Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) родился в Москве в семье врача. К 15-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его - литература. Но отец, оставшись с семью детьми на руках, решил отдать сына в специальное Военно-инженерное училище в Петербурге. Молодой Достоевский совсем не хотел военного будущего и всю жизнь, потом считал ошибкой со стороны отца заставить его учиться на военного инженера.
С мая 1837 года судьба Достоевского навсегда связалась с Петербургом. Будущему писателю Петербург представился "самым умышленным и отвлеченным городом..." Устами своих героев он передавал позже и свое собственное отношение к нему: "это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влиянии на душу человека, как в Петербурге..." И все-таки Достоевский полюбил Петербург, который стал городом его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат.
В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей квартиры. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов. В таких же домах жили его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки. В своих петербургских произведениях Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов.
Из романа в роман переходят тесные, сжимающие героя комнаты-шкафы, "гробы", "каюты", с низкими потолками и маленькими окнами, со сломанной мебелью и обшарпанными обоями. Герои Достоевского обособленно существуют в этом мире. Его мечтатели, "подпольные" люди с раздвоенным сознанием, всегда живут "в углах", уходя от внешней жизни. Сам Достоевский во время написания своих романов тоже отъединялся от людей, "уходил в себя", неслучайно обычное время его работы - ночь, когда никто не мог ему помешать, когда он оставался совершенно один.
В августе 1843 года Достоевский закончил училище и был зачислен в Инженерный корпус. Вместо того чтобы "все силы отдавать литературе", ему приходилось "убивать время даром". После службы - чтение, театры, развлечения. Приезд Оноре де Бальзака в Петербург осенью 1843, его триумф среди петербургской молодежи стали решающими для Достоевского в выборе произведения для своего первого литературного заработка. В конце 1843 за 2-3 недели он перевел З65 страниц французского текста. Достоевский почувствовал себя писателем и, не прослужив и полугода, решил подать в отставку.
Школа мастерства, которую прошел Достоевский у Бальзака, сами произведения французского писателя стали сильным импульсом для молодого Достоевского.
Страстный читатель, Достоевский постоянно держал в поле зрения творчество многих западноевропейских и русских писателей. Почти все герои Достоевского читают. Книги, выбранные Достоевским для них, всегда неслучайны. Герой повести "Вечный муж" изучает статью Аполлона Григорьева "о хищных и смирных типах", Настасья Филипповна накануне смерти читает "Мадам Бовари", Рогожин - "Историю" Соловьева, Степан Трофимович знакомится с новинкой года - романом Гюго "Человек, который смеется" и перечитывает "Что делать?".
Но герои Достоевского - творческие личности, и каждый старается себя реализовать. Иван Петрович в романе "Униженные и оскорбленные" - молодой писатель. Бывший студент Раскольников опубликовал статью "О преступлении", один из героев романа "Идиот", Ипполит Терентьев, написал исповедь "Мое необходимое объяснение". Произведения героев раскрывают их внутренний мир и вместе с выбранными Достоевским для них книгами для чтения становятся дополнительными характеристиками их личности.
Достоевский начал свой путь в литературе с утверждения "маленького человека". Уже в названии повести чувствовался его вызов - "Бедные люди". Героем своего первого произведения Достоевский сделал бедного чиновника.
О Достоевском заговорил весь Петербург. Он стал бывать в разных литературных салонах, много общался с писателями, журналистами, критиками. И продолжал писать. Появились следующие повести - "Двойник", "Хозяйка", рассказы.
"Текущая действительность", как называл Достоевский современную ему жизнь, всегда живо интересовала его. Он посещал театры, выставки, изучал философию, историю, знакомился с различными теориями и учениями, вообще всегда был открыт всему новому. В молодости за свою открытость, увлеченность и мечтательство он серьезно поплатился.
В расцвете творческих сил (Достоевскому было всего 27 лет) его вырвали из литературного процесса. Сначала на восемь месяцев он был заключен в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, потом на 4 года отправлен на каторгу в Омский острог, после этого - почти шесть лет находился в ссылке в Семипалатинске.
Четыре года Достоевский жил в казармах вместе с убийцами и ворами. Он никогда потом не жалел об этих годах: ?...в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! ... На целые томы достанет. Что за чудный народ-¦
После освобождения из каторги и переезда в Семипалатинск Достоевский смог вернуться к творчеству. В Сибири были созданы "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково". В апреле-мае 1854 года Достоевский познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой и решил взять на себя заботы об ее будущем.
