»
Автор: Булгаков М.А.
Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции. Уже само название романа связано с гетевским “Фаустом”. Именем “Маргарита” он напомнил читателю о главной героине трагедии Гете — возлюбленной доктора Фауста. Одного этого, я думаю, будет достаточно, чтобы заметить связь этих двух великих произведений, не считая других тонких намеков автора.
Главная идея романа, которая впоследствии раскрывается в нем полнее, заключена в эпиграфе:
... так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо...
Во-первых, этот эпиграф еще сильнее дает нам прочувствовать связь “Мастера и Маргариты” с “Фаустом”. Во-вторых, в нем содержатся огромный смысл и идейное содержание романа. Если говорить о глубоком философском смысле отрывка из “Фауста”, то сперва хочется отметить стремление автора показать силы добра и зла, показать их рядом. Булгаков в своем благородном стремлении сломал психологию и идеологию человечества, которая основывалась на том, что добро и зло — две вечно борющиеся и противостоящие друг другу силы. В понимании людей, они не име ли ничего общего между собой. Для людей зло было злом, а добро добром — две противоположности, которые нельзя было объединить. Но это глубокое" заблуждение. Не понимая, человек не видел истинной природы вещей. Даже с чисто логической точки зрения все противоположное притягивается. В данном случае тоже самое в мире, во Вселенной, где все взаимосвязано: не может быть добра без зла и света без тьмы. Человек себя считает венцом, венцом чуть ли не всей Вселенной. Но как он может себя приравнивать к Богу, когда он только разрушает и лишь немногие стремятся к созиданию. А все отчего? От неверия и от незнания. Творить зло и совершать при этом добро, что казалось бы нелепей, а ведь оно так и есть. Это нам и доказывает Булгаков в своем произведении.
Раньше даже считалось, что дьявол всего лишь ведает делами земными, бренными делами, материальными, в то время как Господь ведает вечным и духовным. Не следует забывать и того, что дьявол — это подлинный ангел.
По своей сути роман очень глубок, он затрагивает такие важные вопросы, как: кто же заведует жизнью человека, в чем смысл этой жизни, велики ли границы человеческого разума и вопрос истины. На все эти вопросы односложно ответить трудно и на это уйдет много времени — годы, а может, и десятилетия.
Я думаю, Булгаков выполнил свою главную задачу, которую поставил перед собой, написав “Мастера и Маргариту”. Он зажег в человеке веру. Ведь главное высечь искру, а там человек поймет все сам и сумеет найти в себе веру, в себе же самом.
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе м. булгакова мастер и маргарита
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла.
Иешуа и Понтий Пилат
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — необыкновенное, завораживающее произведение, которое еще много раз нам захочется взять в руки и читать с тем же трепетом, интересом, как и в первый раз.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе».
Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит
Через весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита» проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты.
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.
Размышления о романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Три мира в романе Булгакова Мастер и маргарита
Три мира в романе Булгакова "Мастер и маргарита" Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания.
Писательская трагедия Мастера.
Автор: Булгаков М.А. Одним из главных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Христианские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Христианские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы библейскими заповедями.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».