"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы".
К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
1 Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции:
Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно рижавшимся к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - распространенный в византийском искусстве тип изображения - по-гречески называлось "Елеуса", а по- русски обозначалось как "Умиление". Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ - мафорий - одежду замужних палестинских женщин, а на мафории - звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного "до рождества, в рождестве и по рождестве".
Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили, что у Марии " лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены". Но эти благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима
от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления.
Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери Елеусы и всей богородичной иконографии. " ... Одна из тем византийского искусства 11-12 веков - тема божественной любви, выражаемой в формах человеческой...
В культуре конца XI-XII вв. "страстная" тема, тема любви приобрели особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой "драматической" литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими элементами? прежде всего с изображением лобзания - "Сретение" и "Оплакивание".
... На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае "Богоматерь и пророки", "Богоматерь влахернская", а также на примере "Владимирской богоматери" мы прослеживаем различные иконографические прототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота.
В данном разделе мы также привлекаем литературные параллели из сферы светской словесности. Нам представляется весьма плодотворным проследить параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух сферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовного романа, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый роман предусматривал и символическое восприятие. Византийский роман - это аллегория любви. Тема "любви" .... смыкается и с содержанием этой сферы литературы. Единый символический способ мышления, универсальный для средневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Тема божественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и "Оплакивания" как ни парадоксально имеет точки соприкосновения с темой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе.
В произведениях изобразительного искусства XI - XII вв. древние прототипы становятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как в искусстве X века, но и для глубокого переосмысления...
... Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию
Другие работы по теме:
Бизнес-идеи для начинающих предпринимателей
Бизнес-идеи для начинающих предпринимателей Департаментом развития субъектов малого и среднего предпринимательства и туризма Администрации Ростовской области, для поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, было проведено маркетинговое исследование, с целью формирования перечня бизнес – идей для граждан, желающих организовать собственное дело.
Успение Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно “строгим” Успенским постом.
Гюго в. - Квазимодо как образец духовной красоты
Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Ближе всех в этом вопросе подошли к решению древние греки. Но впоследствии о физическом совершенстве как то забыли наступало средневековье.
Добро и зло в романе Гюго Собор парижской Богоматери
Виктор Гюго - великий французский писатель - прожил длинную жизнь, на протяжении которой много и плодотворно работал и оставил огромное творческое наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он создал немало поэм, стихов, драматических произведений, но для многих читателей Гюго, в первую очередь, автор известных романов «Человек, который смеется», «Труженики моря», «Девяносто третий» и т.п..
Добро и зло в романе Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго – великий французский писатель - прожил долгую жизнь, в течение которой много и плодотворно работал и оставил потомкам огромное наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он написал множество поэм, стихов и драматических произведений. Кроме того, Виктор Гюго - автор известных романов «Человек, который смеется», «Девяносто третий».
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса).
Богоматерь Белозерская (Умиление)
История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим.
Икона «Богоматерь Владимирская»
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная.
Богоматерь Донская
Феофан Грек "Донская Богоматерь" Написан : Хваталина Ира Класс : 11-3 УВК : 1828 Проверен : Оценка : 1999 Год
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Шартрский собор
Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе. Собор, в котором хранились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу.
Симон Ушаков
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы
Доклад: “Богоматерь Донская” (ГТГ). Интерпретация темы “Богоматери Елеусы”. К ... добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху.
Монастырь Богоматери Махерас
Монастырь Богоматери Махерас - один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия.
Об иконах Богородицы
Главные сведения о жизни Богоматери. Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции. Иконография Богоматери. Влияние икон Богоматери на жизнь средневековой Руси.
Образ Богородицы в русской иконе
Образ Богородицы в русском искусстве. Источники формирования образа Богородицы в иконографии. История становления русской иконографии Богоматери. Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии. Наиболее значимые русские иконы Богородицы.
Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи
Искусствоведческо-терминологический словарь по иконографии Древнерусской живописи. В алфавитном порядке даны определения, описания (краткие содержания) основных сюжетных направлений русской христианской православной иконописи от истоков до начала XVI в.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Дионисий
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя.
Феофан Грек
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
Нагайка
— короткая конская плеть круглого сечения, разновидность оружия. Знак есаула и пристава на кругу. В повседневной жизни — знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.
Алипий Печерский
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский (? — 1114 г.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец. Память совершается (по юлианскому календарю) 17 августа и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Сотио, Альберто
(итал. Alberto Sotio, также иногда Alberto Sozio; 2-я пол. XII в. – нач. XIII в.) — итальянский художник. Имя мастера было обнаружено на расписном кресте из собора в Сполето. В нижней части распятия под изображением черепа Адама сохранилось дата – 1187 год от Р.Х, и фрагмент подписи « OPUS ALBERTO SO», т.е. «произведение Альберто Со…».
Балачка
Введение 1 Кубанская балачка 2 Донская балачка 3 Горская балачка 4 Современность Балачка используется в странах Казачьи регионы России, на этом языке говорят человек ~ 500000 чел., Смешанные языки, его письменность кириллица
Мастер синих распятий
– (итал. Maestro dei Crocifissi Azzurri; работал в 3-й четверти XIII в. ) - итальянский художник умбрийского или эмилианского происхождения. Среди работ, причислявшихся к «школе Джунта Пизано», английский исследователь Эдвард Гаррисон выделил расписные кресты, на которых фон прописан синей краской.
Белыничская икона Божией Матери
Введение 1 Версии о происхождении иконы 2 Вид иконы 3 История Список литературы Введение Белыничская икона Божией Матери Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.
Братья Ленен
План Введение 1 Биография 2 Наследие Введение Луи Ленен. Счастливое семейство, 1642. Лувр Братья Ленен (фр. Le Nain), Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 -20 апреля 1677) — французские художники.
Кранах
Кранах (Cranach) - прозвище двух нем. художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).