Гоголь Николай Васильевич (1809, местечко Великие Сорочинцы Полтавской губ. - 1852, Москва) - писатель. Род. в семье помещика, увлекавшегося театром писавшего на украинском языке водевили (см. статью Гоголь-Яновский). В имении отца Гоголь приобрел богатые впечатления, послужившие основой его творчества. Он рано начал писать стихи, много читал: Большую роль в его жизни сыграло религиозное воспитание, полученное от матери.
Поместье Гоголей-Яновских Васильевка.
Церковь в Васильевке.
В 1818 - 1819 учился в Полтавском уездном училище, затем частные уроки позволили ему поступить в 1821 в Гимназию высших наук в Нежине. Учился Гоголь плохо, т.к. был увлечен чтением, театром, живописью. Еще не осознав свое призвание, Гоголь мечтал о жизни в Петербурге, стремился к какой-то великой службе на государственную пользу.
В 1828, окончив гимназию, Гоголь отправился в Петербург, где безуспешно искал место. Издав под псевдонимом "идиллию" в стихах "Ганц Кюхельгартен", он был принужден насмешками критиков скупать и жечь в печке свою книгу. Только в 1829 ему удалось стать чиновником департамента с ничтожным жалованьем. Гоголь возненавидел службу, но получил большой материал для будущих произведений.
В 1830 - 1831 Гоголь познакомился с М.П. Погодиным, А.С. Пушкиным, М.С. Щепкиным и др., найдя в них дружеское участие и понимание. В 1831 - 1832 вышли в свет две части сб. "Вечера на хуторе близ Диканьки", объединившие рассказы из украинской жизни, имевшие большой успех. Не считая литературный труд своей главной задачей, занимался трудами по истории, стремясь получить кафедру. По ходатайству А.С. Пушкина и В. А. Жуковского Гоголь в 1834 получил место адъюнкт-профессора в С.-Петербургском ун-те, но вскоре разочаровался в научной и педагогической деятельности и с 1835 стал заниматься исключительно литературой. В этом же году он издал свои сб. "Арабески" и "Миргород", за которые Белинский провозгласил Гоголя "главою литературы, главою поэтов".
По подаренному Пушкиным сюжету Гоголь написал пьесу "Ревизор", которую после многих затруднений удалось поставить на сцене Александринского театра. Комедия не была понята и вызвала недовольство разных слоев общества. Потрясенный неудачей, Гоголь в 1836 уехал в Европу и жил там до 1849, лишь на короткое время возвращаясь в Россию. Более всего Гоголю полюбилась Италия, которую он назвал "второй родиной". По сюжету Пушкина Гоголь написал в Риме 1-й том "Мертвых душ", изданный в России в 1842. Работая над 2-м томом, Гоголь начал вкладывать в свой труд религиозный, мистический смысл: "И ныне я чувствую, что не земная воля направляет путь мой". Чем тяжелее шла работа, тем более Гоголь стремился к духовному самосовершенствованию. Желая проповедовать, Гоголь в 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", где высказал сомнение в действенности литературы, пытался представить утопическую социальную программу, которую должна была воплотить в жизнь современная ему государственная власть. Эта книга вызвала резкое неприятие как друзей, так и противников.
В 1848 Гоголь пытался оправдываться в "Авторской исповеди", обещая исправить неудачу "Выбранных мест..." 2-м томом "Мертвых душ". В 1848 Гоголь исполнил свою мечту, съездив в Иерусалим, а затем вернулся в Москву, бесплодно пытался закончить не дававшийся никак труд. В припадке отчаяния, незадолго до смерти, Гоголь сжег рукопись 2-го тома поэмы. Гоголь оказал огромное воздействие на последующее развитие литературы не только как глава "натуральной школы", но и как автор гротескно-фантастической прозы, предвосхитившей ряд тенденций искусства XX в.
Другие работы по теме:
Гражданский пафос творчества Гоголя
Высокая гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить.
Быт и нравы губернского города NN по поэме Гоголя Мертвые души
Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н.
Роль композиции в рассказе Толстого После бала в раскрытии его идейно-художественного содержания
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Гипербола как основной прием повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества.
Пейзаж и его роль в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни.
Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя Мертвые души
Казна творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения преисполнены в то же время и гневом, и любвью. Эти парадоксальные противоречия прослеживаются в течение всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма имеет название «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.
Фольклорные элементы в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа.
Образ главного героя в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.
Н.В.Гоголь Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. Николая Васильевича Гоголя по праву называют «хрестоматийным» писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только исторические события, но и жизнь, быт простых людей. Девятнадцатый век – один из самых сложных в социально-политическом плане веков в нашей стране.
Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. ТАРАС БУЛЬБА — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя. Исторические прототипы образа Тараса — выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII веков: Лобода, Тарас Трясло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Бульбу и Богдана Хмельницкого.
Тема маленького человека в повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания.
Быт и нравы провинциальной России по комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. Творчество одного из самых незаурядных литературных талантов — Николая Васильевича Гоголя — пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30-е годы XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди повергались гонениям.
Хлестаков в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков – главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Он – ничтожный, глупый, пустой человек, виновник необычных событий, охвативших весь город Н.
Моё любимое произведение Николая Васильевича Гоголя
Произведения Николая Васильевича Гоголя открывают широкому кругу читателей фантастический и интересный мир героев из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Из них моим любимым сборником является «Миргород». Его подзаголовком является «Повести, служащие продолжением «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Загорский, Иван Васильевич украинский актёр
Иван Васильевич Загорский (1861—1908) — украинский актёр. Биография С отроческих лет был занят в любительских спектаклях. С 1879 года — в русской труппе Н. Н. Савина в Харькове. В 1880 году в труппе Г. Выходцева (Кременчуг) познакомился с М. Л. Кропивницким, с которым работал до 1888 года. В 1888—1900 годах — в труппе Н.
Вишняков, Иван Яковлевич
Введение 1 Биография и творчество 2 Иллюстрации Список литературы Введение Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699—1761) — русский портретист XVIII века, представитель стиля рококо.
Аветян, Григор Карапетович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Григо́р Карапе́тович Аветя́н (20 января 1870—15 мая 1946) — армянский советский актёр,народный артист Армянской ССР (1935).
Барабанов, Илья Владимирович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Российский академический молодёжный театр 2.2 Другой Театр 2.3 Театральный дом «Ойкумена» 3 Роли в кино Список литературы
Абашидзе, Василий Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Васи́лий (Baco) Алексе́евич Абаши́дзе (груз. ვასო აბაშიძე) (1854—1926) — грузинский актёр, Народный артист Республики (1922), один из основоположников реалистического направления в национальном актёрском искусстве.[1]
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Лавров, Иван Иванович актёр
Введение 1 Биография 2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1812—1890; настоящая фамилия Барсуков) — российский актёр и антрепренёр[1].
Соколов, Пётр Алексеевич антрепренёр
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Актёр 2.2 Режиссёр 2.2.1 Екатеринбургский Городской театр Список литературы Введение Пётр Алексеевич Соколов (? — ок. 1865) — российский антрепренёр, театральный актёр и режиссёр театра. Организатор первой театральной труппы на Урале.
Баталов, Владимир Петрович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные постановки 2.2 Фильмография 2.2.1 Актёрские работы 2.2.2 Режиссёр Введение Владимир Петрович Бата́лов (6 (19) сентября 1902 — 14 марта 1964) — советский режиссёр и актёр.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Милославский, Иван Михайлович
(1635 — 27 июля 1685) — окольничий, приближенный царя Федора Алексеевича. Биография Происходил из незнатного дворянского рода. Родился в семье Михаила Васильевича Милославского, приходился племянником боярину Илье Даниловичу Милославскому. Был женат на Евдокие Петровне Прозоровской. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его.
Гоголь, Остап
Остап Евстафий Гоголь (начало XVII века — 1679, Дымер) — украинский военный деятель эпохи Хмельницкого и Руины, один из первых полковников Винницкого полка, полковник Подольского полка, гетман Правобережной Украины. Предполагаемый предок Николая Гоголя.
Баганов, Виталий Викторович
Виталий Викторович Баганов (род. 6 сентября 1952, Ленинград) — американский киноактёр, в 1980-x годах актёр театра и кино в СССР. Биография Родился в Ленинграде 1952 году в семье Виктора Васильевича и Зинаиды Ивановны Багановых.