Есть ли положительные герои в романе "Мастер и Маргарита"?
Автор: Булгаков М.А.
Есть ли положительные герои в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»? Над этим вопросом я хочу поразмышлять в своем сочинении. Я считаю, что положительных героев в романе нет, так как даже сам автор, описывая какие-то мелочи их внешности, поведения, показывал свое отнюдь не положительное отношение к ним.
Начнем с самого яркого героя этого великолепного романа Воланда. Булгаков описывает его так:
«Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Первый глаз черный, левый - почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».
Возникает тогда вопрос, где же Булгаков показывает свое отношение к Воланду? И люди знающие, что Булгаков был врачом, а именно врачом-сифилитологом, сразу укажут на глаза. Ведь разный цвет глаз это отнюдь не мистика, а симптом далеко зашедшего сифилитика. И врятли после того можно сказать, что Булгаков положительно относиться к своему герою. А уж если автор сделал героя отрицательным, то и мы должны его воспринимать точно так же. Хотя многи критики считают что Воланд - это воплощение истину, то есть они делают его положительным героем. Но почему? Воланд же сатана, а сатана не может быть хорошим. Да он наказывает людей за пороки, но как он это делает. Сначала он проверяет людей, выявляет эти пороки, а потом просто их разжигает. А вот тут и настает час расплаты, люди просто попадают в руке к сатане. Это доказывает то что он надсмехается над ними.
Можно много приводит доказательств относительно Воланда , но возьмем следующего героя Иешуа. Положительный ли он герой в глазах Булгакова. Скорее всего, нет, вспомним разговор Понтия Пилата и Иешуа. «Иешуа заискивающе улыбнулся, шмыгнув носом». Неужели положительный герой может так сделать. Вот, например, как говорит диакон Кураев об Иешуа и отношении Булгаков к нему: « Нельзя не заметить, что в московских главах романа Булгаков с полной своей симпатией и авторским сочувствием описывает тот погром, который устроила Маргарита в литературной Москве. Значит сам Булгаков идеологии Иешуа все добренькие, все хорошие не сочувствует». И я полностью согласна с его мнением. Даже его создатель, Мастер не разделяет с ним одну идеологию. Иешуа - это прототип Христа, но здесь он показан совершенно с другой стороны. Здесь не показан не тот Христос, за которым шли люди, не тот который пытался наставить всех на путь истинный. Здесь показан Христос, который был выгоден Воланду, ведь роман который писал Мастер, был заказан им. А уж если Иешуа был связан с Воландом, то это уж точно не делает его хорошим героем.
Теперь возьмем создателя Иешуа, Мастера. Может быть, он окажется тем самым хорошим в глазах Булгакова. Давайте вспомним предысторию мастера. И вот что мы узнаем: он работает в музее. Да на первый взгляд это совершенно положительное качество, потому в советском союзе человек, работающий в музее это внутренний эмигрант, то есть он скрывается от все этой политической суеты. Но вот тут возникает вопрос, в каком именно музее работает Мастер? Казалось бы Булгаков не дает никаких намеков на это. Но в конце двадцатых годов в стране только один музей и это музеё революции. И врятли для Булгакова это положительная черта, так как Михаил Афанасьевич был антисоветским писателем. Да и как человек, который заключает сделку с дьяволом, может быть хорошим? Да он пытается сжечь роман пытается забыть все, но не может этого сделать. Потому что теперь он в руках Воланда. И это сильно отталкивает читателя от Мастера.
Но вот следующий персонаж наоборот чаще всего вызывает симпатию. Это Иван Бездомный, но хотел ли Булгаков показать его таким? Существует много версий, но все, же мне кажется, что Иван отрицательный герой в глазах Булгакова. Ещё раз повторюсь, Михаил Афанасьевич называл себя антисоветским писателем, а это и есть главная причина того, что Бездомный отрицательный герой в его глазах. После всех событий произошедших в Москве, Бездомный становиться профессором философии и истории. И вот именно на этих основаниях критики делают вывод, что Иван положительный герой, ведь он стал профессором истории. Но как совершенный неуч смог за семь лет так хорошо выучить историю? И вот здесь я соглашусь с дьяконом Кураевым, который сказал, что не профессором истории становиться он, а философии. Именно в философии в те времена можно было добиться такой карьеры. Нужно всего лишь было принять советскую идеологию. То есть «стать отличником» в промывке мозгов. Следовательно, он явно не мог стать положительным героем в глазах антисоветского писателя.
