»
Автор: Толстой Л.Н.
С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”. Помогает герою выйти, из этого кризиса “Платоша”. Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ — Платон Каратаев?
Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все... чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”. Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. “А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи...” Речь Платоши — певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться — Бог смерти не даст” и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, — вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа “Война и мир” — это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого 'это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Суть натуры Каратаева — это любовь. Но также особенная — это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, — символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.
Другие работы по теме:
Толстой л. н. - война и мир
И началась война то есть совершилосьпротивное человеческому разумуи всей человеческой природе событие. Л. Толстой Что такое. Война и мир писал. Толстой по поводу формы своего произведения. Это не роман еще менее поэма еще менее историческая хроника.
Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон.
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ' романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить пользу окружающим, жизнь ради жизни, жизнь в смирении и бесполезную жизнь людей, мертвых духовно.
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого Война и мир 3
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас.
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого Война и мир 2
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” построен на антитезе. В этом произведении мы наблюдаем сосуществование противоположностей, их борьбу и их сочетание, называемое жизнью. Борьба и сочетание противоположностей берут начало в названии романа и наполняют его вплоть до последних строк эпилога.
Красота человеческих отношений в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Образ Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого
Автор: Толстой Л.Н. В своём замечательном романе «Война и мир» Л.Н.Толстой поставил ряд важнейших вопросов современности. Одной из основных проблем является проблема жизни крепостного человека.
Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Жанр романа Л. Н. Толстого “Война и мир” определяется как роман-эпопея. Действительно, данному произведению присущи особенности такого жанра: большой объем, протяженность во времени описываемых событий, множество сюжетных линий и, конечно, большое количество персонажей, изображение важных для страны исторических событий.
Тема чести и бесчестья в романе Л.Н. Толстого Война и мир.
Тема чести и бесчестья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Автор: Толстой Л.Н. "Война и мир" является не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим шедевром мировой литературы XIX века, как оценил роман М. Горький.
Философские искания Толстого: "мысль народная"
И в художественном творчестве, и в философских своих исканиях Толстой стремится к абсолютной ясности, к высокой простоте. Речь идет не о нарочитом упрощении сложного, но о полном понимании - результате глубоких и всесторонних размышлений.
Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир
Сочинение. "Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
Герои романа Война и мир
Герои романа "Война и мир" Автор: Толстой Л.Н. В основу оценки героев своей книги Л.Н.Толстой положил "мысль народную". Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины.
Образ автора в романе Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Значение автора в его романе “Война и мир” велико: личность Толстого проявляется во всем, что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает свое отношение к ним.
Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
Портрет как средство характеристики героев Л.Н.Толстого в романе Война мир
Автор: Толстой Л.Н. Роман «Война и мир» считается одним из величайших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Л.Н.Толстой проявил в нём свои таланты гениального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как огромные исторические события, так и духовные искания отдельно взятой личности.
Народная война в изображении Л. Н. Толстого
Автор: Толстой Л.Н. (По роману “Война и мир”) Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Именно так изображает в своем романе-эпопее эту эпоху Л.
Ирано-византийские войны
Введение 1 Ирано-византийская война 420—422 годов 2 Ирано-византийская война 502—506 годов 3 Ирано-византийская война 526—532 годов 4 Ирано-византийская война 542—562 годов
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война