«ГОЛОС ИЗ АДА» («КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» В. ШАЛАМ0ВА)
Варлам Шаламов справедливо считается первооткрывателем лагерной темы в русской литературе XX века Но получилось так, что его произведения стали известны читателю уже после опубликования повести А Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Полому «Колымские рассказы» чаще всего воспринимаются на фоне прозы Солженицына, в сопоставлении и сравнении с нею И сразу бросается в глаза: Шаламов жестче, беспощаднее, однозначнее в описании ужасов ГУЛАГа, чем Солженицын
В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия Но тем не менее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались в основном те поди, которые уже на воле были к этому подготовлены Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях Более того, Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и духовно освобождают ее
В «Колымских рассказах» (1954—1973) Шаламова, напротив, повествуется о том, как осужденные быстро теряли свое прежнее «лицо» и часто зверь был милосерднее, справедливее и добрее их.
И действительно, персонажи В Шаламова, как правило. утрачивают веру в добро и справедливость, представляют нравственно и духовно опустошенными Души их, заключает писатель «подвернись полному растлению» «В лагере каждый за себя», зэки «сразу выучились не заступаться друг за друга» В бараках, замечает автор, часто возникали споры, и все они заканчивались почти всег да одинаково —
драками. «А ведь участники этих споров — бывшие профессора, партийцы, колхозники, полководцы». По мнению Шаламова, в лагере существует давление, нравственное и физическое, под влиянием которого «каждый может стать вором от голода».
Казалось бы, беда сплачивает. В беде, особенно в общей беде, берут истоки мужество и жизнестойкость, рождаются ощущение братства и чувство локтя.
Лагерный же опыт настолько исказил личность, что ее представления о жизненных ценностях становятся далекими от обычных, даются в «перевернутом» виде. Так, например, один из героев «Колымских рассказов» всерьез нс хочет «возвращаться в свою семью», где его уже «нс поймут, не смогут понять». Родному дому он предпочитает тюрьму — «единственное место», где люди «говорили все, что они думали», где они отдыхали «душой» и «телом», где есть еще «свобода». Осужденные, «живые мертвецы», понимают, что их «привезли на смерть», поэтому жизнь в их понимании — «не такая уж большая ставка в лагерной игре».
Разумеется, лагерное бытие порождало и характеры иного плана. и их не обошел вниманием писатель С нескрываемой симпатией рисует он образы тех узников, кому человеческое обаяние и достоинство помогла ранняя смерть Таков герои рассказа «Надгробное слово» бывший скрипач Сережа Кливанский. Остроумный, ироничный, веселый и общительный, с непосредственностью ребенка, он не потерял интереса «к жизни, к событиям ее». Он «делился последним куском, вернее, еще делился... Это значит, что он так и не успел дожить до времени, когда ни у кого не было последнего куска, когда никто ничем ни с кем не делился».
Не утратившим индивидуального лица предстает и «неплохой парень» бригадир Дюков. Романтик и энтузиаст по складу натуры, он сразу же по прибытии в лагерь выступил на собрании с целью перевоспитания, моральной перековки уголовников — «друзей народа». Однако поиски правды привели героя к конфликту с высоким начальством, а в конечном итоге — к расстрелу.
Трагически складывается также судьба майора Пугачева и одиннадцати его товарищей, пытавшихся совершить побег из лагеря, нашедших «в себе силы поверить в него, Пугачева, и протянуть руки к свободе. И в бою умереть» («Последний бой майора Пугачева»).
В рассказе «Афинские ночи» Шаламов пишет о том, что у заключенных, помимо самых элементарных потребностей, сформировалась еще одна, не предусмотренная никем, потребность читать и слушать стихи.
Очевидно, что В Шаламов прекрасное в людях, но, по его убеждению, «лагерь был великой пробой нравственных сил человека... и девяносто девять процентов людей этой пробы нс выдержали».
