ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА. ГРОЗА ОСТРОВСКИЙ
А. Н. Островский в очерке «открыл» страну, до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье>. Это земля, живущая традициями седой старины, - <темное царство>. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает <темные> стороны купеческой жизни. Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу>, - восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир <тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия>. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: <А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать>. Феклуша - ярая защитница суеверий, воплощение невежества, ее слушают невежественные жители города Калииова и верят ее рассказам. Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова - богатая купчиха, вдова. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Она выразитель идей и принципов «темного царства». Она очень богата. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье - бесчеловечный деспот и тиран. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара н-училась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой. У них очень много общих черт. Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Дикой считает, что гроза - божье предзнаменованье. Он постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дикого - приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают. Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) - это самая зловещая фигура в городе. Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая <с неба упала>. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них <день и ночь работа>. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. <Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних> - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города. Бесчеловечным нравам <темного царства> все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов <темному царству>, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в <темном царстве> изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в <Грозе>, он распространил на всю царскую Россию: <Русская жизнь и русская сила вызваны художником в <Грозе> на решительное дело>.<Гроза> - не единственная пьеса Островского, которая обличает жестокие нравы купечества.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Пьеса а. н. островского гроза
В 1856 году Александру Николаевичу Островскому пришлось ближе познакомиться с Волгой и волгарями. Морское министерство снарядило в тот год экспедицию для описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и больших рек Европейской России. Островский должен был составить описание верхней Волги - от истоков до Нижнего Новгорода.
Островский а. н. - Город калинов
Александр Николаевич Островский крупнейший драматург прошлого столетия. Егознаменитые пьесы и по сей день входят в репертуар многих театров. России. Он начал необыкновенно писал о нем И. С. Тургенев. После того как.
Быт и нравы губернского города NN по поэме Гоголя Мертвые души
Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н.
В темном царстве драма Александра Островского Гроза
А. Н. Островский, как истинно талантливый художник, всегда актуален и современен. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.
Образ Кулигина в пьесе Островского Гроза
А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.
Нравы дома Кабановых в драме Островского Гроза
В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.
Быт и нравы Темного царства по драме Островского Гроза
Великий русский драматург А.Н. Островский хорошо знал российскую провинциальную жизнь, изображая ее тонко, точно и живо. На примере городка Калинова, в котором происходит действие драмы «Гроза», Островский показал глубокие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним лоском и кажущимся благополучием.
Бытовой образ провинции в пьесах Александра Островского
Драматург А.Н. Островский – это признанный мастер изображения купеческого и дворянского быта. Из-под его пера вышли злободневные пьесы – описания нравов высшего света XIX в., которые остаются во многом актуальными и сегодня. Островский открыл читателю широкую панораму жизни дворянского и купеческого сословий в провинции, он вывел на авансцену все пороки высшего общества, тщательно скрываемые за тяжелыми запорами и прикрытые мишурой добропорядочности, осветил тайную семейную жизнь и бесчинства деспотичных самодуров.
Сила и народные истоки характера Катерины в пьесе Островского Гроза
Описывая мрачную, деспотичную атмосферу "темного царства", в пьесе "Гроза" А. Н. Островский создает яркие образы "самодуров русской жизни". Они — воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой — человек грубый, невежественный и жадный.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Бабушка Акулина Ивановна
Автор: Горький М. «Детство» Максима Горького – автобиографическая повесть. В ней описываются быт и жестокие нравы мещанской среды, в которой вынужден расти мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша сталкивается со многими людьми, и хорошими, и плохими. Но есть среди них человек, которому принадлежит особая роль.
Проблемы человеческого достоинства в пьесе Гроза
Проблемы человеческого достоинства в пьесе "Гроза" Автор: Островский А.Н. Достоинство - это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии.
Характеристика города Калинова и его жителей по Грозе Островского
Автор: Островский А.Н. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется», – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной.
Город Калинов и его обитатели
Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством.
"Жестокие нравы" города Калинова
Открывается занавес. И взору зрителя представляется высокий берег Волги, городской сад, гуляющие и беседующие жители прелестного городка Калинова.
Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы.
Что отличает Катерину от обывателей города Калинова
Автор: Островский А.Н. А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория— угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный.
Темное царство в драме А. Н. Островского Гроза Дикой и Кабаниха
Автор: Островский А.Н. “Гроза” — удивительнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта. И, С. Тургенев Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н.
Быт и нравы города Калинова по пьесе А.Н.Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире. Н.А. Добролюбов. Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями.
До чего же Россия грустна... по поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. В поэме Гоголь раскрывает множество болезней русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право. Показывая различные характеры, автор выделяет в них общее: все они – «мертвые души». От истощающего бесплодные мечтания Манилова до «прорехи на человечестве» Плюшкина.
Образ Катерины в драме А.Н.Островского Гроза
Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу.
Быт и нравы города Калинова
Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, — это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом.
Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть.
Нравы и запреты
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.