Ну и наконец, Маргарита. Давайте обратимся опять к детальному описанию. А именно Булгаков пишет: «…….заливаясь хохотом и отплевываясь….».Неужели по истине положительная героиня Наташа Ростова могла так сделать? Или вот « Улыбнулась, оскалив зубы». Представим Татьяну Ларину любимую героиню Пушкина, которая оскалила бы зубы. Это не возможно, потому настоящий положительный герой никогда не будет перенимать черты отрицательного. А, следовательно, и Маргарита в глазах Булгакова не была хорошей. Да и в моих глазах Маргарита не вызывает симпатии. Все говорят о том, что это образец преданной любви, но я это не увидела. Мастер находится в психушке, а она тем временем, забыв про него веселится на балу, она, имея возможность вернуть его, просит за Фриду. И вот как она объясняет свой поступок.
«Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду». Многие скажут, что это милосердие. Но она сама отрицает это, когда Воланд задает ей это вопрос. А это значит, что себя и свои чувства она ставит выше своей любви.
Итак, разобрав всех главных героев это романа, я могу сделать такой вывод. Булгаков это писатель, который оставил право за читателем ставить свои оценки. Но в то же время четко показывает свою отрицательную позицию к своим героям. Ну и самый главный вывод, что в этом романе нет положительных героев. Но для чего тогда Булгаков создал его? Булгаков видел в своем романе седьмое доказательство бытия божия, ведь не зря третья глава его романа называется «Седьмое доказательство».
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе м. булгакова мастер и маргарита
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла.
Размышляя над страницами романа Мастер и Маргарита
Михаил Булгаков — знаменитый русский писатель, создавший многие произведения, интересные и по сей день. Этот удивительный человек, к сожалению, умер в 1940 году, оставив на письменном столе роман, который сочинял двенадцать лет и которому суждено было увидеть свет только спустя почти тридцать лет.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе».
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” впервые вышел в свет зимой 1966-1967 года. Этот роман, реалистический, фантастический, гротескный, с такими неожиданными для той атеистической эпохи образами дьявола и Иешуа Га-Ноцри, сразу же вызвал огромный интерес.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 2
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении Булгакова к сатане. Если для Гоголя и Достоевского дьявол — это воплощение зла, то Булгаков пишет о сложном переплетении добра и зла в жизни.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 3
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" – очень неоднозначное и необычное произведение. Автор посвятил ему последние двенадцать лет своей жизни. Писатель вложил в этот роман все: свой талант, свои мысли, свою душу. Это произведение настолько многопланово, что даже жанр его определить невозможно: и бытовой, и социальный, и любовный, и фантастический.
Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит
Через весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита» проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты.
Центральный образ в романе Мастер и Маргарита
Центральный образ в романе - образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь. Создавая образ Маргариты, автор использовал такие художественные средства, как портрет, речевую характеристику, описание поступков героини.
Размышления о романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Герой-интеллигент в прозе Булгакова
Образ героя-интеллигента типичен для произведений М.А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» – все эти герои обладают, как правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат, скорее, к старому миру.
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Три мира в романе Булгакова Мастер и маргарита
Три мира в романе Булгакова "Мастер и маргарита" Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Три мира на страницах романа "Мастер и Маргарита"
Роман «Мастер и Маргарита» - загадка. Каждый человек, который прочитал его, открывает в нем свой смысл. Текст произведения настолько насыщен проблемами, что основную найти очень сложно, я бы даже сказала, невозможно.
Маргарита III графиня Фландрии
Введение 1 Биография 2 Родословная Список литературы Введение Маргарита Дампьер или Маргарита Мальская (фр. Marguerite III de Flandre; нидерл. Margaretha van Male; 30 апреля 1350—16/21 марта 1405) — графиня Фландрии (Маргарита III) с 1384, графиня Невера (Маргарита I) 1384, Ретеля (Маргарита I) 1384—1402, пфальцграфиня Бургундии и графиня Артуа (Маргарита II) с 1384 из династии Дампьер.