(А. Фадеев, И. Бабель, Б. Лавренев, А. Толстой)
Вопросы гуманизма — уважения к человеку — интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения. В литературе того времени проблема выявления приоритетов, выбора между жизнью нескольких человек и интересами большой группы людей решается неоднозначно разными авторами, и в дальнейшем мы попытаемся рассмотреть, к каким же выводам приходят некоторые из них.
К числу наиболее ярких произведений о гражданской войне, пожалуй, следует отнести цикл рассказов Исаака Бабеля “Конармия”. И в одном из них высказана крамольная мысль об Интернационале: “Его кушают с порохом и приправляют лучшей кровью”. Это рассказ “Гедали”, представляющий собой своеобразный диалог о революции. По ходу делается вывод о том, что революция должна “стрелять” именно в силу своей революционности. Ведь хорошие люди смешались со злыми людьми, делая революцию и одновременно противодействуя ей. С этой идеей перекликается и повесть Александра Фадеева “Разгром”. Большое место в этой повести занимает описание событий, увиденное глазами Ме-чика — интеллигента, случайно попавшего в партизанский отряд. Ни ему, ни Лютову — герою Бабеля — солдаты не могут простить наличия очков и собственных убеждений в голове, а также рукописей и фотографий любимой девушки в сундучке и прочих подобных вещей. Лютов приобрел доверие солдат, отняв у беззащитной старушки гуся, и потерял, когда не смог прикончить умирающего товарища, а Мечик вообще никогда не удостаивался доверия. В описании этих героев, конечно, обнаруживается много различий. И. Бабель явно сопереживает Лютову, хотя бы потому, что герой его автобиографический, а А. Фадеев, наоборот, всячески стремится очернить интеллигенцию в лице Мечика. Даже самые благородные его побуждения он описывает весьма жалкими словами и как-то слезливо, а в конце повести ставит героя в такое положение, что сумбурные действия Мечика принимают вид откровенного предательства. А все потому, что Мечик — гуманист, и моральные принципы партизан (а вернее, почти полное их отсутствие) вызывают у него сомнения, он не уверен в правильности революционных идеалов.
Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рас сматриваемых в литературе о гражданской войне, — это проблема, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или приканчивать.
В повести Бориса Лавренева “Сорок первый” этот вопрос, который много раз поднимается во всей мировой литературе, выливаясь порой в спор о безболезненном умерщвлении безнадежно больных, решается в пользу убийства человека окончательно и бесповоротно. В живых из двадцати пяти человек отряда Евсюкова остается меньше половины — остальные отстали в пустыне, и комиссар их собственноручно пристрелил. Было ли это решение гуманным по отношению к отставшим товарищам? Точно итого сказать нельзя, ведь жизнь полна случайностей, и могли погибнуть все, либо всё уцелеть. Фадеев решает подобный вопрбс так же, но с гораздо большими нравственными мучениями героев. А несчастный интеллигент Мечик, случайно узнав о судьбе больного Фролова, бывшего ему почти другом, о принятом жестоком решении, пытается этому помешать. Его гуманистические убеждения не позволяют ему принять убийство в такой форме. Однако попытка эта в описании А. Фадеева выглядит как позорное проявление малодушия. Почти так же в подобной ситуации поступает ба-белевский Лютов. Он не может пристрелить умирающего товарища, хотя тот сам его просит об этом. А вот его товарищ выполняет просьбу раненого без колебаний и еще хочет вдобавок Лютова пристрелить за предательство. Другой же красноармеец Лютова жалеет и угощает яблоком. В этой ситуации Лютов скорее будет понят, нежели люди, которые с одинаковой легкостью стреляют врагов, затем своих друзей, а после угощают оставшихся в живых яблоками! Впрочем, Лютов вскоре сживается с такими людьми — в одном из рассказов он чуть не сжег дом, где ночевал, и все ради того, чтобы хозяйка принесла ему поесть.
Здесь возникнет еще один гуманистический вопрос: имеют ли бойцы революции право на грабеж? Разумеется, его можно также назвать реквизицией или заимствованием на благо пролетариата, но суть дела от этого не меняется. Отряд Евсюкова забирает у киргизов верблюдов, хотя все понимают, что после этого киргизы обречены, партизаны Левинсона отбирают свинью у корейца, хотя она для него — единственная надежда прожить зиму, а конармейцы Бабеля везут за собой телеги с награбленными (или реквизированными) вещами, и “мужики со своими конями хоронятся от наших красных орлов по лесам”. Подобные действия вообще вызывают противоречие. С одной стороны, красноармейцы делают революцию на благо простого народа, с другой стороны, они этот же народ грабят, убивают, насилуют. Нужна ли народу такая революция?
