Характеристика
Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".
Как посравнить да
посмотреть
Век нынешний и век
минувший
Свежо предание, а верится
с трудом .
А. С. Грибоедов
" Горе от ума "
одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы ,
поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и
литературу много лет спустя после появления ее на свет .
" Горе от ума "
- плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления
, переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие
политические , моральные и культурные проблемы эпохи .
Содержание комедии
раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего
" и века " минувшего ". Границей между ними , на мой взгляд ,
является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона , возвращение армии
из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились
два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова ,
Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В
комедии ясно показано , что столкновение веков было выражением борьбы этих двух
лагерей.
Император панически
боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской
заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных
шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы.
И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая
рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное
благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова,
Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.
В самом название своей
комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения,
мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".
Грибоедов сам говорил что
в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь
будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его
будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.
И.А. Гончаров писал о
комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея
живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена
дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных
героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и
Софья.
Единственный персонаж,
задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,
- это Софья Павловна
Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному
человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь
от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье
довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей
автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний"
в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в
пьесе.
Воспитанная Фамусовым и
мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья
была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и
представления об окружающем мире формировались под влиянием французских
сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо
разбирается в людях . Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не
хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина.
Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до
рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение
Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика,
мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив,
уступчив, почтителен.
А между тем девушка умна
и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит
тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду",
который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о
петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого
человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит
сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и
качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему,
не хочет замечать его притворства..
Софья по-женски находчива.
Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний
час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с
лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к
несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к
Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая,
сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной,
мстительной московской барышни.
Софья - лицо
драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так
же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим
чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но
знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее
драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней
самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое:
Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой
встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее
устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время
любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что
избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья
внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она
исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке
Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья
настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от
отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности
рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с
самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько
и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого
и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках).
Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет
в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и
скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется,
что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она
становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она
поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных
моментов всей пьесы.
Это наносит удар по
самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу
всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что
любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь
заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".
Мне, признаюсь, жаль
Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению,
оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества,
погубившего её.
Каждый человек, который
прочитает эту "комедию" должен почерпнуть что то своё. Один может
просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой
более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в
чём истинное горе Чацкого.
Каждый человек должен
сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по
лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться
своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих
Комедия "Горе от ума"
вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила
своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно
и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости,
подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.
Другие работы по теме:
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” - одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Основной конфликт пьесы - столкновение умного, передового человека, представителя “века нынешнего”, с отсталым, косным обществом дворян-крепостников, защищающих устои “века минувшего”.
Своеобразие конфликта в Горе от ума А. С. Грибоедова
Автор: Грибоедов А.С. Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчаливым и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 5
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. PВ системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 6
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. С комедией А.С. Грибоедова “Горе от ума” я ознакомилась на летних каникулах. В этой комедии автор затронул болезненную тему того времени. Ум и честь — это главные достоинства человека. Наш главный герой обладает именно такими качествами, но попадает не в то общество, среди которого ему хотелось бы находиться.
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова Горе от ума
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова "Горе от ума". В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени - столкновение двух эпох, двух миров - старого "закостеневшего" и нового "прогрессивного".
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. «Грибоедов – человек одной книги, - заметил В.Ф. Ходасевич. – Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места».
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 3
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 7
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. По комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".) Автор: Грибоедов А.С. В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически.
Чацкий как выразитель идей декабристов по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума") Автор: Грибоедов А.С. Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 5
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Безумным вы меня прославили всем хором...” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы.
Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” - выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества?
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 2
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
Проблема ума в комедии А.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Глуп или умен Чацкий?
Название в любом произведении играет огромную роль и, подчас, является не только увертюрой к последующему , но и тезисом главной мысли, идеи. итак, "Горе от ума". Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название "Горе уму", вставляя предлог "от"?
Образ Чацкого
Чацкий — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846).
Кто разгадает вас загадка Софьи в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по ceй день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню.
К вам Александр Андреич Чацкий
Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:
Мое отношение к Софье Горе от Ума
Автор: Грибоедов А.С. Если Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ Софьи Павловны — наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее выразить свое отношение.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.