Автор: Разное
Человек и природа... Мы привыкли говорить, что человек — венец мирозданья. Человек!!! Нет существа умнее и выше. Человек!! Он хозяин всего на земле. Человек! Подчиняет все своим интересам. Человек? Но почему именно он — высшая правда? Почему люди так часто
забывают, что они - дети природы, почему только берут у нее, ничего не отдавая? И не мистика, не простое предположение, это — конкретные факты. Вслушайтесь в скорбную песнь рек, умирающих от загрязнения, в немые вопросы животных и птиц: «Где нам жить?». Всмотритесь в безгрешный купол неба — так ли он чист, как прежде?
Мы привыкли (нам так удобнее) считать граммы и, тонны, километры и лошадиные силы. А в чем измерить 'боль и скорбь нашей земли? В отравленных водах, в сведенном лесе, в..? Нет, в человеческом бессердечии, в слепом повиновении сегодняшнему дню, в незнании дня вчерашнего. Поэтому, когда раздается вопрос: «А что же будет потом?», в ответ ему звучит короткое, как телеграмма: «Так надо!». Так надо в наш век, когда любовь и сочувствие заменил скупой расчет. Мы говорим, что плохо, когда сын забывает мать. Но ведь наша мать — природа, и разве можно спокойно смотреть, как рекой текут ее слезы? Где же наша готовность пойти и погибнуть за нее, наша человеческая любовь к родной матери? Не потому ли нам бросает обвинение Булат Окуджава:
Разве лев — царь зверей?
Человек — царь зверей. Вот он выйдет с утра
из квартиры своей, ' Он посмотрит кругом,
улыбнется... Целый мир перед ним
содрогнется.
Мы ищем виноватого, вершащего неправый суд, но не видим его в себе. И от этого весь мир стал ничтожным, плоским и тупым в своих стремлениях и делах. Как зарастает бурьяном брошенный сад, с такой же безраздельностью мир заполняют грубые начала. И путь человечества лежал бы через темень, если бы не отдельные островки в этих темных пучинах затмения. И тем слышнее крик Тамары Жирмунской:
Зачем мы над бездной повисли, зачем поперек естества изводим высокие мысли и дышащие существа?
Но страшнее всего не истребление природы человеком, а истребление природы в человеке. Ведь человек — это энергия, взрыв, страсть, мысль! А многие живут, как говорил Маяковский, «с мордой, пригнутой вниз». Над людьми нависла сонная одурь, жуть отчуждения, когда человек человеку— волк. Люди превратились в толпу
невидящих, неслышащих, непонимающих, в толпу, живущую на уровне животных инстинктов.
Толпа с одною звериной
кожей —
Как тьмой ночною, Как общим воем, мы все
похожи! —
пишет Елена Крюкова.
Мы отвыкли от религии, а что получили взамен? Свободу от совести и от святынь души. Когда ориентиром наших поступков и движений сердца становятся инстинкты, а не вечные заповеди добра, — тогда, говоря словами поэта, кулак становится моим желанием и — «удар зубодробительный, удар искросыпительный...». .
Аристотель говорил: «Свобода — это возможность делать то, что я хочу». Но такая свобода может предполагать и «войну всех против всех», как это сформулировано в философии Гоббса.
Но не слишком ли много мрачных красок, ведь не хлебом единым жив человек? Произведения современных писателей отражают боль и скорбь о судьбе нашего общего дома. Тема природы — основная тема произведений Виктора Астафьева. Человек и природа, их единство и противоборство — стержень проблемы взаимоотношений современного мира. Писатель не мог остаться в стороне, он ставит жизненные вопросы: как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и преумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы — колыбели человека? Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток к человеку. Мир природы таит в себе и дух справедливого возмездия. О нем ^взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком.
В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле. Как можно истоптать, повредить, сжечь себя и природу тупым браконьерством или холодным рассудочным эгоизмом!
Истинное беспокойство о судьбе мира сквозит в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Здесь высвечено пренебрежение судьбами человека перед гигантскими неразумными планами нерадивых хозяев. Достаточно упоминания об Уфе, Стерлитамаке, Семипалатинске, Чернобыле. Это результат нашего бездумного отношения к самим себе и к своим потомкам. Ведь вся наша природоохранная деятельность до сих пор основывается главным образом на энергии отдельных энтузиастов, а не на осознанном, живом стремлении всех или большинства дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Нельзя народ лишать права выбора: жить ли дальше в индустриальном аду, деградируя физически, а стало быть, и духовно, либо повернуться лицом к природе и бороться за ее первозданную красоту.