Другая проблема, возникающая в отношениях между людьми, — это вопрос о том, может ли на войне иметь место любовь. Вспомним по этому поводу повесть Бориса Лавренева “Сорок первый” и рассказ Алексея Толстого “Гадюка”. В первом произведении героиня — бывшая рыбачка, красноармейка и большевичка, влюбляется в пленного врага и, оказавшись затем в сложной ситуации, сама его убивает. Да и что ей оставалось? В “Гадюке” дело немножко в другом. Там благородная девушка дважды становится случайной жертвой революции и, будучи в госпитале, влюбляется в случайного красноармейца. Война настолько изуродовала ее душу, что убить человека не составляет для нее особого труда.
Гражданская война поставила людей в такие условия, что ни о какой любви и речи быть не может. Место остается лишь для самых грубых и зверских чувств. А если кто и отважится на искреннюю любовь, то закончится все обязательно трагично. Война разрушила все привычные людские ценности, поставила все с ног на голову. Во имя будущего счастья человечества — идеала гуманистического — совершались такие страшные преступления, которые с принципами гуманизма не совместимы никак. Вопрос о том, стоит ли будущее счастье такого моря крови, человечеством все еще не решен, но вообще подобная теория имеет множество примеров того, что случается, когда выбор делают в пользу убийства. И если все зверские инстинкты толпы в один прекрасный день высвободить, то такая свара, такая война наверняка в жизни человечества станет последней.
Другие работы по теме:
Фадеев a. a. - Гражданская война в романе а. фадеева разгром
К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, - говорил Фадеев. - Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе.
Анализ эпизода Смерть Фролова
Анализ эпизода "Смерть Фролова" Автор: Фадеев А.А. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926—1927 годах, носили, в известной степени, итоговый характер. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали разным направлениям в русской литературе двадцатых годов.
Задачи и Сны М. Булгакова в романе Белая гвардия
Автор: Булгаков М.А. «…Стать бесстрастно над белыми и красными»,- так определял Булгаков свою писательскую задачу. Для Булгакова и большевики, и петлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку «нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке.
Были ли в гражданской войне герои
Автор: Сочинения на свободную тему Ответ на этот вопрос достаточно сложен, при этом надо учитывать все нюансы того времени. С начала своего существования, человек убивал, и будет продолжать убивать ему подобных. Рассматривать войну с точки зрения философии, как нечто ужасное и не правильное нельзя, потому как война и есть нормальное состояние «человека разумного».
Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступок.
Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века
Автор: Бабель И.Э. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.
Делакруа
История картины "Хиосская резня" Делакруа.
Советский лёгкий танк Т-26
Т-26 — советский лёгкий танк межвоенного периода, являющийся лицензионной версией английской машины «Vickers» E 6-ton tank. Принимал участие в Гражданской войне в Испании, вооружённых конфликтах с Японией на Дальнем Востоке.
День ветеранов и павших на Мальвинской войне
День ветеранов и павших на Мальвинской войне » (англ. {{{1}}} Day of the War Veteran and the Fallen in the Malvinas War, исп. {{{1}}} Dнa del Veterano de Guerra y de los Caнdos en la Guerra de las Malvinas) — национальный день памяти в республике Аргентина, который отмечается в этой латиноамериканской стране ежегодно, 2 апреля.
Брэди, Мэттью
Введение 1 Ранние годы 2 Гражданская война в фотографиях Список литературы Введение Мэттью Брэди (англ. Mathew Brady) (18 мая 1822 — 15 января 1896) — один из самых знаменитых американских фотографов XIX века. Наиболее известные работы — портреты знаменитостей и фотографии американской гражданской войны.
Президентские выборы в США 1856
Введение 1 Выборы 1.1 Контекст выборов 1.2 Результаты Введение Президентские выборы в США 1856 года были одними из наиболее напряжённых. Сформированная Республиканская партия резко выступала против рабства, тогда как демократы представляли республиканцев как экстремистов, победа которых приведёт к гражданской войне.
Тори партия
То́ри (англ. Tory) — консервативная партия в Англии. Слово «тори» происходит от ирл. tуraighe, слова, используемого для обозначения ирландского участника гражданской войны в Великобритании в XVII веке (буквальное значение — «преследуемый человек»), и обычно обозначает партию Тори, предшественницу современной консервативной партии Великобритании.
Дальгрен, Джон
Джон Адольфус Бернард Дальгрен (англ. John Adolphus Bernard Dahlgren; 13 ноября 1809, Филадельфия — 12 июля 1870) — американский морской офицер, контр-адмирал, участник гражданской войны в США на стороне Союза. Дальгрен внёс вклад в развитие военно-морской тактики и разработал несколько видов корабельных орудий.
