Романтизм
возник на семь
лет позже, чем
в Европе. Можно
говорить о его
некоторой
подражательности.
В русской культуре
противопоставления
человека миру
и Богу не было.
Возникает
Жуковский,
который переделывает
немецкие баллады
на русский лад:
‘Светлана’
и ‘Людмила’.
Вариант романтизма
байроновский
прожил и прочувствовал
в своем творчестве
первым в русской
культуре Пушкин,
потом Лермонтов.
Как они восприняли
романтизм? Что
их привлекло?
Что не устроило?
Сначала
мне бы хотелось
разобрать
пушкинские
романтические
поэмы, а потом
перейти к Лермонтову.
Обратимся
к поэме ’’Кавказский
пленник’’.
Сюжет
поэмы романтический.
Пушкин берет
романтического
героя с туманной
биографией.
Вроде бы все
идет нормально,
но при дальнейшем
прочтении поэмы
мы обращаем
внимание на
то, что идет
нарушение в
системе образов,
единодержавии
героя. Сюжет
романтический,
герой романтический,
но Пушкин не
может за ним
спрятаться,
его начинает
интересовать
другой человек
- девушка, в конце
концов Пушкин
сам, своей персоной,
‘влезает’ в
конец поэмы,
давая анализ
политической
обстановки
на Кавказе.
Итак, образовалось
три героя: Пушкин,
кавказский
пленник, девушка.
Внимание к
другому человеку
не позволило
Пушкину соответствовать
романтическому
канону. Вот как
говорит об этом
сам Пушкин:
‘Эта поэма
показала только
одно, что я не
гожусь в романтики.’
Братья-разбойники
- это еще одна
несостоявшаяся
романтическая
поэма. У этой
поэмы сюжет
романтический.
Обратимся к
композиции.
Пушкин начинает
с описания
разбойников:
‘Калмык, башкирец
безобразный,
И рыжий финн’,....
‘кто с каменной
душой прошел
все степени
злодейства’.
После небольшого
предисловия
Пушкин доверяет
доказательства
сказанного
разбойнику.
Неожиданно
разбойник
делает акцент
на том, что они
с братом несчастные
люди, у них было
сиротское
детство, и совсем
нет опыта
бескорыстной
любви. Выявим
несоответствие
канону. Во-первых,
романтический
герой неподсуден,
разбойник - не
сверхчеловек.
И, конечно же,
между автором
и разбойником
есть дистанция.
У Пушкина был
дар внимания
к людям, можно
сказать, что
он пишет это
произведение
не столько по
романтическим
законам, сколько
по совести. Но
и она показала,
что Пушкин не
годится в романтики.
Интересно,
а есть ли Пушкина
самая романтическая
из романтических
поэм? Да, это
‘Бахчисарайский
фонтан’. Сюжет
этой поэмы
романтический.
Но в ней появляется
три героя: Гирей,
Зарема и Мария.
Гирей (а, может
быть, и сам Пушкин)
выбирает
неромантическую
Марию. ‘Марии
ль чистая душа
являлась мне,
иль Зарема
носилась, ревностью
дыша’. Глагол
‘носилась’
вызывает
отрицательные
эмоции. Но все
же, в этой ситуации
любовного
треугольника
Пушкин сочувствует
всем и допускает
присутствие
романтизма.
Теперь
мне бы хотелось
поговорить
о последней
несостоявшейся
поэме Пушкина
- ‘Цыгане’. Сюжет
этой поэмы
романтический,
но происходит
нарушение в
системе образов:
столкновения
двух романтических
героев, неспособных
бескорыстно
любить, ведет
к страшным
последствиям.
Отец Земфиры
понимает и
принимает жизнь
с радостями
и горестями.
Он прощает
убийство дочери,
как раньше
сумел простить
измену жены,
но говорит
Алеко: ‘Ты не
рожден для
дикой доли, ты
для себя лишь
хочешь воли’.
Мы ясно можем
наблюдать, что
над героем
происходит
суд.
Пушкин
нащупал и обозначил
самое уязвимое
место романтической
позиции человека:
всего хочет
только для
себя. Уже позже
Пушкин скажет:
‘Мы все глядим
в Наполеоны,
двуногих тварей
для нас орудие
одно’.
Теперь
мне хотелось
бы перейти к
Лермонтову
и обратиться
к поэме ‘Мцыри’,
а потом сделать
общие выводы.
В этой
поэме два
романтических
героя, поэтому,
если это и
романтическая
поэма, то она
очень своеобразна:
во-первых, второй
герой, Ионафан,
передается
автором через
эпиграф;
во-вторых,
автор не соединяется
с Мцыри, мы видим,
что герой решает
проблему своеволия
по-своему, а
Лермонтов на
протяжении
всей поэмы лишь
думает над
решением этой
проблемы. Героя
своего он не
судит, но и не
оправдывает,
однако встает
в определенную
позицию - понимания.
Он понимает
Мцыри, но видит
последствия
этого поведения,
недаром есть
странность
в композиции:
заключение,
которое стоит
в начале (таким
образом, Лермонтов
не навязывает
своих мыслей
читателю) говорит
о разрушенном
монастыре и
общей соборности.
