Наталья Боровская
О бьющей в глаза неповторимости Марины Цветаевой говорили много и многие. Но при всей очевидности этого справедливы и слова Б.Пастернака о себе и о Марине: « Мы были людьми, мы – эпохи».
Между каждым «да» и «нет», которые, как эхо, отвечают друг другу в творчестве Марины, всегда бесконечное многообразие оттенков. Но о чем бы она ни говорила, практически все оттенки можно найти в атмосфере времени, которой она дышала и которую так гениально выразила. Ее органически диалектическое мышление перекликалось с достаточно популярной в то время в России гегелевской философией.
Начало XX века – ожидание грядущей войны и революции, разочарование, неудовлетворенность, пессимизм. Р.Роллан пишет в 1910 году Рихарду Штраусу: «В современном европейском обществе теперь царит безудержный дух декаденства и самоубийства».
Известно, что неудачная попытка самоубийства была и у 17-летней Цветаевой.
«Ах, какая усталость под вечер,
Недовольство собою, и миром, и всем…»
или
«Заснуть, забыться бы с отрадной думой,
Что жизнь мне грезится, и это – сон», -
пишет юная Марина.
С другой стороны, мироощущением времени была и героика революционной борьбы. Старшая сестра Валерия приносила в дом запрещенную литературу, был арестован домашний учитель, в гимназии открыто обсуждались произведения Писарева, Белинского и других революционных демократов.
Свершившуюся впоследствии революцию Марина не приняла, но в юности стихия борьбы, жажда добра, справедливости, воли, готовность отдать за это жизнь отзывались в крови «бешеным мятежом»:
Вы не поймете, как пылает
Отвагой бранной грудь бойца,
Как свято отрок умирает,
Девизу верный до конца.
В семье Цветаевых очень любили творчество Н.А.Некрасова и вслух читали его стихотворение на смерть Писарева:
Не рыдай так безумно над ним -
Хорошо умереть молодым.
В первом сборнике Цветаевой «Вечерний альбом» есть стихотворение «Молитва», с которого, собственно, и начинается неповторимость Цветаевой-поэта.
Христос и Бог! Я жажду чуда.
Теперь, сейчас, в начале дня,
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал слишком много –
Я жажду сразу всех дорог.
Хочу всего…
И заканчивается словами:
Ты дал мне детство лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!
Смерть как протест против уродливости бытия, как уход от безысходности и отчаяния – этот мотив появится позже: в творчестве Марины Цветаевой, уже перемолотой жерновами жизни:
«… В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить…», -
напишет она в стихотворении о Чехии, оккупированной немцами.
А в 1926 году, потрясенная смертью духовно очень близкого ей немецкого поэта Р.М.Рильке, она скажет об этом по-другому:
Если ты, такое око, - смерклось,
Значит, жизнь не жизнь есть, смерть не смерть есть,
Значит – тмится, допойму при встрече –
Нет ни жизни, нет ни смерти, - третье…
Третье – это мир душ, в котором – она верила – они встретятся, и где она сможет быть самой собой, что недоступно на этой земле.
В этом стихотворении «Новогоднее», смерть для нее – разговор с Вечностью, а мир душ – понятие скорее космологическое, чем теологическое (заметим, что неоплатонизм в России широко исповедовали уже символисты в конце XIX века).
С позиции Вечности жизнь для Марины несоизмеримо меньшее, чем смерть. В Вечности любовь и смерть – одно и то же.
А в стихах первых сборников тема смерти, в основном, звучит в трех аспектах:
1) как тема гибели героя: «Служить свободе – наш девиз и кончить как герои…»;
2) как успокоение у Бога. Смерть в семье Цветаевых, вообще говоря, была чем-то домашним: в расцвете красоты и молодости ушли из жизни близкие родственники Надя и Сережа Иловайские ( «…Ты ушел. Ты мудрый был, Сережа./ В мире грусть. У Бога грусти нет…»), ребенком – Катя Пешкова (с семьей Пешковых Цветаевы дружили), рано умерла мать («…А теперь она уснула кротко/ Там, в саду, где Бог и облака…»), а портреты умерших молодыми первой жены отца и бабушки по матери постоянно напоминали о смерти.
3) Но самый выразительный оттенок тема смерти обретает, когда Марина говорит о ней как о высшем выражении жизни, как об оборотной стороне любви. Глубина чувствования, сила переживаний, любовь к жизни, восторг перед нею, восторг, который хочется остановить навсегда, приводит к чувству смерти, потому что остановить этот восторг можно только двумя способами: или умереть, или излиться в творчестве.
Но и это вполне было в духе времени. Как не вспомнить замечательный романс С.В.Рахманинова на слова Г.Галиной: «Как мне больно», где есть такие строки:
Хоть бы старость пришла поскорей,
Хоть бы иней в кудрях заблестел,
Чтоб не пел для меня соловей,
Чтобы лес для меня не шумел,
Чтобы песнь не рвалась из души…-
В стихотворении «Молитва» по сути речь идет о том же.
