М.Ю. Лермонтов «Дума»
«Дума» - стихотворение зрелого
Лермонтова, обнажающее общественно-духовный кризис последекабрьского поколения.
Оно замыкает предшествующие социальные, политические, нравственные изыскания
поэта и подводит итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность
жизнедеятельности лермонтовских современников. После «Думы» и других близких по
времени произведений поэта («И скучно и грустно», «Герой нашего времени», «Как
часто пестрою толпою окружен») в творчестве Лермонтова стали особенно заметны
поиски выхода из идейного кризиса. Поэтому «Дума» неразрывно связана как с
предшествующими ей («Монолог», «Он был рожден для счастья, для надежд»), так и
с последними стихотворениями, в которых наметилось внимательное наблюдение за
действительностью с намерением найти социальную и идеологическую опору.
Наиболее полно этот процесс выразился в «Родине», но прямое отношение к нему
имеют и «Соседка», «Завещание», «Памяти А.И. Одоевского» - в них прослеживается
неослабевающий интерес к противостоящей лирическому герою «толпе», образу
«простого человека».
Настроениям «Думы»
созвучна лирика декабристов после восстания, поэтов-любомудров, кружка Н.В.
Станкевича, философская проза романтиков.
Центральная идея «Думы» -
осуждение духовной апатии поколения, неспособного «угадать» свое предназначение
и найти высокие гражданские и нравственные идеалы. Именно она определяет
структуру стихотворения. Лермонтов делит «Думу» на части: шестнадцатистишие,
восьмистишие, двенадцатистишие и снова восьмистишие. В первой строфе, осуждая
свое поколение, поэт говорит нам о философских (5 и 9 стихи), психологических
(10 стих), политических (11 стих) аспектах проблемы. Во второй строфе поэт
раскрывает причину упадка, обращаясь к прошлому, что выражается в употреблении
глаголов прошедшего времени по преимуществу (примеры). В третьей строфе
наличие глаголов настоящего времени (примеры) определяет описание поэтом
ситуации, сложившейся в годы его жизни. В четвертой же Лермонтов приходит к
мысли о будущем, ему важном мнении потомков о своем поколении, даже если их
отношение к нему будет отрицательным. Такую противоречивость в мыслях поэта
отражают и разнородные рифмы: прилагательные рифмуются с местоимениями (примеры),
существительные с прилагательными (примеры), глаголы с существительными
(примеры), наречия с прилагательными (примеры), существительные с
наречиями (примеры)
Кольцевая композиция
подчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто иль
темно» - «И прах наш с строгостью судьи и гражданина / Потомок оскорбит
презрительным стихом...»). Мысль о бездействии поколения (единственное действие
- приближение к смерти), переданная в той или иной форме, оказывается
замкнутой. Глубокий элегизм поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченными
стихами и последовательным уменьшением ударений в стихе - переходом от шести
стопного ямба к пяти и четырех стопному.
Личную трагедию Лермонтов
осмыслил и как трагедию поколения. Уже в первом стихе («Печально я гляжу на
наше поколенье!») лирический герой («Я») становится частью «обличаемого» целого
(«наше»): все, что присуще поколению, присуще и лирическому герою. Однако
этому противостоит энергия отрицания лирическим героем его поколения. Непокорность,
непримиримость лирического героя прорывается в резко оценочных эпитетах,
осуждающих все поколение («Перед опасностью – позорно малодушны,/ И перед
властию - презренные рабы!»)
Лирический герой живет сразу в двух
сферах: он находится в круге поколения и одновременно выходит за его пределы,
осуждая своих современников. Двойной угол зрения автора проявляется в
следующем: лирический герой оценивает ситуацию и извне («Я гляжу»), и изнутри
(«на наше»). Лирический конфликт состоит в контрастном сочетании порыва к
борьбе и обреченности, чувства личной исключительности и переживания ее утраты.
В финале оба конфликта уступают место историческому конфликту: потомок
презрительно отвергает современное поколение. «Дума» становится «похоронной
песнью» поколению и самому себе как его части.
