Сборник
рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны,
далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных.
Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые — отнюдь не только злодеями.
Однако главное для писателя — не доказательство правоты или неправоты белых или
красных, а показ читателям трагичности гражданской войны, трагичности всякого
насилия, даже применяемого как будто в благих целях. Это хорошо видно на
примере рассказа «Смерть Долгушова». Здесь автор, Кирилл Лютов, — интеллигент,
вследствие осознанного выбора оказавшийся на стороне красных, попадает в
сложное моральное положение. Смертельно раненный конармеец, телефонист
Долгушов, просит, чтобы его добили, избавив от мучений и возможного
надругательства со стороны поляков: «— Патрон на меня надо стра-тить, — сказал
Долгушов. Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не
спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки
ползли на колени и удары сердца были видны.
—
Наскочит шляхта — насмешку сделает. Вот документ, матери отпишешь, как и что...
—
Нет, — ответил я и дал коню шпоры.
Долгушов
разложил по земле синие ладони и осмотрел их недоверчиво...
—
Бежишь? — пробормотал он, сползая. — Бежишь, гад...» Бабель демонстрирует нам
страшные подробности войны, натуралистические детали умирания человека. Жуть
берет, когда удары сердца не слышно, а видно. Бабелевский интеллигент не в
состоянии выполнить просьбу умирающего солдата. У него не хватает решимости
убить человека, пусть и без того обреченного на мучительную смерть. Лютов не
может преодолеть сидящего в глубине его души отвращения к убийству, морального
запрета на лишение жизни себе подобного. Хотя по сути выстрел для Долгушова —
это благо, избавляющее от нестерпимой боли и пр^бли-жающее желанную смерть.
Долгушова добивает друг Лютова Афонька Вида — простой казак, не отягощенный
интеллигентской рефлексией. Он спрятал в сапог красноармейскую книжку и
спокойно выстрелил умирающему прямо в рот. Тут между Бидой и автором происходит
очень выразительный диалог: « — Афоня, — сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к
казаку, — а я вот не смог.
—
Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как
кошка мышку...
И
взвел курок».
От
гибели Лютова спасает другой красноармеец, Грищук, схватив Виду за руку. Однако
тот продолжает выкрикивать угрозы в адрес Кирилла: «Холуйская кровь!.. Он от
моей руки не уйдет...» И Лютов понимает, что потерял Афонькину дружбу. Грищук
же Лютова не осуждает за проявленную слабость и угощает яблоком, говоря
ласково: «Кушай... кушай, пожалуйста...» Этими словами рассказ заканчивается.
Сам
факт выбора, который приходится делать Лютову, глубоко трагичен. Убить человека
— нарушить внутренний нравственный закон. Не убить — значит обречь его на более
медленную и мучительную смерть. Как будто Афонька Вида совершает акт милосердия,
добивая Долгушова и тем самым творя добро. Однако казака уже заразила страсть к
убийству. Он готов убить своего друга Лютова только потому, что ему видится в
словах Кирилла невысказанный укор. Сам Бабель сознавал, что не правы тут оба.
Лютов из-за чувства жалости не может прекратить мучения Долгушова. Вида же
готов расправиться с другом только за то, что неспособность Лютова к убийству
вынудила Афоню взять грех на себя. Писателю ближе всего позиция Грищука,
способного предотвратить бессмысленное убийство и пожалеть «очкастого»,
перенесшего, наверное, самое сильное потрясение в своей жизни.
Жестокость
гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать
хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое
убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только
Долгушов, страдают и Лютов и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую
не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и
командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель. И тот же
Афонька Бида предстает у него то почти как святой, «обведенный нимбом заката»,
то почти как дьявол, несущий «холод и смерть»
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта coolsoch/
Другие работы по теме:
Тема войны в русской литературе 2
Тема войны в русской литературе В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава.
Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени
Тема: «» Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» изображал судьбы людей в то не простое для страны время на примере казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии.
Художественное своеобразие рассказа.
Автор: Бунин И.А. И.А.Бунин «Лапти» Сочинение Художественное своеобразие рассказа. В рассказе «Лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта история. Стихия жизни, её многообразие сравнивается со стихией природы и неизвестностью завтрашнего дня.
О стиле Исаака Бабеля ("Конармия")
Громоздясь и сталкиваясь в тексте "Конармии", стилевые бабелевские антиномии создают эффект задержанного движения. Наметившись, - оно прерывается, образовав конфликт, - не развивает его, наполнившись противостояниями, - не снимает их.
Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь
“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. “Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.
И.Э. Бабель: человек в огне гражданской войны и революции
И.Э. Бабель: Человек в огне гражданской войны и революции. "Писатель и революция 1917г.", "Интеллигенция и революция" - эти темы кажутся сегодня использованными и устаревшими. А, между тем, они не получили еще своего исследователя, способного оценить их не с позиции политического обозревателя, а отстранено и не путая эстетику с политической злободневностью.