Другие работы по теме:
Природа индийской философии
Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть 'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.
Тютчев ф. и. - Человек и природа в русской литературе
Две души живут в груди моей всегда враги. И. В. Гете ФаустНе то что мните вы Природа. Ф. И. Тютчев В ней есть душа в ней есть свобода. Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает что истинным бессмертием обладает природа а не человек человек это лишь разрушающее начало.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Человек и природа 2
Человек и природа В настоящий момент, в начале двадцать первого столетия, мы уже, кажется, знаем роль человека в мире. Именно он, уничтожив природу, создал вокруг себя «окружающую среду», именно он поставила планету на край бездны своим атомным безумием; он словно угрожает всему живому. И все же, мы тоже часть этой природы.
Благодарная природа
Автор: Сочинения на свободную тему Что такое природа? Мы все прекрасно понимаем, что такое природа – это леса, поля, моря, озера и реки, деревья, растения, кустарники, цветы. Все то, что нас окружает! А так же животные, насекомые, птицы, рыбы - тоже часть природы. К природе относятся полезные ископаемые: нефть, газ, уголь.…
Человек и природа в русской литературе по лирике Ф.И. Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы.
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Становление Эдуарда Багрицкого
В советской литературе творчеству Эдуарда Багрицкого принадлежит заметное место. Лучшие его произведения воодушевлены геройством гражданской войны, энергией социалистического наступления.
Мотивы русской деревни в современной литературе по творчеству Н. Рубцова
Автор: Рубцов Н.М. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая, Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов. Поэт Николай Рубцов одним из первых в современной литературе поддержал традицию русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Тютчева, Фета, Есенина, Пришвина, в творчестве которых первозданная природа, ее свежесть и красота занимали не последнее место.
Человек и природа в произведениях современных авторов Астафьев, Распутин
Автор: Разное Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет.
Процесс парашютистов
(болг. Процес на парашутистите) — показательный судебный процесс над группой из 27 болгарских коммунистов, заброшенных в Болгарию с помощью советской разведки во время Второй мировой войны.
Дело Таганцева
Дело «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» — одно из первых в Советской России дел после революции 1917 года, где массовому расстрелу подверглись представители научной и творческой интеллигенции, в основном Петрограда.
Коренизация
Введение 1 Белорусизация Список литературы Введение Корениза́ция — политика советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века. Её целью являлось укрепление советской власти на местах и рост национального самосознания нерусских народов, путем подготовки и продвижения местных кадров для союзных республик и национальных автономий всех уровней.
Архипелаг ГУЛАГ 2
Введение 1 Критика Список литературы Введение «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора (по словам Солженицына).
Коммунистическая партия Туркестана
- коммунистическая партия, правящая партия в Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республике. По инициативе ташкентской организации большевиков с целью создания туркестанской краевой организации с единым партийным центром летом 1918 года в Ташкенте была созвана партийная конференция.
Донецкая армия РККА
Введение 1 Состав 2 Командующие 3 История Введение Донецкая армия — вооруженное формирование, созданное в 1918 году для защиты Донецко-Криворожской Советской Республики от немцев, вступивших на территорию Украины по приглашению руководства УНР. Численность — около 8,5 тыс. человек.
Левине, Евгений
Введение 1 Биография 2 Цитаты Список литературы Введение Евге́ний Левине (нем. Eugen Levinй, 23 мая 1883(18830523), Санкт-Петербург — 5 июня 1919, Мюнхен) — коммунист, политик Баварской Советской республики.
Конституция РСФСР 1918 года
— первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России). III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти и поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить новому съезду Советов основные положения Конституции РСФСР, однако в связи с усложнением внутреннего положения и обострением международной обстановки работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.
Белнацком
БЕЛНАЦКОМ (Белорусский национальный комиссариат) ― отдел Наркомата (нарком И. В. Сталин) по делам национальностей РСФСР в 1918—1919. Создан в Петрограде (с марта 1918 в Москве) согласно декрету СНК РСФСР от 31.1 (13.2).1918[1]. Комиссар А. Г. Червяков (до мая 1918). Имел отделы агитационно-политический, культурно-просветительский, беженский, издательский и др., отделения в Петрограде, Смоленске и Витебске; спецпредставителей — эмиссаров в Орле, Калуге, Орше, Самаре, Саратове, Симбирске, Тамбове.
