Реферат: Михаил Петрович Старицкий - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Михаил Петрович Старицкий

Рефераты по литературе и русскому языку » Михаил Петрович Старицкий
(1840-1904)

10 Фев
2010

Имя М. Старицкого тесно связано с литературной жизнью, литературным процессом второй половины XIX столетия, когда украинская культура, и в частности литература, заняли выдающееся место в духовном и эстетическом развитии народа. Из шестидесяти четырех прожитых лет, сорок М. Старицкий работал творчески: как поэт, драматург, прозаик, переводчик, издатель, организатор украинского профессионального театра, общественный деятель.

Михаил Старицкий жил и создавал в то время, когда после кратковременного оживления в первые пореформенные годы на Россию упала темная ночь реакции. Особенно душила она все украинское – язык, культуру, литературу, национальное самосознание. Ультрареакционные Валуевский циркуляр (1863) и Емский акт (1876) ставили под сомнение саму возможность существования украинского народа. Родился Михаил Петрович Старицкий 14 декабря 1840 года в селе Клищинцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в обедневшей помещичьей семье. Рано осиротев, Михаил воспитывался в семье В. Р. Лысенко, с сыном которого – своим двоюродным братом, будущим знаменитейшим украинским композитором Николаем Витальевичем Лысенко его на протяжении всей жизни соединяла тесная, воистину братская дружба. Род Лысенко, из которого была выходцем мать Михаила Петровича, был наполнен демократизмом взглядов и быта, любовью к народному творчеству, музыке. И это не могло не сказаться на мировоззрении, интеллектуальном и эмоциональном развитии будущего писателя. В частности, его воспитанием занимался дед  Р. Лысенко, с помощью которого мальчик получил начальное образование, пришел в восхищение от чтения произведений не только украинских и русских писателей, а и европейской и мировой литератур. В 1861 году Старицкий приезжает в родное село, с головой погружается в литературное творчество. В скором времени Михаил Петрович возвращается к обучению в университете, который заканчивает в 1864 году. Определенное время он работает в Киевском историческом архиве, потом переезжает на Подолье, в Карповку, где приобрел себе имение. Там понемногу занимается сельским хозяйством, а главное – пишет оригинальные поэтические произведения, перекладывает из других литератур, пробует себя в драматургии. В 1871 году писатель продает имение и возвращается в Киев.

Кроме литературной работы, М. Старицкий начинает активную деятельность как организатор театрального дела в Украине. Любительскому, а позднее и профессиональному театру в Украине во второй половине XIX столетия принадлежала большая культурно-просветительская роль. В условиях запрета украинского языка, отсутствия системы образования, украинского книгопечатанья, театр на родном языке стал главным рычагом развития культуры простого народа, распространения передовых, прежде всего, национально-освободительных идей. Но в 60- 70-е годы на Украине действовали «преимущественно любительские кружки, репертуар которых был сравнительно невысокого идейно-художественного качества (за исключением «Наталки Полтавки» И. Котляревского, «Назара Стодоли» Т. Шевченко, немногих пьес других авторов). Кружки большей частью не имели помещений, реквизита и т.п. Поэтому создание профессионального театра становится жизненно необходимым делом. За него и взялся М. Старицкий вместе с Лысенко, Кропивницким, Садовским, Карпенко-Карым. С 1871 года Старицкий становится одним из основателей Общества украинских сценических любителей, старается выработать у любителей профессиональные качества. На довольно приличном уровне они ставят ряд украинских пьес, опер и оперетт.

