Автор: Гоголь Николай.
Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединенно в одной из отдаленных деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе.
Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.
Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать — и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе.
Любят старики покушать и сами — и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться. Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.
Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда.
С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чем сожалеет старушка, — что некому будет смотреть за её мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни.
Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слезы, как река, льются из его тусклых очей.
Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.
Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги. Когда он медленно идет по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовет меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребенка. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» — вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.
Другие работы по теме:
Основные положения крестьянской реформы
Основные положения реформы Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
Фонвизин д. и. - Фонвизин автор комедии недоросль
Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел.
Гоголь н. в. - Народ в поэме н. в. гоголя мертвые души
В поэме. Гоголя Мертвые души тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена. Гоголя Россией правили помещики и чиновники угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов пьющие жизнь и кровь народа по меткому определению.
Образы помещиков в поэме Гоголя Мертвые души 1
В 1841 году вышел первый том поэмы «Мертвые души». Произведение потрясло всю Россию. Основной идеей его явилось состояние и права господствующего класса, взятого в «его частной жизни». В поэме Гоголя центральное место занимают пять портретных групп, в которых даны характеристики ряда помещиков.
Описание по картине И. Ижакевича Крепостных меняют на собак
С первого взгляда картина И. Ижакевича «Крепостных меняют на собак» поражает правдивость воссоздания художником тяжелой судьбы крестьян-крепостных. Ужасное явление отобразил художник: бесправных, униженных людей крепостники меняют на собак.
Лопахин нежная душа , спаситель или хищный зверь
«Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о разорившемся дворянском гнезде. Хозяева вишневого сада, Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, обанкротившиеся помещики, они вынуждены продать имение, чтобы рассчитаться с долгами. Воспоминания о прошлом, сегодняшняя жизнь и беспокойство о будущем неизбежно связываются героями с судьбой вишневого сада.
Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя Ревизор
Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).
Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя.
Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин.
Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Автор: Пушкин А.С. Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу, конечно, Евгений — кто же еще? Даже Татьяна и Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне..
Помещики в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” охватывает разнообразные сферы русской действительности 30—40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества — помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно.
Чичиков и чичиковщина по поэм Н.В. Гоголя Мертвые души
Чичиков и чичиковщина (по поэм Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". И если все помещики - это изображения какого-либо качества, то Чичиков - собирательный образ всех этих персонажей.
Помещики и народ в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Как известно, что поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утонченность и образованность очень скоро уступают место в наших глазах объективной картине расточительной праздности, внутренней пустоты. Далее – накопительница Коробочка, прикупающая все, что может пригодиться в хозяйстве.
Народ в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. В поэме Гоголя “Мертвые души” тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, “угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа” (по меткому определению Герцена).
Народ в поэме Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.
Россия мертвых душ. Изображение поместного дворянства в поэме
Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме Автор: Гоголь Н.В. Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем.
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина
Стоит задуматься о сатириках России конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Почему? Именно тогда начал рушиться существующий в России политический строй – абсолютная монархия.
Тема города в комедии Ревизор и поэме Мертвые души Н.В. Гоголя.
Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя. Автор: Гоголь Н.В. "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем", — писал о Гоголе А.Пушкин.
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени- революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий- дворянства, купечества, мещанства.
Почему стала возможной авантюра Чичикова
Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» Н.В. Гоголь хотел показать «хотя бы с одногобоку всю Русь». В основе сюжета — похождения Чичикова, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила писателю показать последовательно помещиков, к которым заезжал Чичиков, показать их индивидуальные и типические черты.
Моё любимое произведение Николая Васильевича Гоголя
Произведения Николая Васильевича Гоголя открывают широкому кругу читателей фантастический и интересный мир героев из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Из них моим любимым сборником является «Миргород». Его подзаголовком является «Повести, служащие продолжением «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Толстой О Гоголе
Лев Николаевич Толстой О Гоголе Толстой Лев Николаевич О Гоголе Л.Н.Толстой О ГОГОЛЕ Гоголь ‑ огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум.
Кишинёвский коммерческий банк
Кишиневский Коммерческий Банк (фр. Banque de Commerce de Kichineff) — российский коммерческий банк, существовавший в Кишиневе в 1871—1881 годах. Образован в 1871 году с акционерным капиталом в один миллион рублей. Устав банка был высочайше утвержден 18 октября 1871 года. Уставный капитал «Кишиневского Коммерческого Банка» был разделен на 4000 учредительных паев по 250 рублей каждый.
Экономико-политическая ситуация в стране накануне реформы 1861 года и ее предпосылки
Следует отметить, что в России крепостное право наиболее долго держалось и приняло такие грубые формы, что на практике ничем не отличалось от рабства. Но оно было ужасно не только с моральной и нравственной точки зрения, оно было несостоятельно и по своей внутренней сути. Возможности крепостного хозяйства как экономической системы в России ко второй четверти XIX в. были полностью исчерпаны, и в последние предреформенные десятилетия (30 - 50-е годы XIX в.) оно вошло в полосу глубокого кризиса. «Помещичьи хозяйства, базирующиеся на подневольном, крепостном труде, все более приходили в упадок.
Указ о вольных хлебопашцах
Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных ) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей.
Многопартийность в России начала 20 века
Многопартийность в России начала 20 в. вопросы монархические либеральные социалистические название «Союз русского народа», черносотенцы «Союз 17 октября» (октябристы)
Россия и русский народ в поэме НВГоголя Мертвые души
Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа... Н.В.Гоголь. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в которое вложил он свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, "Мертвые души", так и оставшиеся неоконченными после семнадцати лет работы.
Гоголь Николай Васильевич
Русский писатель. Родился 1 апреля (по старому стилю - 20 марта) 1809 в сеел Большие Сорочинцы (на границе Полтавского и Миргородского уездов). Происходил из старинного малороссийского рода.