Судьба русской деревни в произведении
Ф. Абрамова “Пилагея”
… В деревне виднее природа и люди
(В.Шукшин)
Тема деревни всегда была одной из центральных в русской
литературе. По-разному описывали крестьянскую жизнь Некрасов и Бунин, Пушкин и
Есенин, Распутин и Шукшин. У каждого из них прекрасные интересные произведения,
свой взгляд на эту жизнь. Как сказал Василий Белов: “Никакой чисто деревенской
замкнутой в себе проблемы нет – есть проблемы общенародные,
общегосударственные”. Они, по мнению Виктора Астафьева, решаются так: “Всегда
надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до
общечеловеческих проблем”.
Именно так и сделал
Ф.Абрамов в лучших своих произведениях о деревне: “Пелагея” и “Алька”. У автора
рассказ о судьбах русских крестьянских женщин перерос в решение
общечеловеческих проблем: человек и время, связь поколений, временного и
вечного.
Читаешь "Пелагею"
и невольно вспоминаешь строки из стихотворения Некрасова:
Ключи
от счастья женского
Затеряны
- потеряны у бога самого
В
ней ясно и крепко сознанье,
Что
все их спасенье в труде.
Доля
- ты! – русская долюшка женская!
Вряд
ли труднее сыскать…
Всю жизнь Пелагея, как и
тысячи таких же селянок, работала в колхозе. Пекарня обрела черты живого
существа. А как же иначе! Ведь благодаря ей, пекарне, семья Пелагеи пережила
голод, нехватку одежды, обрела полный достаток. Но в то же время работа забрала
все: силы, любовь к мужу, Альку. “Придет и уйдет потемни. Когда же за ней
смотреть”, - размышляет Пелагея.
При жизни героиню
односельчане недолюбливали, называли “железной”. Оно и понятно. В деревне все
на виду. Вот пошла Пелагея в гости к нужному человеку Петру Ивановичу, а не к
сестре мужа Анисье. Сразу же соседки засудачили, заговорили. А случилась беда с
дочерью Алькой, так они же, односельчане, пожалели Пелагею. Наверное, в
необузданной девчонке все они увидели то, что не пришлось испытать им: “Она не
только за себя гуляет. Она за матерь, за бабку гуляет”. По-доброму люди желают
Альке, что пусть хоть она отведает женского счастья, которое обошло их.
Ограждала Пелагея свою дочь от трудностей, надеялась, что
Алька будет лучше, чем она, но вышло наоборот. До слез обидно, что примирение
дочери с матерью произошло уже после смерти Пелагеи. Проснулась Алька от слов
мамы, побежала в пустой дом, который ждал ее: “Крашеный пол намыт до блеска.
Занавески на окнах цвели алыми кустами иван-чая”. Ф.Абрамов сумел донести до
нас, читателей, весь психологизм этого эпизода. Алька многое поняла: “Мама,
мама, я останусь”. Вот так она попросила прощения у близкого ей человека. Но
полного раскаяния так и не произошло.
В "Пелагее" Абрамов показал две крайности
деревенской жизни: “железная”, работящая Пелагея и гуляющие бездельницы Мани. И
как пытавшаяся соединить все это – Анисья. Она одна осталась в большом
родительском доме, как могла, сохраняла его. После смерти Пелагеи и ее дом
берегла.
В обоих произведениях Абрамова невольно чувствуешь боль
автора о деревне, о ее бедах. Через образ отцовского дома мы видим, что
происходит в деревне. Большой Амосовский дом растащили. Виной этому война. И
как следствие всему этому пустой дом Пелагеи, решение ее дочери продать родное
гнездо. Отчетливо понимаешь, что работа, которой Пелагея отдала все, не
компенсировала ей ни счастья, ни радости. Но все это было рядом: “А была ли
счастлива мать? Неужели же испечь хороший хлеб – это и есть самая большая
человеческая радость? А у матери, как запомнила Алька, не было другой радости.
И только в те дни добрела и улыбалась, когда хлеб удавался.
Паладьина межа… Межа родной матери… Не часто, ох, не
часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени ее
матери…”
Алька пошла в другую сторону, искать свою межу.
Оторвалась от родного дома, от материнской тропы. А будет ли она счастлива?
Наверное, по-своему, в своей меже, да.
Есть у Абрамова по-настоящему счастливые люди. Это бывшая
подружка Альки Лида Вахромеева. Ее родители, увидев, что дочь не отличается
большими способностями к наукам, отдали ее на работу. Стала Лида дояркой, вышла
замуж за Митю, который своими руками чуть ли не весь колхоз отстроил. “Хорошая
пара. А уж Митрий-то – золото!” - говорят односельчане. Встанут они, молодые,
на ноги, заживут, детей будут воспитывать. Вместе с ними и деревня обретет
силу. Надолго ли? Мы-то знаем, что сыновья этой самой Лиды через двадцать лет
уйдут в Афганистан, а внуки в Чечню. Так что недолгое счастье у русской женщины
в деревне. И опять, как у Некрасова:
Всю ты, жизнь прожила для других,
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою,
Простояла ты, - грудью своей
Защищая любимых детей.