Несмотря на призыв смерти, живая жизнь ярко и выразительно бьется в стихах Марины - и юношеских, и зрелых. Она – вся движение, изменение: «Мне дело – измена…» И это – тоже был ветер времени. Она и призывает смерть, и противостоит ей:
Я вечности не приемлю.
Зачем меня погребли? –
Я так не хотела в землю
С любимой моей земли.
И все же 31 августа 1941 года Марина добровольно ушла из жизни. Все сошлось на острие мгновения в этот день: любимые – муж, дочь, сестра – в тюрьме, в ссылке; отсутствие работы, денег, конфликты с сыном – подростком, жаждущим самоутверждения. Одаренный и не по годам развитый мальчик не хотел уезжать из Москвы, где имел круг друзей, и 1 сентября должен был пойти в захолустную школу осенне-слякотной Елабуги.
В письме Татьяне Кваниной в 1940 году Марина пишет: «…моя надоба от другого, Таня, его надоба во мне, моя нужность (и, если можно, необходимость)…» В сложившейся ситуации ее уход был жертвоприношением: она не могла дать сыну ничего; в посмертном письме – просьба к другим позаботиться о сыне – она знала, что так и будет.
Но был еще один важнейший момент. «Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет…», - пишет Марина в статье «Искусство при свете совести». Лидия Чуковская вспоминает, как в 1941 году Марина сказала ей, что уже давно не пишет стихи. Духовная смерть наступила раньше физической и ее подтолкнула.
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - Комната моей подруги
Мы с Оксаной моей одноклассницей дружим уже восемь лет и я часто хожу к ней в гости. Мне очень нравится бывать у нее дома потому что там я чувствую себя спокойно и уютно. Комната Оксаны аккуратная светлая скромно меблирозанная.
Краткое содержание Кола Брюньон Ромен Роллан
Кола Брюньон — главный герой повести, образ, для творчества Роллана не очень обычный. Главное в этой книге — прославление жизни во всех ее проявлениях. Имя Breugnon означает «сочный плод», результат скрещивания персика с абрикосом. И сам К. Б. живет сочно, вкусно, не отказывая себе в радостях. Любит пошутить и попьянствовать с друзьями, поухаживать за женщинами, попикироваться со своей любимой дочкой Мартиной, насладиться чтением и особенно работой: он искусный резчик по дереву.
Краткое содержание Глазами клоуна Генрих Бёлль
Тале Шнир среди бёллевских персонажей, пожалуй, наиболее эксцентричен, и не только в силу своего темперамента, но и по роду занятий. Сам он на первой же странице романа рекомендуется читателю так: «Я клоун, официальное наименование моей профессии — комический актер». Конфликтная динамика внутренних монологов Г.
О чём мечтает молодое поколение
Автор: Сочинения на свободную тему Каждое поколение мечтает о чём-то своём. Наши мамы и папы мечтали стать космонавтами и учителями. Сейчас же всё изменилось, если спросить первоклассника, кем он мечтает стать, то он без раздумий ответит программистом или бизнесменом. О каком будущем мечтаю я?
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера Госпожа Бовари
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера "Госпожа Бовари" Автор: Флобер Г. В романе Флобера мало кто из героев заслуживает симпатии. К той же Эмме мы относимся неоднозначно. Что уж говорить о таких малоприятных персонажах, как Родольф и Леон, которые предали её, даже не придя на похороны "любимой" женщины.
Письмо другу с размышлениями о Родине
Автор: Сочинения на свободную тему Здравствуй, дорогой друг! Ты давно интересовался моей родиной, то есть городом, в котором я родилась и живу. Но прежде чем приступать к этой теме, я хотела бы поразмышлять о том, что, по моему мнению, заключено в этом до боли знакомом, но очень ёмком слове. Родина… Отечество… Отчизна.… Эти слова знакомы нам с раннего детства.
Кошачий инстинкт
Автор: Сочинения на свободную тему У моей лучшей подруги Лены живет удивительная кошечка Шахерезада. Домашние ее называют просто Шашка. Этой маленькой проказнице в доме разрешается буквально все. Она может ходить, куда хочет, брать все, что хочет, играть всеми понравившимися игрушками. Особенно она любит играть в волейбол воздушным шариком, а потом громко «лопнуть» его зубами.
Толстой Упрямая лошадь
Лев Николаевич Толстой Упрямая лошадь Толстой Лев Николаевич Упрямая лошадь Лев Николаевич Толстой Упрямая лошадь Мужику с возом надо было ехать через реку. Через реку ходил паром. Мужик отпрёг лошадь и свёз телегу на паром; но лошадь была упряма и не хотела идти на паром. Мужик тащил её из всех сил за повод и не мог ввести на паром.
