Сатирические образы в романе Тургенева "Отцы и дети"
Автор: Тургенев И.С.
На протяжении веков литература, словно зеркало, отражала реальность мира, изобличала все её ошибки. Литература возбуждала в людях презрение к порокам, разжигала неприязнь к несовершенству одной личности, указывала на язвы целого общества. Авторы подбирали тонкие, острые слова, сочетали и комбинировали приемы, чтобы зацепить читателя глубже, заставить его задуматься. Так родилась сатира – разновидность литературы, обличающая действительность. За время своего существования сатира создала уникальною художественную палитру, которая помогает автору добиться иронического восприятия того или иного героя или сцены: абсурды, «говорящие фамилии», незначительные детали, гиперболы (небольшие преувеличения).
В середине девятнадцатого века русская сатира переживает свой расцвет. Она проникает в романы и драмы. Сильнейшая социальная напряженность, столкновение нового и старого идеологических течений оказываются в эпицентре литературных произведений. Средством оценки отрицательных сторон «нового человека» и «предшественника» стала сатира. Например, для характеристики нового поколения в романе Тургенева «Отцы и дети» она применялась к конкретным образам: Кукшиной и Ситникова.
Сочетания приемов комического не позволяют читателю воспринять их двояко. Персонажи являются своеобразными шаржами на нигилистов, обнажая невежество пародируемого.
Благодаря портрету Кукшиной, включающему ряд незаметных, но значимых деталей («растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье», «говорила и двигалась очень развязно, и в то же время неловко», «все у ней выходило неестественно») читатель сразу воспринимает персонаж несерьёзно, с невольным презрением. Да и фамилия удачно дополняет портрет. В старину кукшей называли неопрятно, неуклюже одетую женщину. Завершают комичность образа абсурды: «Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санда. Отсталая женщина и больше ничего! Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем!», «А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику. И знаете ли, с какой целью? Куклы делать, головки, чтоб не ломались».
Аналогично выстраивается и описание Ситникова. Этого персонажа автор тоже наделил «говорящей» фамилией. По церковно-славянскому словарю, слово «ситник» означает речную траву, даваемую в корм коровам. Даже его портрет вызывает неприязнь и чувство отвращения: «Тревожное и тупое выражение скрывалось в чертах его прилизанного лица». В этом герое раздражает все: его голос («смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом»), поведение («не выходит, а выскакивает», «перепрыгивает через канавку, забегает то справа, то слева»), отсутствие собственного мнения («Я надеюсь, вы не от губернатора? – Не надейтесь, мы прямо от него. – В таком случае и я к нему пойду!»).
Внимание читателей акцентируется на необразованности, невоспитанности героев, которую они отчаянно пытаются выдать за слишком глубокое понимание предмета. Кукшина и Ситников упиваются своей «уникальностью», «избранностью». Они прикрывают свою неграмотность принадлежностью к модному направлению, которое возвышает их в собственных глазах. Что возвращает нас к словам, сказанным Павлом Петровичем: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Для Кукшиной и Ситникова это всего лишь оправдание собственной несостоятельности. Убеждает нас во мнении о персонажах и презрительное отношение к ним идейного «учителя» нигилизма, главного героя романа – Базарова.
Называя себя «учениками» эти персонажи доводят до абсурда идеи, искажая их и придавая им нелепость. Они мнят себя распространителями учения, которого, в сущности, не понимают. Сам же Базаров на их фоне выглядит бездушным манипулятором. Для него они лишь средство достижения цели – безымянная масса, созванная для того, чтобы «обжигать горшки».
Роман Тургенева, написанный в 1861 году, вызвал множество споров и дискуссий. Проблематика, раскрытая в романе, близка и современному читателю. До сих пор найдутся те, кто будет с неизмеримой гордыней стремиться подчинить себе других, не рассуждая, а настаивая, как и те, которые пойдут за ними, не ради идеи, а ради моды.
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - Образ е. базарова в романе и. с. тургенева отцы и дети
В романе. Отцы и дети И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова одного из представителей новой зарождающейся в России социальной силы разночинной интеллигенции. Образ его необычен а поэтому знакомясь с ним с его судьбой мы открываем для се Большую роль в романе играют сцены споров.
Женские образы в романе Ивана Тургенева Отцы и дети
Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.
Сатирические образы в романе Ивана Тургенева Отцы и дети
В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" разносторонне, точно и с изрядной долей объективности, как отмечают многие критики, изображена Россия конца 50-х гг. XIX в. со всеми присущими ей проблемами и противоречиями. В этом произведении ясно ощущаются трагические мотивы, вызванные горечью автора, его переживаниями и поисками выхода из кризиса, постигшего Россию накануне реформы.
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева Отцы и дети. 2
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Автор: Тургенев И.С. ...Но как на свете без любви прожить? Из песни В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи.
Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» многогранна. Система действующих лиц выстроена автором так, что отношения героев с Базаровым раскрывают характер каждого из них и в то же время позволяют выявить сильные и слабые стороны мировоззрения главного героя, понять его характер, причины его одиночества, оттенить те или иные черты его личности.
Автор и его герой в романе Тургенева Отцы и дети
Автор и его герой в романе Тургенева "Отцы и дети" Автор: Тургенев И.С. В 1862 году Тургенев написал роман «Отцы и дети» , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодёжи, выразив своё отношение к герою.
Значение сюжетной вставки о княгине Р. в романе И. Тургенева Отцы и дети.
Автор: Тургенев И.С. Очень интересна в романе история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд это обычная история жизни, помещенная в роман, чтобы удовлетворить любопытство читателя и отчасти объяснить нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и становится ясно, что этот эпизод символичен, а потому значителен.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Авторская позиция в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд.
Почему одинок Базаров по роману Отцы и дети
Почему одинок Базаров (по роману "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев признался, что прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач Дмитриев, умерший незадолго до 1860 года.
Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.
Любовь в жизни героев в романе Отцы и Дети
Любовь в жизни героев в романе "Отцы и Дети" Автор: Тургенев И.С. Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится.
Визит к Евдоксии Кукшиной. Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева Отцы и дети.
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."
Героини романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы.
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Проблема "Отцов и детей"-2
Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.
Роль эпилога в романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. В романе «Отцы и дети» роль эпилога играет двадцать восьмая глава. Это – итог, который автор подводит под романом, описывая кратко события, произошедшие с героями после событий романа, показывая, что обычно происходит с людьми, сходными с описанными в романе после событий с ними, похожих на события романа.
Смысл названия романа И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
Образы отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки.
Тургенев Отцы и дети
В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" изображена Россия конца пятидесятых годов 19 века, в то время когда демократическое движение только-только набирало свою силу. И в результате этого возникает конфликт между разными слоями общества- между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.