«... Ни одному человеку в мире не надо знать лагерей» Человек здесь «становится только хуже. И нс может быть иначе. В лагере есть
много такого, чего не должен видеть человек»,— в этом своем главном выводе Шаламов. конечно, расходится с Солженицыным. И, может бьггь, противоречит самому себе
Ведь сам он, пройдя через ад многолетнего испытания ГУЛАГом, на каких-то этапах лагерного бытия утрачивая веру в добро и справедливость, сумел все же, вопреки тлетворному разрушительному воздействию тоталитаризма, остаться в числе тех, кто обнаружил «немалую» духовную подготовку, в ком огромная машина насилия «не размолола» совести. И свидетельством тому является писательский и человеческий подвиг Шаламова, нашедшей) в себе силы мысленно вернуться в страшные годы репрессии, вторично их пережить и создать в память о погибших «Колымские рассказы» — выдающееся художественное творение XX века. Опираясь на беспрецедентный по жестокости и цинизму «лагерный» опыт нашего столетия, писатель сумел открыть новые грани в осмыслении и художественном воплощении проблемы «личность и история»
Другие работы по теме:
Шукшин в. м. - Нравственные проблемы в рассказах в. шукшина.
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Пи сатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются.
Рассказы о животных
Борис Степанович Житков, один из зачинателей отечественной детской литературы, написал много замечательных произведений о природе и животных. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, верны хозяину. Среди этих рассказов: «Беспризорная кошка», «Про обезьянку» и другие.
Колюшка-храбрюшка
«Колюшка-храбрюшка», как и все другие замечательные рассказы Г. Я. Снегирёва, — о жизни природы и животных. Его герои — многочисленные четвероногие, крылатые и даже… дикорастущие растения. Все они привлекают нас своей смелостью — смелостью слабого перед сильным. Такова, например, и Колюшка, не убоявшаяся большой трески и отчаянно бросившаяся в неравный бой. «И совсем она не колюшка, а храбрюшка», — говорит автор.
Денискины рассказы
Так называется сборник рассказов В. Ю. Драгунского. Это очень весёлая книга. Главный герой её — Дениска — рассказывает разные случаи из своей жизни, делится с нами своими мыслями и наблюдениями. Мальчишка постоянно попадает в смешные ситуации. Особенно забавно бывает, когда герой и читатель по-разному оценивают рассказанное Дениской.
Гадюка
Рассказы Ю. В. Сотника вызывают у всех читателей искренний хохот и радостное веселье. Их герои — неисправимые фантазёры и мечтатели, наделённые изобретательностью, стремлением совершить чудо, удивить людей своей выдумкой. Сотник изображает ребят такими, какими они являются в настоящей жизни, с улыбкой и тонким юмором описывает их смешные приключения, даже лжецов и трусов автор высмеивает беззлобно и весело.
Размышляю о произведениях Варлама Шаламова
Автор: Шаламов В.Т. С одной стороны, я согласен с В. Шаламовым, что человека меняет среда, в которой он находиться. Ведь путь, который выпал самому писателю, был невероятно труден, порою трагичен. Писатель, проведя в тюрьмах около семнадцати лет, сам считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа.
Мой дедушка - защитник отечества
Автор: Сочинения на свободную тему Передо мной фотография. На ней не высокий, статный мужчина в парадном костюме, которого украшает многочисленные награды. Это мой дедушка – Котов Виктор Сергеевич. Он смотрит на меня своими добрыми глазами. Дедушка прожил долгую, но трудную жизнь. Его юность была опалена войной.
Память за руку берет…
Путь, который выпал Варламу Тихоновичу Шаламову, был неимоверно тяжел, порою трагичен. Он провел в тюрьмах и лагерях семнадцать лет: с 1929 по 1932 год— в североуральских лагерях, с 1937-го по 1951-й — в колымских.
Рассказ «Стланик» В. Т. Шаламова
Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”.
Человек и история
О жестоких событиях советского времени в России, описанных в произведениях Солженицына, Шаламова, Домбровского и Владимова.
Чук и гек по одноименному рассказу А. Гайдара
Автор: Гайдар А.П. Аркадий Петрович Гайдар очень любил ребят, поэтому он придумывал весёлые, интересные рассказы о ребячьей жизни. Один из них мне понравился. Он называется «Чук и Гек».
Как Васютка выжил в тайге по рассказу В. Астафьева Васюткино озеро
Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро") Автор: Астафьев В.П. На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе.