Толстой Ровное наследство
Лев Николаевич Толстой Ровное наследство Толстой Лев Николаевич Ровное наследство Лев Николаевич Толстой Ровное наследство У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как‑нибудь сравнять двух сыновей.
Моя любимая песня сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни "Ты слышишь, море?" на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского.
Весна, весна...
Автор: Баратынский Е.А. Весна, весна... Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко
Я хочу быть понят моей страной... По лирике В.В.Маяковского.
"Я хочу быть понят моей страной..." (По лирике В.В.Маяковского.) Автор: Маяковский В.В. Поэт не "прошел стороной над родной страной". Он прочно стоит на центральной площади столицы России, он на книжных полках почти каждой квартиры, он в наших сердцах.
Я сразу смазал карту будня... По лирике В. В. Маяковского.
"Я сразу смазал карту будня..." (По лирике В. В. Маяковского.) Автор: Маяковский В.В. Каким тонким и чувствующим сердцем надо обладать, чтоб остановиться у лошади, поскользнувшейся на зимнем подъеме Кузнецкого, и заплакать вместе с животным! Какой наблюдательностью надо обладать, чтоб в свечении звезд увидеть горящие жемчужины, а скрипку уподобить собственной невесте! Или "сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб"!
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви
Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, велико душеной любви. Я перевернула последнюю страницу повести "Олеся" — моей любимой повести А. И. Куприна.
Письмо литературному герою
Не могу не высказать Вам, Вера Николаевна, свое негодование. Возможно, это жестоко с моей стороны, но каждый человек имеет право на свое собственное мнение, и я хочу, чтобы Вы его знали, несмотря на боль, которую это может Вам причинить.
«Как прекрасна земля и на ней человек!»
Именно рязанская природа воспитала чуткого, отзывчивого, доброго, прекрасного в своей простоте поэта С. Есенина. Картины родного края запечатлены в его незабываемой пленительной поэзии.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Образ, бережно хранимый... 2
Образ, бережно хранимый... Автор: Пушкин А.С. Я к вам пишу — чего же боле? Поэту что могу сказать? То не в моей и в вашей воле — Ответа мне не стоит ждать. Но вы, моей не зная доли,
Гуманность творчества Пушкина
Общий обзор произведений "солнца русской поэзии" с наглядной демонстрацией их гуманности. Неплохая историческая основа.
Основные мотивы лирики А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Страницы милые опять персты раскрыли; Я снова умилен и трепетать готов... А. А. Фет Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?” И сам отвечал: “Все стало предметом”.
Школьные годы моей бабушки
Автор: Сочинения на свободную тему Когда была жива моя любимая бабушка, она рассказывала мне о своем военном детстве. Ей было двенадцать лет, когда началась война. Жила она вместе со своей семьей в Омской области. Детство было голодное, это были трудные времена. Отца моей бабушки отправили на войну, он погиб под Ленинградом, а мама бабушки осталась одна с тремя детьми.
Кобыльи корабли
Автор: Есенин С.А. Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов. Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада;
Четвертное владение
— вид землевладения в Российской империи. Возникло из поместного. Владельцы этих земель — потомки дворян, служилых людей, получавших землю за службу.
Каянская земля
— так называется в русских источниках XV и XVI века область, прилегавшая к Ботническому заливу, к северной границе Водской пятины, к поселениям корел и к Северному Ледовитому океану. В восточной части она была населена лопарями, а в западной — шведами, которые в одном акте 1580 года назывались «немецкими свискими людьми».
Клод Валуа
, или Клод Французская (фр. Claude Valois; 12 ноября 1547, Фонтенбло — 21 февраля 1575, Нанси) — вторая дочь Генриха II и Екатерины Медичи. Клод воспитывалась вместе с Елизаветой Французской и Марией Стюарт. В 1559 вышла замуж за Карла III, герцога Лотарингского. Эта скромная принцесса была любимой дочерью Екатерины Медичи.
Поединок роковой любовь в лирике Ф И Тютчева
"Поединок роковой…" (любовь в лирике Ф. И. Тютчева) Тютчевские любовные романы не похожи на пушкинские: легкое отношение к любви ему не знакомо. "Кляну коварные старанья Преступной юности моей… И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот…" - ничего подобного Тютчев о себе сказать бы не мог.
по Праву 12
Контрольная работа. Сравнительная характеристика права собственности на землю по Русской правде и Псковской судной грамоте. Эволюция права собственности.
Атмосфера 3
Атмосфера. Атмосфера (от греч. atmos – пар) – воздушная оболочка Земли. Она вращается вместе с Землёй как единое целое и защищает Землю от метеоритов и ультрафиолетовых солнечных лучей, губительных для всего живого. Атмосфера предохраняют нашу планету от чрезмерного перегревания и охлаждения. Атмосфера не только защищает Землю.