Вадим Руднев
Детектив - жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники детектива - Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему детектив именно в ХХ в. получил такое распространение? По-видимому, главный элемент детектива как жанра заключается в наличии в нем главного героя - сыщикадетектива (как првило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитической философии не похожа на истину, как ее понимали представители американского прагматизма или французского экзистенциализма.
Соответственно в истории детектива можно выделить три разновидности. Первой хронологически был аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский детектив - его особенностью было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте; часто этим местом был кабинет сыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср. редукционизм логического позитивизма) к аналитическим рассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесь является сам механизм, позволяющий раскрыть преступление. Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе с сыщиком оказываются в ограниченном пространстве (в поезде - "Восточный экспресс" Агаты Кристи, на яхте - "Смерть под парусом" Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежным заносом, - "Чисто английское убийство" Джеймса Чейза). Тогда задача сыщика упрощается - он выбирает преступника из конечного числа индивидов.
Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа) родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмс разрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, Бертран Рассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математической логики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа, в сущности, была одна и та же - построить идеальный метод, при помощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее, чем результат.
С точки зрения теории характеров и логический позитивист, и сыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемого шизотимного, или аутистического мышления . Сыщик - аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своему углубленному, но "узкому" интеллекту, во всем видящий символы, разгадывающий преступление. Как правило, этический момент в этом субжанре детектива редуцируется - в предельном случае убийцей оказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда".
Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всем противоположной первой) разновидностью детектива был американский "жесткий" детектив Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространство очень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком детективе может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как в романе Д. Хэмита "Стеклянный ключ". Поиск истины здесь проводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости, а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический детектив. Истина в прагматизме - это "организующая форма опыта" (формулировка русского философа-прагматиста А. А. Богданова). С характерологической точки зрения это эпилептоидный детектив: сыщик - напряженно-агрессивный человек атлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться в конкретной обстановке.
Теперь, видя, как прочно массовая культура связана с национальным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что в третьем (и последнем) типе классического Д. - французском - господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору, личностно-нравственному перевороту. Классический автор французского экзистенциального детектива - Себастиан Жапризо, а один из лучших романов - "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Герой экзистенциального детектива не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила - в его душевной глубине и неординарности, в гибкости, позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, но и разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой.
С характерологической точки зрения такой герой - психастеник (см. характерология), реалистический тревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему и удается путем мучительных переживаний добыть истину.
В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм дал свои образцы детектива - пародийного, разумеется: и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), и экзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), и прагматически-эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича).
В современной массовой литературе и кино первое место у детектива отнял триллер.
Список литературы
Руднев В. Культура и детектив // Даугава. - Рига, 1988. - No 12.
Руднев В. Исследование экстремального опыта // Художествевный журнал. 1995. - No 9.
Другие работы по теме:
Праздники, культура в православии
Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было Воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих.
Музей Шерлока Холмса
Сочинение-описание с элементами рассказа В 1880-х молодой доктор сидел, ждал новых пациентов, которые так никогда и не пришли. Чтобы скоротать время, он писал рассказы о человеке, который очень хорошо раскрывал преступления. Эти рассказы стали настолько популярными, что доктор решил бросить медицину и вместо этого стать писателем.
Собака Баскервилей - шедевр детективного жанра
Традиция человечества - устанавливать памятники в честь выдающихся личностей. Благодаря таланту Артура Конан Дойля мы знакомы со знаменитым детективом Шерлоком Холмсом, памятник которому установлен на Бейкер-стритт, где, по словам писателя, и жил выдающийся детектив.
Железная логика главного героя и основные принципы дедуктивного метода
(по повестям Артура Конан Дойля) Впервые в литературе произведения, в центре которых было раскрытие тайн, появились у Едгара По, но на самом деле основателем детективного жанра справедливо считается английский писатель Артур Конан Дойль. Он написал целый цикл рассказов и повестей о частном детективе Шерлоке Холмсе.
Мой любимый детектив
(о литературном герое Артура Конан Дойля - Шерлоке Холмсе) Имя всемирно известного детектива Шерлока Холмса впервые появилось в повести «Этюд в ярко-красных тонах». В отличие от криминальных романов Емилио Габорио, который только эскизно начертил образ своего героя, Конан-Дойль изображает Холмса яркими сочными красками, это не просто описание преступления и преступника, а процесс интеллектуального поиска, который ведет к раскрытию тайны преступления.
Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем
В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое — это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника.
Рецензия на повесть Евгения Коршунова Операция Хамелеон
Книга Евгения Коршунова Операция «Хамелеон» по своему жанру детектив. Притом детектив, действие которого происходит в заманчивой Африке, Вряд ли найдется человек, не мечтавший хоть раз в жизни попасть в ее саванны, побродить у Килиманджаро и водопада Виктория, услышать при лунном свете звуки тамтамов и увидеть ритуальные танцы местных племен.
Роман Виктора Астафьева Печальный детектив
Центральная тема творчества Виктора Петровича Астафьева – тема взаимоотношений природы и человека, их взаимосвязи и нераздельности. В этом отношении роман "Печальный детектив", наряду с несколькими другими произведениями, такими, например, как "Кража" – не самое характерное для творчества писателя.
Зависть
Сочинение-рассуждение Бесспорно, один из наиболее плохих человеческих качеств - это зависть, т.е. ревностное отношение к достояниям и достижениям других людей. Именно из-за зависти в этом мире творится наибольшее количество преступлений, известны даже случаи, когда из-за зависть брат убивал брата.