Поэзия прозы
В небольшом шедевре И:Бабеля "Конармия", написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое предложение: "Мы представляли мир, как цветущий сад, по которому гуляют красивые женщины и лошади".
О романе И. Бабеля Конармия
Автор: Бабель И.Э. Широкому кругу читателей Бабель стал известен в 1924 году, когда Маяковский напечатал в “Ледое” несколько новелл молодого автора. Вскоре после этого вышла в свет “Конармия”. Ее перевели на двадцать языков, и Бабель стал известен далеко за пределами страны. Для советских и зарубежных читателей он был одним из самых примечательных писателей своего времени.
Конармия И.Бабеля
"Конармия" И.Бабеля Автор: Бабель И.Э. Бурка начдива Павличепки веяла над штабом, как мрачный флаг. И. Бабель Бабель прибыл в Первую конную армию в качестве корреспондента газеты "Красный кавалерист". Если представить себе привилегированное казачество тех лет, из которого в основном и состояла конармия, вспомнить о том, что на службу казаки приходили надолго, на двадцать лет, а во время службы не привыкли бедствовать — обеспечивали себя за счет гражданского населения, добавить к этому почти поголовный антисемитизм среди донских казаков, то легко понять, в какое адское окружение попал молодой еврейский интеллигент, несуразный штатский в очках, не умеющий даже ездить верхом.
Анализ новеллы У святого Валента из романа Бабеля Конармия
Ведущее место в творчестве Бабеля занимает роман «КОНАРМИЯ». Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Большинство романов состоит из глав, а «КОНАРМИЯ» -из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой – Кирилл Васильевич Лютов.
Изображения человека в экстремальных условиях
Автор: Шолохов М.А. Тема “Изображения человека в экстремальных условиях войны” является довольно актуальной в произведениях писателей 20 века. В романе Бабеля “Конармия”, в новелле “История одной лошади” и в рассказе Шолохова “Жеребёнок” показано поведение людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, в которых всё равно проявляется человечность в трогательных ситуациях.
Бабель
Рецензия на рассказ И. А. Бабеля «Линия и цвет». Имя И. А. Бабеля часто ассоциируется со сборником рассказов «Конармия», с темой гражданской войны, и немногие пытаются выйти за рамки сложившегося стереотипа. А ведь XX век в искусстве, особенно в русской литературе, характеризуется удивительной неоднозначностью, многомерностью содержания, сложностью форм… Именно в Советской России появляются такие художники, как Маяковский, ищущий новую форму, но наполняющий ее вечным содержанием, несмотря на попытки уйти от вечного, и Есенин, загадка жизни и творчества которого до сих пор мучает исследователей, и Булгаков, преподнесший тему гражданской войны в «Белой гвардии» так, что до сегодняшнего дня этот роман восхищает не только читателей, но и критиков.
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века
Автор: Бабель И.Э. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.
Просвещенный тот, кто понимает смысл своей жизни По книге Бабеля Конармия
Двадцатый век принес России множество потрясений, войн, несчастий. Происходили такие события, разобраться в которых было очень сложно. Главным событием в историческом развитии России XX века была революция, которая перевернула уклад и образ жизни всех людей. Найти себя в этом водовороте событий, не растерять свою душу было самым главным.
Смысл названия рассказа Шолохова Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Автор и герой в романе И. Бабеля "Конармия"
Бабель и его роман "Конармия". Художественное своеобразие романа. Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля "Конармия". Вера в необходимость революции и войны, крови и смерти ради будущего.
Гавро, Лайош
Введение 1 До 1917 года 2 Гражданская война 3 После Гражданской 4 Арест и смерть 5 Факты Список литературы Введение Ла́йош Га́вро (в СССР также Гавро, Людовик Матвеевич) (28 декабря 1894, Брашов — 23 мая 1938) — венгерский интернационалист, активный участник Гражданской войны в России.
План Анаконда
— долговременная стратегия борьбы с Конфедерацией, разработанная в начале Гражданской войны в США и предполагавшая блокаду южных портов и установление контроля над рекой Миссисипи. План был предложен генералом Уинфилдом Скоттом, который, в отличие от многих современников, не верил в быстрое завершение войны.
Пятая колонна
Пя́тая коло́нна (исп. Quinta columna) — наименование агентуры генерала Франко, действовавшей в Испанской республике во время Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг. В широком смысле — любые тайные агенты врага (диверсанты, саботажники, шпионы, провокаторы, террористы, агенты влияния).
О стиле Исаака Бабеля Конармия
О стиле Исаака Бабеля ("Конармия") В. В. Эйдинова Приступая к непростой задаче анализа стиля большого художника, мы опираемся не просто на ставшее очевидным для литературной науки современности представление о том, что автор "овнешняет", "опредмечивает" себя, свое видение в специфической для него стилевой форме.
Исаак Бабель
Бабель Исаак Эммануилович (894–) — выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Литературную работу начал в 1915 в журнале Горького «Летопись» рассказами из еврейского быта Одессы.
Вишневский В.В.
Русский советский писатель. Родился в Петербурге в семье землемера, крупного межевого инженера.