Все это связано
с поступком
Мцыри. Получается,
что романтизм
в русской культуре
трансформируется
в размышление.
Получается
романтизм с
точки зрения
реализма.
Итак,
можно сказать,
что у Пушкина
и Лермонтова
не получилось
стать романтиками
(правда, Лермонтов
сумел однажды
соответствовать
романтическим
законам - в драме
‘Маскарад’).
Своими экспериментами
поэты показали,
что в Англии
позиция индивидуалиста
могла быть
плодотворна,
а в России - нет.
Хотя у Пушкина
и Лермонтова
не получилось
стать романтиками,
они открыли
путь для развития
реализма. В
1825 году вышло
первое реалистическое
произведение:
‘Борис Годунов’,
затем ‘Капитанская
дочка’, ‘Евгений
Онегин’, ‘Герой
нашего времени’
и многие другие.
Романтизм
Трапезникова
Ксюша
Другие работы по теме:
Архитектурные стили и их особенности
Понятие, сущность, история возникновения и развития архитектуры. Характерные особенности архитектурных стилей Древней Греции, Мессопотамии и Египта. Анализ взаимосвязи Классицизма и античного искусства. Описание основных черт стилей барокко и хай-тек.
Эмо и их жизнь
Text Text Graphics ЕMO и их жизнь. Работу выполнила ученица 6 класса «Д» Хлебодарова Ирина Graphics Алкоголь и Emo . В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Тру эмо (от англ. true — правда, настоящее) отличает sXe, то есть здоровый образ жизни: отказ от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей, а иногда и вегетарианство.
Лермонтов м. ю. - Романтические черты поэм лермонтова
Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Поэзия В. А. Жуковского
В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел на смену. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.
Батюшков и Жуковский - первые русские поэты-романтики
Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза.
Жуковский и Батюшков первые русские поэты-романтики
Русский романтизм в литературе разделяют на такие периоды: первоначальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и эпоха последекабристского созревания. Но условность настоящей схемы по отношению к начальному периоду четко бросается в глаза. Так как начало русского романтизма соединено с широко известными именами Жуковского и Батюшкова, прославленных поэтов, творчество и мироощущение которых нелегко ставить близко и сопоставлять в пределах одного этапа, до такой степени неодинаковы их цели, склонности и темпераменты.
Пушкин в 1820 году Южная ссылка Романтизм
Text В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов. В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме Мцыри
Творчество М.Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII — начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма – предшествовавшего направления, провозглашавшего культ естественности, единение с природой, идеализацию жизни; таким образом и появился романтизм.
Учитель глазами ученика
Ученики… Учителя… Когда-то, учась в институте в Ленинграде, она хотела (или мне это показалось?) отдать весь" жар своего сердца, всю красоту, глубину, возвышенность, величие литературы тем, кто будет после, весь романтизм души, все счастье жизни, бытия...
В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой По роману Тургенева Отцы и дети
Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество».
Ранний романтизм Горького 2
Ранний романтизм Горького В конце 90-х годов ХIХ века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызывали усиление романтических тенденций в литературе.
Анализ поэмы А.С.Пушкина Цыганы
Автор: Пушкин А.С. Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».
Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
Автор: Горький М. На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни.
Маяковский и революция
После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.
К.Н. Батюшков
В. А. ЖУКОВСКИЙ И — ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и период последекаб-ристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты.
О чем бы я хотел поспорить с Базаровым
Автор: Тургенев И.С. Много о чём. Несомненно, Базаров – много размышляющий человек, за что я его уважаю. Однако его мировоззрение только очень отдалённо сходно с моим: существуя в мире людей, нельзя отрицать столь очевидные вещи, живущие в сердце и сознании человека – за невозможностью их непосредственно осязать вовсе не кроется вывод об их полном отсутствии.
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Романтизм
Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма.
Романтизм
(Франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Український романтизм
Реферат на тему: Український романтизм План Вступ Романтизм в літературі Романтизм в музиці Романтизм в театрі Література Вступ Романти́зм (фр. romantisme) — ідейний рух у літературі, науці й мистецтві. Визначальними для романтизму стали ідеалізм у філософії і культ почуттів, а не розуму, звернення до народності, захоплення фольклором і народною мистецькою творчістю, шукання історичної свідомості й посилене вивчання історичного минулого (історизм), інколи втеча від довколишньої дійсности в ідеалізоване минуле або у вимріяне майбутнє чи й у фантастику.
Северный модерн
План Введение 1 Возникновение стиля 2 Основные характеристики стиля 3 Ведущие представители северного модерна в России Введение Се́верный моде́рн — архитектурный стиль, распространённый в северной Европе в конце XIX — начале XX веков; его иные названия: скандина́вский, или фи́нский моде́рн.
Гейдельбергский романтизм
Ахим фон Арним Гейдельбергский романтизм (нем. Heidelberger Romantik; Гейдельбергская школа романтизма ) — второе поколение немецких романтиков. Главными представителями гейдельбергского романтизма стали Ахим фон Арним, Клееменсо Брентано, Йозеф Гёррес и др.
Баадер, Франц Ксавер
Баадер, Франц Ксавер (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм.