ПЕРНАТЫЕ
(нам посвящается)
Перемириваются в мире.
Передышка в грозе.
А мы воюем.
Воюем без перемирий.
Мы –
действующая армия журналов и газет.
Лишь строки-улицы в ночь рядятся,
маскированные домами-горами,
мы
клоним головы в штабах редакций
над фоно-теле-радио-граммами.
Ночь.
Лишь косятся звездные лучики.
Попробуй –
вылезь в час вот в этакий!
А мы,
мы ползем – репортеры-лазутчики –
сенсацию в плен поймать на разведке.
Поймаем,
допросим
и тут же
храбро
на мир,
на весь миллиардомильный
в атаку,
щетинясь штыками Фабера,
идем,
истекая кровью чернильной.
Враг,
колючей проволокой мотанный,
думает:
– В рукопашную не дойти! –
Пустяк.
Разливая огонь словометный,
пойдет пулеметом хлестать линотип.
Армия вражья крепости рада.
Стереть!
Не бросать идти!
По стенам армии вражьей
снарядами
бей, стереотип!
Наконец,
в довершенье вражеской паники,
скрежеща,
воя,
ротационки-танки,
укатывайте поле боевое!
А утром…
форды –
лишь луч проскребся –
летите,
киоскам о победе тараторя:
– Враг
разбит петитом и корпусом
на полях газетно-журнальных
территорий.
Анализ стихотворения В. В.
Маяковского
«Пернатые (нам посвящается)»
Белов Андрей (Череповец)
Стихотворение «Пернатые»
было написано и впервые опубликовано в 1923 году в журнале «Красная нива»
(номер от 21-го января). Название стихотворения, с одной стороны, связано с
поэтической традицией, с представлением о поэте как о певчей птице, о родстве
поэтической свободы и полета, а с другой, и в большей, поскольку стихотворение
посвящено не поэзии как таковой, а «словометному огню» газет и журналов,
степени, представляет собою каламбур: «пернатые» – люди, владеющие пером.
Все стихотворение по сути
представляет собою развернутую метафору (в данном случае можно трактовать этот
прием и как развернутое сравнение), причем метафору, характерную для творчества
Маяковского в целом: метафору публицистической деятельности как сражения
(обычно – поэзия как сражение). В использовании такой метафоры можно, вероятно,
усмотреть проявление обычной для Маяковского активной, если не сказать
агрессивной, общественной и жизненной позиции.
По своей ритмической
организации «Пернатые» ничем резко не выделяются на общем фоне лирики
Маяковского. Стихотворение написано акцентным стихом с неурегулированным
количеством ударений в строке. Сами строки разбиты поэтом на более мелкие
части, однако не по принципу лесенки (хотя лесенкой Маяковский в это время уже
пользуется), а так, как это часто любил делать А. Белый, располагая отдельные
части стихов непосредственно одну под другой.
Использованные в стихотворении
рифмы (способ рифмовки – перекрестный) также типичны для Маяковского. Все они –
неточные, по большей части – усеченные (грозе – газет и др.), однако есть и
некоторые особенно примечательные созвучия: например, проскребся – корпусом,
неравносложная рифма, в которой, помимо ударного гласного [о], совпадает еще и
каркас согласных звуков [кр’пс - крпс].
Вторая часть заглавия («нам
посвящается») расшифровывается в первой строфе: «мы – / действующая армия
журналов и газет», где задается и метафорический способ дальнейшего
развертывания текста. Здесь же автор подчеркивает особые свойства описываемой
им «войны»: она ведется без «перемирий» и «передышек», что для самого
Маяковского было принципиальным положением, одной из существенных особенностей
его собственного творчества. В статье «Как делать стихи?» он неоднократно
подчеркивал, что «работа стихотворца должна вестись ежедневно»[1],
без перерывов.
В «Пернатых» Маяковский в
целях усиления метафоричности обильно использует военную терминологию:
«перемирие», «маскированные», «штабы», «лазутчики», «разведка», «поймать в
плен», «атака», «штык», «рукопашная», «пулемет», «вражья крепость», «снаряд»,
«танки», «корпус». Подобные слова есть абсолютно в каждой строфе стихотворения,
и везде они сочетаются с терминами иного рода, связанными с публицистической
деятельностью. «Штабы» оказываются «штабами редакций», «лазутчики» –
«репортерами», которые «ловят в плен» «сенсацию», «пулеметом хлещет» «линотип»
(т. е. полиграфическая наборная машина) и т. д.
