Связь литературы и музыки
Роман И.В. Гете и опера Ж. Массне
"Страдания молодого Вертера"
Весной 1774,
за четыре недели, Гете пишет "Страдания юного Вертера", первое
значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гете продолжал
традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во
второй половине 18 века.
В "Вертере"
ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в "Вертере"
описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной
бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяет две литературные
традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию
иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете бытие "внутреннего
человека", его духовное развитие, трагедия его любви и смерти,
разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка.
Роман Гете
стал своего рода откровением. Главной темой "Вертера" является любовь
во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к
литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого
человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою
индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной
индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, и приводит Вертера к
самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченность физического мира,
ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе.
Опубликованный
в конце лета 1774 "Вертер" имел феноменальный успех в Германии и за
ее пределами. Роман сразу же был переведен на многие европейские языки.
Летом 1882 г.
Жюль Массне побывал в Германии. В Вецларе он посетил дом, где за 100 лет до
того Гете создавал свой знаменитый роман "страдания молодого Вертера",
ставший эпохой в мировой литературе. Композитор перечитал его во французском
переводе, был тронут до слез и решил написать оперу. Однако сочинять музыку "Вертера"
принялся лишь весной 1885г.
В либретто,
написанном тремя авторами - Э. Бло (1836 - 1906), П. Миллие и Ж. Гартманом,
литературный первоисточник был заметно изменен. "Страдания молодого
Вертера" - ярчайший образец эпистолярного жанра. Лишь последние дни жизни
своего героя автор описывает в стилизованном, нарочито сухом и деловитом
обращении издателя к читателю. Для воплощения на сцене пришлось перевести
письма в диалогическую форму, а личные, почти дневниковые по характеру записи
от имени героя превратить в объективные картины. Появились некоторые второстепенные
персонажи, которые у Гете либо отсутствовали, либо минимально привлекали
внимание автора писем, а в спектакле призваны создать живой бытовой фон. Вместе
с тем, содержание оперы оказалось ограниченным исключительно историей
несчастной любви Вертера: за рамками остались как социально-историческая
проблематика романа, так и параллельная любовная история работника и фермерши,
трагедия которых предсказывает трагическое завершение истории Вертера.
Массне
закончил оперу зимой 1886 г. Следующей весной композитор показал ее в парижском
театре Комической оперы, но дирекция, ожидавшая новую "Манон", "Вертера"
по существу отвергла. Последовавший вскоре пожар в здании театра вообще снял
вопрос о его постановке. Премьера состоялась 16 февраля 1892 г. в Вене.
Другие работы по теме:
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Музыкальная культура Древней Палестины
Основным источником сведений о древнееврейском невменном письме и особенностях музыкального инструментария являются рукописи Мёртвого моря. Данные о музыкальной жизни евреев содержатся и в библейских текстах.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Разнообразные формы проведения уроков музыки
Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Народная музыка башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках.
Моцарт
В историю музыки великий австрийский композитор Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном как представитель так называемого “венского классицизма”. Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе с подлинно классической ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Песня
Сочинение-рассуждение с элементами описания Известный украинский поэт и писатель И. Франко говорил: «Песня и работа - большие две силы!» Давайте задумаемся, что это за «силы»? Испокон веков живет на Отчизне песня, соединив в себе страстное, эмоциональное слово с обворожительностью музыки. Она сопровождает людей всю жизнь - от колыбели до могилы, так как нет такого события или такого чувства, которое не нашло бы своего отображения в песне.
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
1749 год
— невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. События 27 апреля — первое исполнение «Музыки фейерверка» Георга Фридриха Генделя.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Маршал, мы здесь
— фр. Marйchal, nous voilа ! — песня в честь маршала Петена, автор слов — Андре Монтагар (1888—1963), авторы музыки — Андре Монтагар (Andre Montagard) и Шарль Куртью (Charles Courtioux)[1]. Во время Режима Виши песня исполнялась на официальных мероприятиях сразу после «Марсельезы» (гимна Франции). После того, как немцы потребовали запретить «Марсельезу», песня стала фактическим гимном Франции.
Американское общество композиторов, авторов и издателей
Введение 1 История 2 Награды Список литературы Введение Американское общество композиторов, авторов и издателей (англ. The American Society of Composers, Authors and Publishers, ASCAP) — американская некоммерческая организация, отстаивающая авторские права своих членов и собирающая гонорары за исполнение их музыки.
Квадривиум
Квадри́виум , или квадри́вий (лат. quadrivium — «четырёхпутье») — повышенный курс светского образования (следующий за тривием) в средневековых школах и университетах. Квадривий состоял из 4 дисциплин: арифметики (считалась базовой дисциплиной), геометрии, астрономии и музыки (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и т.п.).
Сломанные оковы гимн
«Zdrobite cătuşe» («Сломанные оковы») — гимн Румынии в 1948-1953 годах. Объявлен гимном сразу же после свержения монархии. Автор текста — Аурел Баранга, автор музыки — Матей Сокор. Новый гимн подчеркивал, насколько большую роль отводил коммунистический режим рабочему классу.
Зал славы композиторов
Введение 1 История создания 2 Награждение 3 Список Введение Зал славы композиторов и авторов популярной музыки (англ. Songwriters Hall of Fame (SHOF)) — американская общественная организация, созданная в поддержку заслуженных композиторов и авторов популярных песен в США и подающих надежды молодых талантов.
Гаспар Санз
Франсиско Бартоломе Санз родился 4 апреля 1640 года в местечке Calanda (которое я так и не нашёл на карте) провинции Арагон, с юного возраста его называли ещё и Гаспаром. Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым испанским гитаристом.
Хуан Бермудо
Хуан Бермудо /Juan Bermudo/ (1510 - 1565) - испанский теоретик музыки, родившийся в андалусийском городке Эсиха, он составил славу этой обширной провинции юга Испании, вписав своё имя в страницы истории Андалусии.
Преториус Михаэль
M.Praetorius — немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик. Его настоящая фамилия Шультхайс, Шульц, Schultheiß, Schulz, Schulze. По сведениям одних источников он родился примерно в 1571 - 1572 гг.
Александр Суэтин
Александр Суетин (р. 1957 г.Москва) - экс-гитарист, лютнист-мультиинструменталист, - в совершенстве владеет всеми щипковыми инструментами семейства лютневых: лютни ренессанса, теорба, орфарион, барочные лютня и гитара, мандора.
Фелипе Педрель
Фелипе Педрель (1841-1922) является весьма примечательной личностью в истории новой испанской музыки. Его жизнь была наполнена непрерывным трудом. Композитор, музыковед и педагог, он обогатил родную музыкальную культуру в каждой из этих областей.
Пьер Булез (Boulez)
Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории (класс гармонии О. Мессиана), затем занимался под руководством Р. Лейбовица.