Так в стихотворении
«Дума» выразилась важная тенденция творчества зрелого Лермонтова, когда
потерянность поколения в исторической жизни сопровождается ослаблением
индивидуальности, личного начала, желания раствориться в поколении («Толпой
угрюмою и скоро позабытый / Над миром мы пройдем без шума и следа»)
Снятие противопоставления лирического
героя и «толпы», характерного для романтизма, означает переосмысление традиций.
Поэтическая мысль «Думы» реализуется во внутреннем движении от элегической
интимности печального размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокой
романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом с традиционной лексикой
психологической и гражданской лирики, широко вводятся слова философского и
эстетического содержания («познанье», «сомненье», «добру», «злу»), а также
прозаизмы («не шевелят», «остаток», «касались»). Чем дальше развенчивается
поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторского
воодушевления, резких оценочно-экспрессивных эпитетов. Характеристика поколения
сопровождается все более крепнущими нотами осуждения, чувствами горечи и
насмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключительных строф совпадает с
наибольшей силой эмоционального осуждения.
Смена интонации и
сочетание в «Думе» различных стилистических пластов обусловили своеобразие
жанровой формы, отличной как от «унылой» элегии, так и от высокой
обличительной сатиры. Совмещение философско-элегической медитации с иронией
превращает стихотворение в «социальную элегию» - форму, специфическую для
Лермонтова: «социальная элегия» поэта вбирает в себя нравственные,
исторический, философические, политические стороны жизни «поколенья» в их
психологическом преломлении. Равнодушие к добру и злу, осмысление высоких
страстей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие перед
опасностью, «угрюмость» и историческая никчемность, бесславие - все духовные
муки и пороки поколенья восходят к скепсису, неверию, «бремени познанья и
сомненья». Лермонтов не усматривает в сомнении и отрицании ни положительных
ценностей, ни пути к истине. Позиция его в «Думе» такова: сомнение и отрицание
бессильны и бесплодны, как и лучшие порывы души, не приводящие к каким-либо
позитивным результатам («зарытый скупостью и бесполезный клад»), что и становится
духовной бедой поколения.
Современники были
потрясены тонами стихотворения, писали о лирическом «вопле», стоне души, об
обличении в нем «черной стороны нашего века» и не могли не признать суровой и
беспощадной, хотя и лиричной правды, заключенной в нем (В.Г. Белинский, В.Н
Майков, Герцен)
Несмотря на голоса
критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всего
поколения, стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив
«многих вздрогнуть». «Дума» создала в русской лирике особую жанровую
традиционную социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом, в которой поэт
осуждает свое поколение при отождествлении себя с ними.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - что такое свобода1
Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М.
Лермонтов м. ю. - Перечитывая лермонтова
С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с его произведениями мы впервые знакомимся в пятом классе. Тогда начинают изучение творчества Лермонтова с небольших стихотворений, доступных в понимании для столь раннего возраста.
Лермонтов м. ю. - Любимое стихотворение м. ю. лермонтова
Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова с которым я познакомился еще в детстве было стихотворение. Парус. Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью поэтической красотой глубокими пере.
Михаил Лермонтов стихотворение Дума
Михаил Лермонтов стихотворение 8220 Дума 8221 В январском номере “Отечественных записок” за 1839 год впервые было опубликовано стихотворение Лермонтова “Дума”. “Черной страницей в истории России” назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю.
О стихотворении Лермонтова Горные вершины
Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.
Как часто пестрою толпою окружен анализ стихотворения Лермонтова
«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1?е января», указывающий на его связь с новогодним балом.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Тема одиночества в творчестве Лермонтова
Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях.
Дума анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий лермонтовского поколения, направленных на достижение положительных ценностей.
Пророк анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Родина анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Мцыри любимый идеал Лермонтова
Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова Родина и А.А.Блока Россия
Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина" и А.А.Блока "Россия" Автор: Лермонтов М.Ю. Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать её красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока.
Анализ стихотворения Дума.
Анализ стихотворения "Дума". Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Пророк Пушкина и Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения "Пророк", Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение "Пророк" - своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
Анализ стихотворения Лермонтова Дума
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.
Одинок я, нет отрады Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. «Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Анализ стихотворения Родина Лермонтова
Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, "горестями и радостями его жизни.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
Автор: Брюсов В.Я. Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.