На основе Общества и возникли первые профессиональные труппы. Первый украинский национальный театр был образован в 1882 году под руководством выдающегося театрального деятеля, драматурга, режиссера и актера Кропивницкого в Елисаветграде. Через год труппа Кропивницкого переезжает в Киев. К ней присоединяется и М. Старицкий. С 1883 по 1885 год Михаил Петрович руководит труппой, в состав которой входили прославленные артисты Заньковецкая, Саксаганский, Садовский,  Кропивницкий. Кстати, на содержание труппы М. Старицкий израсходовал все деньги, полученные за проданное имение. Позднее он создает труппу из молодых актеров, лучшие из них потом стали известными мастерами искусства.М. Старицкий вместе с группой передовых украинских художников организовывает Всероссийское театральное общество, которое оказывало содействие развитию театра, драматургии, отстаиванию прав артистов, защищало их. А в 1897 году оно провело первый Всероссийский съезд деятелей сцены, на котором М. Старицкий выступил с докладом. В нем он, в частности, остановился на притеснениях и преследованиях, которые испытывала украинская культура, прежде всего, театральная, со стороны Русской империи. Изможденное долголетней напряженной работой здоровье не давало возможности спокойно работать. Это было связано с постоянными переездами, хлопотами, борьбой с реакционными властями, с цензурой. Поэтому с 1893 года Г. Старицкий оставляет театральную деятельность и занимается литературной работой. Именно в этот период он создал известные прозаические произведения, большинство из которых – исторические романы и повести, написанные на русском языке: трилогия о Хмельнитчине «Перед бурей», «Буря», «На пристани», «Разбойник Кармелюк», «Осада Буши» и др. Умер Михаил Петрович Старицкий 27 апреля 1904 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Литературную деятельность М. Старицкий начал как поэт-новатор, которому судилось сказать новое, весомое слово в украинской изящной словесности, ввести его в образный мир европейской и всей мировой литературы, идя вместе со своим побратимом И. Франко, но предшествуя ему. Дело в том, что фактически вся украинская поэзия 40-80 годов шла в русле наследования Т. Шевченко. М. Старицкий первым смело переступил этот порог. Продолжая и развивая демократические, национально-освободительные идеи Кобзаря, М. Старицкий вместе с тем встал на путь поисков новых средств и приемов художественного осмысления действительности, создания средств образности, обогатил ритмику и строфику украинского стиха, ориентируясь на высочайшие достижения мировой литературы. Его стихотворное наследие – это оригинальная поэзия, а также перепевы и переводы русской и европейских литератур (И. Крылова, В, Жуковского, А. Пушкина, Огарева, М. Лермонтова, Некрасова, С. Надсона, В. Гюго, Ю. Словацкого и др.), переводы сказок Г. Андерсена, сербских народных дум и песен. Можем смело сказать и отнести к творчеству и деятельности М. Старицкого слова И. Франко о писателях переходных эпох, переходной формации, людей, у которых «вкус, понимание литературы, их общественные и политические взгляды» отмечались новаторством и европейской широтой, которая при благоприятных условиях дала бы им «широкое влияние, и славу, и обеспеченную жизнь.

Изучая поэзию, как и вообще все творчество М. Старицкого, нужно исходить из того, что она не в равной мере представлена в трех вариантах программ, которые действуют ныне в средней школе. Основное внимание следует сосредоточить на программе кафедры истории украинской литературы Киевского государственного университета, поскольку лишь она предлагает текстуальное изучение произведений этого писателя. Как уже отмечалось, творчество этого писателя открыло новую страницу в украинской поэзии. М. Старицкий смело использовал непривычную строфику, разнообразив ритмический рисунок стиха, обогатил жанры, тематику поэзии. Стрежнем его поэтического творчества была гражданская тема, призыв к национально-освободительной борьбе. Михаила Петровича волновала не только жизнь родного украинского народа, а и других, в первую очередь южнославянских народов, пик борьбы которых за освобождение из-под турецкой неволи припал именно на расцвет творчества Старицкого.

Уже отмечалось, насколько весом вклад М. Старицкого в дело становления национального театра. Тем не менее, наибольшая его заслуга, наверное, в написании произведений для украинского театра. Начал Михаил Петрович свою драматургическую деятельность с создания на сюжеты других писателей либретто к опереттам. Так, в 1872 году Старицкий написал по мотивам произведений Н. Гоголя либретто к опереттам «Рождественская ночь», в 1881 году – «Утопленница или Русалкина ночь», в 1883 году – «Сорочинская ярмарка» и драму «Тарас Бульба» (1880-1897). Кроме того, он переработал ряд произведений других писателей, из которых наибольшей популярностью и ныне пользуется мелодрама «Цыганка Аза» на сюжет польского писателя И. Крашевского «Дом за селом». Интересная, хотя и не приобрела широкую популярность, драма «Юрий Довбыш», в основу которой положен сюжет романа известного австрийского писателя, кстати, одного из первых переводчиков поэзии Т. Шевченко на немецком языке, К. Э. Францеза. Занимался М. Старицкий и переработками отдельных, не весьма совершенных относительно сценического воплощения пьес украинских авторов. Так, на основе драмы Я. Кухаренко «Черноморский побит» была создана оперетта «Черноморцы» (1872), а не совсем удачная комедия И. Нечуя-Левицкого «На Кожемяках» была основательно переработана М. Старицким и получила новую жизнь как целиком оригинальное, совершенное произведение под названием «За двумя зайцами». Деятельность М. Старицкого как драматурга в значительной мере облегчила тяжелое положение украинского театра относительно обеспечения его