В конце декабря 1859 года Достоевский вернулся в Петербург. Прежде всего Достоевский решил реабилитировать свое литературное имя. Вместе с братом Михаилом он начал издавать литературно-художественный журнал "Время", а чуть позже - "Эпоху". В журналах Достоевских появились новые произведения писателя: "Униженные и оскорбленные" (18б1) и "Записки из Мертвого дома" (18б2). Последний роман вернул ему былую славу, его стали называть новым Вергилием. Это был первый роман о русской тюрьме.
Свои впечатления о Европе он описал в "Зимних заметках о летних впечатлениях" (18б3), своеобразных философско-путевых очерках.
Почти параллельно с созданием "Зимних заметок" Достоевский обдумывал замысел повести "Записки из подполья" (1864). Исповедь подпольного человека - философское введение Достоевского в цикл его больших романов.
В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871 - 72), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879 - 80) - осмысление социального и духовного кризиса России с христианской точки зрения, диалогическое столкновение самобытных личностей, носителей своей "идеи", страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.
В 1878 г. семью Достоевских поразило страшное несчастие: умер младший сын Леша. Мальчик умер от эпилепсии, которую унаследовал от своего отца, - это обстоятельство тяжело подействовало на Федора Михайловича: вместе с женой он мучительно переживал утрату любимого сына. Вскоре, поддавшись на уговоры Владимира Соловьева и Анны Григорьевны, желавшей отвлечь мужа от горестных переживаний, Достоевский отправился в Оптину пустынь, где встречался со знаменитым старцем Амвросием, образ которого и все впечатления от посещения Оптиной отразились впоследствии в романе "Братья Карамазовы".
Достоевский был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с могилой Жуковского. Траурная процессия, проследовавшая до Александро-Невской Лавры, представляла собой невиданное явление. Весь Петербург провожал писателя в его последний путь. Церковь не могла вместить даже малой части всех желающих. В 1883 г. на могиле Достоевского был торжественно открыт памятник (архитектор Х.К. Васильев, скульптор Н.А. Лаврецкий).
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Тема
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей - Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч - стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
Достоевский ф. м. - преступление и наказание - Достоевский
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному.
Достоевский художник бездны человеческой, человеческой бездонности
Достоевский художник 8230 бездны человеческой, человеческой бездонности В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя.
Красота спасет мир
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.
Идеальные герои Ф. М. Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Ф.М. Достоевский, как и многие другие писатели, стремился изобразить идеального героя. Но идеал Достоевского – это центральный персонаж всего романа. Задача автора не только показать развитие характера главного героя, но и то, как его душа заставляет окружающих людей меняться.
Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Достоевский — тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем сознании. Но если поверить наблюдениям литературоведов, то Достоевский, вернее его талант, блеснет еще одной потайной гранью.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.
Роман Униженные и оскорблённые
Автор: Достоевский Ф.М. Роман «Униженные и оскорблённые» по-своему передают характер разнородной действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского.
Образ маленького человека по повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Мы все вышли из гоголевской “Шинели”. Ф. Достоевский Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский.
Добро и зло в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, — что это и естественно и
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Преступление и наказание
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" , ставящими себя выше нравственных законов общества.
Женские образы в прозе XIX века
Федор Михайлович Достоевский — писатель особого склада. Он не примыкал ни к либералам, ни к демократам, а вел в литературе свою тему, воплощая в образах обиженных и оскорбленных, поломанных судьбах людей идею всепрощения.
Дети на страницах произведений Ф. М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин и детей, он, как лакмусовой бумажкой, проверяет общество на гуманное, справедливое отношение к слабым и обездоленным.
Психологический портрет в русской литературе
В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели.
В мире Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
Смысл теории Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.
Бог и грех в романе Преступление и наказание
Бог и грех в романе "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Бог и грех нераздельны. В бездне Бога открывается взгляд на бездну греха. В бездне греха рождается тоска по Богу. Именно так Достоевский ощущает жизнь. Именно про это он сочинял «Преступление и наказание». Точно так же, как творчество Льва Толстого генетически связано со «Словом о полку Игореве», Достоевский связан с «Молением» Даниила Заточника.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Идеи героев в романе "Преступление и наказание"
"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
Достоевский и мировая культура
Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру. Чуткая метафора Достоевского. Спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Проблемы, увиденные Достоевским в России. Общечеловеческие ценности. Драматический жанр романа.