Мотив карточной игры в рассказе Шаламова "На представку"
Изучение сюжета рассказа В. Шаламова "На представку" и интерпретация мотива карточной игры в данном произведении. Сравнительная характеристика рассказа Шаламова с другими произведениями русской литературы и выявление особенностей карточной игры в нем.
Шаламов Варлам Тихонович (1907-82)
Прозаик, поэт, автор знаменитых "Колымских рассказов", одного из самых поразительных художественных документов 20 века, ставших обвинительным актом советскому тоталитарному режиму, один из первооткрывателей лагерной темы.
Варлам Шаламов. Колымские рассказы
Сюжет рассказов В. Шаламова — тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца.
Теуэльче
, исп. Tehuelche — собирательное название (на арауканском языке) коренных народов Патагонии, живших там в период до прихода арауканских племён. Рассказы ранних европейских исследователей о гигантах, живших в Патагонии, могут иметь под собой фактическую основу, поскольку теуэльче отличались высоким ростом.
Горожане литературная группа
Горожа́не — литературная группа, существовавшая в Ленинграде в 1960-х — 1970-х гг. История Группа «Горожане» возникла в 1964 г., когда по инициативе писателя Бориса Вахтина был составлен одноименный сборник, куда вошли повести и рассказы самого Вахтина и его друзей Владимира Марамзина, Владимира Губина и Игоря Ефимова.
Сабеи
(сабейцы, греч. Σαβαίοι) — название одного из главных народов (ша`бов) в Южной (Счастливой) Аравии, который в древности господствовал в Йемене. Греческие и римские писатели одинаково указывают на высокую культуру страны и на её богатство, о котором передавались баснословные рассказы.
Малая поганка
Введение 1 Классификация 2 Описание 3 Голос 4 Образ жизни 5 Питание 6 Размножение Список литературы Введение Малая поганка (лат. Podiceps ruficollis, Tachybaptus ruficollis) — водоплавающая птица семейства поганковых, распространённая в Старом Свете. Самая мелкая поганка в Палеарктике.
Севастопольские рассказы
Введение 1 Рассказы 1.1 Севастополь в декабре месяце 1.2 Севастополь в мае 1.3 Севастополь в августе 1855 года Список литературы Введение Толстой в форме, 1854 год
Хохлатая лысуха
План Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Образ жизни 4 Голос 5 Питание 6 Размножение Список литературы Хохлатая лысуха Введение Хохлатая лысуха[1] (лат. Fulica cristata) — водоплавающая птица семейства пастушковых.
Краткий отзыв о рассказе ВШаламова Чужой хлеб
Краткий отзыв о рассказе В.Шаламова "Чужой хлеб" Рассказ был написан в 1967 году, после выхода В.Т.Шаламова из лагеря. В заключении автор провёл в общей сложности восемнадцать лет, и всё его творчество посвящено теме лагерной жизни.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Анисимова Домна Анисимовна
Поэтесса по прозвищу Слепая Доманя. Дочь пономаря, в четырехлетнем возрасте она заболела оспой и почти ослепла. Это отдалило ее от детей: она полюбила уединение и рассказы стариков о былом, а также богослужения.
Тан Н. А.
Тан Н. А. (псевдоним Владимира Германовича Богораза (1865—1936)) — писатель, ученый этнограф. Р. в семье учителя. С 1881 входил в народовольческие кружки. С 1885 примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий.
Финн Константин
Финн Константин Яковлевич (псевдоним Хальфина, 1904—) — беллетрист и драматург. Р. в Москве, в семье служащего. Учился в реальном училище. Работал в полтавской газете «Губернские известия» в качестве репортера. Печатается с 1927.
Искандер Ф.А.
В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске.
Можаев Б.А.
Можаев Борис Андреевич (р. 1923), прозаик. Родился 1 июня в селе Пителино Рязанской области. В 1948 окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМС в Ленинграде, служил морским офицером на Дальнем Востоке и в Китае.
Шаламов В.Т.
Шаламов Варлам Тихонович (1907 - 1982), прозаик. Родился в Вологде в семье священника, человека прогрессивных взглядов, поддерживавшего связи с местными ссыльными. Юношеским идеалом Шаламова были народовольцы.