Другие работы по теме:
Абрамов ф. б. - Судьба русской деревни
В русской литературе так называемая «деревенская проза» занимает особое место. Устав от трескучих фраз, лжи, диссидентства, люди вернулись к простым и высоким ценностям - доброте, красоте отношений, жертвенности любви. Искать идеал стали не в больших городах, а там, где сохранились подлинно народные нравственные критерии, не зависящие от моды и требований «политического момента». «Малая родина» Федора Абрамова - русский Север - источник его вдохновения и тема его книг.
Абрамов ф. б. - Рецензия на повесть ф. а. абрамова «поездка в прошлое»
В году было закончено одно из самых ярких и значительных произведений. Абрамова повесть. Поездка в прошлое. Она не увидела свет при жизни автора ее издали лишь в году спустя пятнадцать лет. Эта повесть на мой взгляд превосходит остальные по емкости и лаконичности по глубине социального анализа и остроте конфликта.
Сочинения на свободную тему - честно хочется прожить. .. 5
В современном мире существует масса проблем касающихся всего человечества. С каждым годом таких проблем становится все больше и больше. Порой из за житейской суеты мы не замечаем или не придаем должного значения вопросам добра и зла войны и мира бесп.
С. Н. Бакунин 2011 г
Примечание: Поточные лекции проводятся в лекционном зале №16, расположенном в здании Института Академии фсин россии (Первомайский проспект, д. 8)
Деревня в романе Абрамова Пряслины
Нет в истории нашего народа судьбы более трагичной, чем судьба русского крестьянства. Она не может оставить равнодушными никого. Я вижу перед собой лица бабушек-крестьянок, изборожденные морщинами, опаленные солнце, усталые, рано поблекшие добрые глаза. И руки. Огромные ладони с толстыми пальцами, изуродованными ревматизмом, ломанными не раз, почерневшими от земли.
Я последний поэт деревни судьба крестьянства в поэзии С.А. Есенина
Автор: Есенин С.А. Крестьянская тема занимает одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 г., «по-своему, с крестьянским уклоном». Есенин ощущал обреченность деревни под натиском города, но сердце поэта оставалось на милых нивах.
Рецензия по произведению А.И. Солженицын Гроза в горах
«Гроза в горах» - это произведение, которое я выбрал для анализа, считая что оно идеально передает взаимоотношения между человеком и природой. Произведение написано в период 1958 - 1966, когда Солженицын был в расцвете сил. «Гроза в горах» - имеет художественное направление. В нем раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы.
Судьба русской деревни по роману Абрамова Братья и сестры
Как-то в своей записной книжке Федор Абрамов написал: «Поэт, писатель от всех прочих отличается одним — силой любви. Любовь — источник поэзии, источник добра и ненависти. Любовь дает силы бороться за правду, переносить все лишения, связанные со званием писателя». Именно любовью к отечеству, его природе, его истории, людям буквально пронизано и напоено все творчество Ф.
Русская деревня. Матренин двор Александра Солженицына
Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие мозолистые руки. У многих, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.
Чацкий и фамусовское общество. 9
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова
Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Смерть поэта, Поэт и Пророк
"Смерть поэта", "Поэт" и "Пророк" Автор: Лермонтов М.Ю. Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова «Смерть поэта». Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ.
Судьбы русской деревни 1950-90-х годов
Автор: Разное Литература 50-90 годов XX века – необходимое и естественное звено в эволюции отечественной и зарубежной литературы. Одной из значительных тем, к которой обращались отечественные писатели, является тема русской деревни. Это вполне объяснимо: ведь в России деревенские жители всегда составляли большинство народа.
Абрамов Федор
(29.02.1920 - 14.05.1983) Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола Пинежского района Архангельской области — 14 мая 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы — важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.
"Земли родной минувшая судьба"
Произведения Пушкина описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта.
Смысл названия рассказа Шолохова Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Образы Гете
В своём произведении Гуно отказался от воплощения сложных философских проблем гётевской трагедии. "Єгмонт" - трагедия И. В. Гёте. Образ смелого, благородного героя, гибнувшего в борьбе за освобождение родины.
Битва при Эрестфере
Введение 1 Предыстория 2 Ход битвы 3 Итоги Введение Битва при Эрестфере — сражение, состоявшееся 29 декабря 1701 года между русской и шведской армиями у деревни Эрестфер в Ливонии, первая крупная победа русских над шведами в ходе Северной войны.
Ганина Яма
Га́нина Я́ма — заброшенный рудник, расположенный в урочище «Четыре Брата» в 2,5 км к северу от посёлка Шувакиш и в 4 км на юго-восток от деревни Коптяки возле г. Екатеринбурга Свердловской области России.
Любовь к человеку в лирике Н А Некрасова
Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Реакция Абрамова
Абрамова реакция, гидроксиалкилирование органических гидрофосфорильных соединений (в т.ч. тиогидро- и иминогидрофосфорильных) альдегидами и кетонами.
Фёдор Александрович Абрамов
Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 студентом филологического факультета Ленинградского университета ушел на фронт. После войны завершил высшее образование.