Один день из жизни Родиона Раскольникова
Роман Достоевского «Преступление и наказание» был задуман автором на каторге, где автор столкнулся с другой жизнью и встретил иных людей. У Достоевского был уникальный талант, который сделал его классиком русской и мировой литературы. Жанр данного произведения можно охарактеризовать как психологический детектив.
Расследование ведёт Шерлок Холмс
Мы не раз убеждались в том, что, как бы далеко не уносилось воображение, оно всегда отталкивается от чего-то известного. Для гомеровского эпоса понадобилась Троя, для рыцарского романа — рыцари, для научной фантастики — прогресс знания.
Рецензия на роман В. П. Астафьева Печальный детектив
Автор: Астафьев В.П. (I вариант) Основной задачей литературы всегда была задача отношения и разработки наиболее актуальных проблем: в XIX веке была проблема поиска идеала борца за свободу, на рубеже XIX—XX веков — проблема революции. В наше время наиболее актуальной является тема нравственности. Отражая проблемы и противоречия нашего времени, мастера слова идут на шаг вперед своих современников, освещая путь к будущему.
Роман в. П. Астафьева "Печальный детектив"
В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей xx века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни.
Александра Маринина. "Имя потерпевшего – никто"
Характерные черты творчества А. Марининой – автора детективных романов, занимающего первое место на российском рынке бестселлеров. "Имя потерпевшего никто" - содержание и признаки "женского детектива". Т. Образцова и Настя Каменская – главные персонажи.
Кич
Кич (от польск. Сус - поделка). Термин, имевший хождение в 1960 - 1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма.
О фильме Сиднея Поллока "Три дня кондора"
"Три дня кондора" - интеллектуальный детектив-триллер американского режиссера Сиднея Поллака (1982). В этой картине виртуозно сочетаются три детективных жанра (английский, американский и французский), а детектив сплавлен с восточной притчей.
Джафар ибн Яхья
Джафа́р ибн Яхья , также Джа’фар бин Яхья Бармаки (перс. جعفر بن یحیی برمکی, араб. جعفر بن يحيى, ja’far bin yaḥyā) (767–803) – визирь при дворе пятого халифа арабской династии Аббасидов Харуна ар-Рашида.
Быстров, Борис Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография 3 Озвучание 3.1 Фильмы 3.2 Сериалы 3.3 Мультсериалы 3.4 Компьютерные игры Список литературы
Департамент полиции города Нью-Йорк
Введение 1 Зарплата и социальная защита 2 О департаменте 3 Звания NYPD 4 Организация и структура 5 Служебные пистолеты 6 Гибель при исполнении служебных обязанностей
Моссад ле-Алия Бет
Не следует путать с Моссад. Моссад ле-Алия Бет — организация, в задачи которой входила нелегальная иммиграция евреев в Палестину во время Британского мандата (Алия Бет), а после провозглашения Израиля в мае 1948 года — помощь евреям в репатриации в Израиль из тех стран, где такой выезд был затруднён. Кроме того, после окончания Второй мировой войны члены организации занимались закупкой оружия для подпольной организации еврейской самообороны «Хагана» — будущего ядра израильской армии.[1]
Николаев, Вячеслав Иванович
Введение 1 Театр 1.1 Сфера 1.2 РАМТ 2 Театр у Никитских Ворот 3 Кино 4 Сериалы Введение Вячеслав Иванович Николаев(31 декабря 1958 года) — российский актёр. Заслуженный артист России (2001) Закончил музыкальную школу (фортепиано, гитара, баян) и музыкальное училище им. Гнесиных (вокал). В 1989 году окончил ЛГИТМиК.
Дэвид Фаустино
(David Faustino; род. 3 марта 1974) - родился в Лос-Анжелесе, Калифорния. Карьеру актёра Дэвид начал ещё в младенчестве. Когда ему было три месяца, он участвовал в съёмках одного из американских сериалов.
Анофриев, Олег Андреевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография 2.3 Озвучивание мультфильмов 2.4 Автор песен 2.5 Исполнил песни Список литературы
Балякин, Андрей Борисович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Андрей Борисович Балякин (род. 1959) — советский и российский актёр театра и кино. Начинал путь на сцену как актёр кукольного театра[1].
Болдин, Всеволод Владимирович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Центральный академический театр Российской армии 2.1.2 Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
Круз, Уилсон
План Введение 1 Ранние годы 2 Карьера 3 Активизм 4 Фильмография Список литературы Введение Уилсон Круз (англ. Wilson Cruz, родился 27 декабря 1973(19731227) в Бруклине, Нью-Йорк, США) — американский актёр и ЛГБТ-активист.
Детективы
Washed out - полинявший, бледный Unfinished - незаконченный Thrilling - волнующий Gripping - увлекательный Absorbing - увлекательный, захватывающий
Детективы
Washed out - полинявший, бледный Unfinished - незаконченный Thrilling - волнующий Gripping - увлекательный Absorbing - увлекательный, захватывающий
Астафьев В.П.
Астафьев Виктор Петрович (р. 1.5.1924, с. Овсянка Советского района Красноярского края - 1.12.2001), русский советский писатель.
Артур Конан Дойл
Один из классиков криминального детектива. Медик по профессии, работал врачом во время англо-бурской войны. Знание медицины, химии, психологии помогли ему в художественном воплощении тематики, связанной с криминалистикой.
Жариков Евгений
Народный артист России, действительный член Киноакадемии “Ника”, Президент Гильдии артистов кино России
Семенов Ю.С.
Семенов Юлиан Семенович (1931 - 1993), прозаик. Родился 8 октября в Москве. После школы поступает в Институт востоковедения в Москве, по окончании которого в 1953 работает ассистентом в МГУ, затем направляется в Кабул.