Сюжет текста представляет
собою постепенное развитие военного действия: от разведки («мы ползем <…>
/ сенсацию в плен поймать на разведке») к атаке («в атаку <…>/ идем /
истекая кровью чернильной») и победе над врагом («враг разбит петитом и
корпусом / на полях газетно-журнальных территорий»).
Враг, с которым борется
«армия журналов и газет», прямо в тексте не называется, и, по всей видимости,
Маяковский здесь никакого конкретного врага не подразумевает, «Пернатые»
относятся не к сатирическому роду произведений, а, скорее, к стихам об
отношении автора к собственному творчеству, о специфике репортерской (и
писательской вообще) работы и об ее значении.
[1]
Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание
сочинений в 13-ти тт. Т. 12. М.: Гослитиздат, 1959. – С. 116.
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Современна ли сатира в. маяковского
Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая на них ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, э что говорить о прошлом?! Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно - время Маяковского? Удивительное время.
Маяковский в. в. - Лирика маяковского
Как известно лирика передает переживания человека его мысли и чувства вызванные различными явлениями жизни. В лирике. Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека строителя социалистического общества.
Маяковский в. в. - Мой маяковский.
Честно признаюсь что ещё совсем недавно я был полностью уверен в том что. Маяковского мне понять сложно. Однако вчера вечером когда я безо всякой надежды взял его книгу и прочитал. Облако в штанах а затем ещё и ещё многие стихотворения я вдруг п Наверное для каждого из нас образ.
Маяковский в. в. - Как я отношусь к поэзии маяковского
Я, ассенизатор и водовоз... В.В.Маяковский. Корней Иванович Чуковский как-то признавался, что принадлежит к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем всякое другое искусство, и испытывают величайшую радость, встречая какой-нибудь особый оборот, рифму или паузу. Я не принадлежу к обществу таких чудаков (хотя бы потому, что весьма люблю музыку), но и мне нравятся хорошие, легкие, мелодичные стихи.
Сатирические произведения Владимира Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский создал очень много сатирических произведений. В ранние годы поэт сотрудничает в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон" и в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928" ( за два года до смерти) пишет: "Пишу поэму "Плохо" в противовес поэме 1927 года "Хорошо".
Стихотворение Маяковского все время на острие комического и трагического
Красота борьбы, преодоления, или, как выразился Луначарский, «стремление к мужественности», проявляется так или иначе в каждом произведении Маяковского. Но Маяковский не был розовым оптимистом, не упрощал жизненных противоречий. «Тот, кто постоянно ясен, — тот, по-моему, просто глуп», — говорил Маяковский. «Постоянная ясность», «тишь да гладь» никогда не были свойственны поэзии Маяковского.
Стихотворение Маяковского Прозаседавшиеся
В.В. Маяковский был прекрасным поэтом-сатириком. К числу его сатирических произведений относится стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922), обличающее бюрократизм. Уже в самом названии стихотворения заложен его глубокий смысл.
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно 2
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. Об этом свойстве таланта поэта очень точно сказал А. В. Луначарский. Услыхав в исполнении Маяковского поэму «Про это», он заметил: «Я и раньше знал,.. а сегодня уверился окончательно… он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает.
Стихотворение Маяковского Нате
Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!» – антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» – «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.
Новаторство Маяковского в поэзии
Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В.
Герой и толпа в лирике Маяковского
Лирика Маяковского близка традициям романтической поэзии: в ней воплощается конфликт исключительного человека и толпы. За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его вызов – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Анализ стихотворения В.В. Маяковского Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским лето
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" Автор: Маяковский В.В. Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г.
Анализ стихотворения В.Маяковского Нате
Анализ стихотворения В.Маяковского "Нате" Автор: Маяковский В.В. Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Лирика Маяковского
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим.
Мой Маяковский
Мне кажется, что главная особенность всех произведений Владимира Владимировича в том, что буквально каждое слово, каждая строка любого стихотворения пытается нещадно обнажить душу самого Маяковского.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Любовная лирика Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями — в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви.
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Испания"
Маяковский, как советский поэт, принципиально не хочет принимать западную капиталистическую цивилизацию. Но возможно, здесь дело даже не в идеологии. Нельзя забывать того, что Маяковский не только советский, а еще и русский человек.