Монкада, Гильермо
Гильермо Монкада (исп. Guillermo Moncada, прозвище — «Guillermуn») — один из 29 кубинских генералов участвовавших в войне за независимость Кубы. Родился в негритянском районе Сантьяго-де-Куба 25 июня 1841 года [1].
Байо, Альберто
Альберто Байо Хироуд (исп. Alberto Bayo Giroud, 1892, Камагуэй — 1967, Гавана) — испанский революционер и поэт кубинского происхождения. В 1920-х годах служил в испанских ВВС и участвовал в Рифской войне в Марокко. Участник высадки на Майорку во время гражданской войны в Испании. После поражения республиканских сил в войне — в изгнании в Мексике, где преподавал в военно-воздушном училище и торговал мебелью.
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Президентские выборы в США 1864
Введение 1 Выборы 1.1 Результаты Введение Президентские выборы в США 1864 года проходили на фоне продолжающейся гражданской войны. Президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн вёл предвыборную кампанию против бывшего генерала, участвовавшего в войне, демократа Джорджа Макклеллана и был переизбран с большим отрывом.
Тринадцатилетняя война
Тринадцатилетняя война (нем. Dreizehnjдhriger Krieg, польск. wojna trzynastoletnia, также известна в западной литературе как « Война городов ») 1454—1466 годов — война между Польским королевством и Тевтонским орденом за доминирование в Восточном Поморье. В результате войны Польша получила выход к Балтике.
Реконструкция Юга
— период в истории США после окончания Гражданской войны, с 1863 по 1877 годы, связанный с присоединением к США южных штатов, образовывавших проигравшую в войне Конфедерацию, и отменой рабовладельческой системы на их территории. В истории США реконструкция прошла в два этапа: первый этап в период после Гражданской войны между Севером и Югом в 1865—1877 годах; и второй этап подразумевает преобразование Юга в период с 1863 по 1877 годы с последующей реконструкцией государства и общества в бывшей Конфедерации.
Бородин, Николай Николаевич
Николай Николаевич Бородин (Российская империя, 1870 — 5 сентября 1919, Лбищенск) — уральский казак, русский военачальник. Генерал-майор. Участник Русско-японской,Первой мировой и Гражданской войн. Участник Белого движения в Сибири.
Битва за форт Хиндман
Битва за форт Хиндман Битва за форт Хидман — произошла с 9 по 11 января 1863, возле реки Арканзас. Это сражение было частью Виксбургской кампании в гражданской войне США.
Пальмиери, Маттео
Маттео Пальмие́ри (итал. Matteo Palmieri; 1406—1475) — итальянский гуманист, родился в семье флорентийских аптекарей. Закончил Флорентийский университет. Известен как политический деятель. С 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более пятидесяти различных должностей, дважды избирался на высший пост гонфалоньера правосудия (1452, 1468).
Братство общей жизни
Братство общей жизни движение Нового благочестия возникло в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Булацель, Георгий Викторович
Гео́ргий Ви́кторович Булаце́ль (1875 — 28 апреля 1918) — подполковник русской армии, военный советник в финской Красной Гвардии. Подполковник-пограничник. После Октябрьской революции перешёл на сторону большевиков. Соратник генерала М.С. Свечникова.
Кочов, Стоян
Стоян Кочов (макед. Стојан Кочов, род. 25 декабря 1930) — македонский историк и публицист. Биография С 1946 по 1949 годы воевал в рядах Демократической армии Греции во время гражданской войны в стране, тогда же принимал участие в деятельности Народно-освободительного фронта — союзной ДАГ партизанской организации этнических македонцев в Греции.
Маннер, Куллерво
Ку́ллерво Ахи́ллес Ма́ннер (фин. Kullervo Achilles Manner, 12 октября 1880 — 15 января 1939) — финский журналист, депутат парламента, председатель СДП 1917-1918, Председатель Народного Совета Финляндии 1918, один из основателей Коммунистической партии, её председатель в 1920-1935.
Диас, Порфирио
Хосе́ де ла Крус Порфи́рио Ди́ас Мо́ри (исп. Josй de la Cruz Porfirio Dнaz Mori, 15 сентября 1830, Оахака, штат Оахака — 2 июля 1915, Париж) — мексиканский государственный и политический деятель, временный президент с 23 ноября 1876 по 5 мая 1877, а с 5 мая 1877 по 30 ноября 1880 президент Мексики (1-й раз), с 1 декабря 1884 по 25 мая 1911 (2-й раз).