Всероссийский съезд Советов
План Введение 1 Порядок формирования 2 Полномочия 3 История 3.1 Всероссийские Съезды Советов Список литературы Всероссийский съезд Советов Введение
Армянский рубль
Армянский рубль (арм. ռուբլի, рубли) — независимая валюта Республики Армении и Армянской Советской Социалистической Республики в период с 1919 год по 1923 годы. Был введён в обращение взамен первого закавказского рубля и был заменён в обращении на второй закавказский рубль после вхождения Армении в ЗСФСР.
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Киргизская АССР 1920 1925
План Введение 1 История Введение Киргизская АССР — Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. Кара-Калпакская АО (16 февраля 1925) и районы Туркестанской АССР, населённые казахами, вошли в Казакскую АССР (до апреля 1925 называлась Киргизской АССР. Столица - Оренбург.
Западная область 1917 1918
Западная область (1917—1918) Западная область — административно-территориальная единица в Российской республике и в Советской России, образованная после Февральской революции, в марте 1917 года, из губерний, входивших ранее в состав Северо-Западного края Российской империи. Административный центр — Минск.
Вилочное восстание
Вилочное восстание — крестьянское восстание в феврале-марте 1920 г., в Закамье, преимущественно на территории Уфимской губернии; было направлено в первую очередь против продотрядов. Название связано с тем, что считалось, что главным оружием повстанцев были вилы и топоры. В эмигрантской литературе встречается название восстание «Черного орла и земледельца» (по названию эсеровской организации, участвовавшей в руководстве восстанием (Ильин-Шаховский, К.
Вотинцев, Всеволод Дмитриевич
Все́волод Дми́триевич Во́тинцев (1892 - 1919) - председатель Ташкентского совета, председатель ЦИК Советов Туркестанской Советской республики. В январе 1919 года погиб в числе 14 Туркестанских комиссаров.
Виноградов, Павел Михайлович
Павел Михайлович Виноградов (1889—1932) — партийный и советский работник, участник борьбы за установление Советской власти в Семиречье, Верном. Член Коммунистической партии с 1918 года.
Ходжаев, Низаметдин Исаметдинович
Низаметдин Исаметдинович Ходжаев (1885—1942) — узбекский большевик, активный участник установления Советской власти в Туркестане. Биография Совместно с М.Миршараповым возглавлял «старогородскую дружину» узбеков-коммунистов Ташкента, оказавшую основную помощь защитникам Советской власти в Ташкенте во время мятежа Осипова в январе 1919 года [1].
Березовский, Александр Петрович
Связать Александр Петрович Березовский (1888—1917) — участник революционного движения, борьбы за установление Советской власти в Семиречье, Верном.
Левин, Моше
Моше Левин (1921 Вильнюс, Литва - 14 августа 2010 Париж, Франция) — американский историк, специализирующийся на истории СССР. Биография Родился в 1921 году в Вильно в еврейской семье. В молодости работал в колхозе, затем служил в советской армии. В 1945 репатриировался в Эрец-Исраэль. В 1961 окончил Тель-Авивский университет, получив степень бакалавра.
Бокин, Токаш
Токаш Бокин (25 апреля (7 мая) 1890 — 19 сентября 1918) — участник борьбы за установление Советской власти в Семиречье и Верном (современная Алма-Ата), национально-освободительного восстания 1916 года в Семиречье.
Гей, Константин Вениаминович
Константи́н Вениами́нович Гей (1896 — 25 февраля 1939) — советский политический деятель.[1] Биография Член РСДРП(б) с 1916 года. Один из руководителей установления советской власти во Пскове. В 1917—1918 председатель Военно-революционного комитета Псковской губернии, а затем — председатель губернского исполнительного комитета.
Человек, природа, общество
ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Семенов Сергей
Семенов Сергей Александрович (1893—) — пролетарский писатель. Сын рабочего. Член ВКП(б). Участник гражданской войны. Затем — на партийной и советской работе. Участник героического похода «Челюскина», орденоносец.