Автор: Тургенев И.С.
Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.
В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.
Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.
Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.
Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.
Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
Другие работы по теме:
Литературный герой ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ
Ольга мещерская героиня рассказа И. А. Бунина Легкое дыхание. Рассказ основан на материале газетной хроники офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии. Бунин уловил образ абсолютно естественной alignjustifyольга мещерская героиня рассказа.
Биография И.С. Тургенева
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» монотонна и бедна событиями.
Кавказский пленник
События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет прост. Офицер Жилин отправился в отпуск повидаться с матушкой да заодно уже и жениться дома, но не добрался до родных — попал в плен.
Тема нравственного подвига в рассказе Бунина Лапти
И.А. Бунин – прозаик первой половины ХХ века, мастер короткого рассказа. В своих небольших по объему прозаических произведениях Иван Бунин поднимает различные проблемы: долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Писатель, не используя назидательные концовки, дидактические наставления, пишет о самом важном для человека, воспитывая чувство ответственности.
Дедушка Мазай и зайцы
В этом замечательном стихотворении Н. А. Некрасова воспевается душевная щедрость таких людей, как дедушка Мазай. Оно написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своём друге, тоже охотнике — старом Мазае.
Чук и Гек
Братья Чук и Гек — главные герои одноимённого рассказа А. П. Гайдара. У них разные характеры, они по-разному думают и смотрят на окружающий мир. Чук — практичный, а Гек — разиня, но зато хорошо поёт и много фантазирует. Огромный и добрый мир предстаёт перед братьями во время их поездки на восток, к Синим горам.
Мальчик-звезда
Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как в лютый мороз два бедных лесоруба заблудились в лесу. Вдруг с неба упала необычайно яркая звезда. Лесорубы увидели спящее дитя. Один из них усыновил мальчика. Шли годы. Ребёнок рос очень красивым. Околдованный своей красотой, он издевался и выставлял на посмешище всех, кто был некрасив.
Записки охотника - галерея народных характеров
Автор: Тургенев И.С. "Записки охотника" — поистине гениальное творение художника крестьянской души, изобразившего картину контрастов и гармонии удивительного русского характера, сочетающего в себе нетронутое природное начало, богатырскую силу и в тоже время чувствительность и ранимость.
Рассказ Л. Петрушевской Страна
Автор: Петрушевская Л.С. Именно этими строчками из стихотворения А. Блока представился для меня мир рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки.
Художественное своеобразие рассказа.
Автор: Бунин И.А. И.А.Бунин «Лапти» Сочинение Художественное своеобразие рассказа. В рассказе «Лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта история. Стихия жизни, её многообразие сравнивается со стихией природы и неизвестностью завтрашнего дня.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Размышляя над страницами рассказа А. Платонова Маркун
Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун». Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души».
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Хорь и Калиныч
Автор: Тургенев Иван. Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в Орловской губернии и Калужской. «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело, весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах».
Анализ рассказа А.П. Чехова Попрыгунья
Анализ рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья" Автор: Чехов А.П. Сюжет рассказа «Попрыгунья» (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена талантливыми людьми: это актёр драматического театра, певец из оперы, литератор, музыкант, помещик, несколько художников, среди которых и молодой красавец Рябовский.
Анализ рассказа А.П. Чехова О любви
Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви" Автор: Чехов А.П. Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник».
Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Автор: Солженицын А.И. Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Смысл названия рассказа Шолохова Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Палата №6"
А.П. Чехов написал рассказ "Палата № 6" в 1892 году. Это время правления императора Александра III . Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом. Это подавление и является темой рассказа "Палата № 6".
Анализ рассказа А.П. Чехова "Крыжовник"
Рассказ "Крыжовник" был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца.
Абрам Проховник
Введение 1 Мотив библейского рассказа 2 Хазарская легенда 3 Источники Введение Абрам Проховник — легендарный персонаж, еврей, якобы ставший князем полян в IX веке, и возведший на престол Пяста.