Автор: Шекспир У.
Наш драматический театр обогатился еще одним неординарным и, на мой взгляд, талантливым спектаклем. Московский режиссер Марина Глуховская поставила в его стенах «Гамлета» по мотивам одноименной пьесы У. Шекспира.
Постановка Глуховской – далеко не классический спектакль. Неисчерпаемая по своим мыслям и идеям пьеса Шекспира натолкнула режиссера на глубочайшие раздумья о жизни вообще и проблемах современного человека, в частности.
М. Глуховская «обобщает» место действия спектакля – из полуразрушенной войнами Дании (текст Шекспира) она переносит нас в условное тоталитарное государство, примеры которого всем нам хорошо известны (нацистская Германия, СССР, во многом современная Россия, по мнению режиссера).
Понять параллель Глуховской нам помогают декорации: по сцене разбросаны резиновые шины, дозорные пьют из алюминиевых кружек, действующие лица одеты в форму нацистской Германии, в знак приветствия они выкидывают вперед руку, подданные при дворе Клавдия ходят в арестантской робе, призрак отца Гамлета появляется в шинели и раскуривает трубку (явный намек на Сталина) и т.д. Усилить эффект помогает музыка группы «Раммштайн», сочетающаяся с военными маршами и известной мелодией 30-40-ых годов «Лили Марлен».
На этом мрачном и безнадежном фоне появляется молодой Гамлет (его роль исполнил 24-летний актер Александр Каспаров). Он, как белая ворона, отчетливо выделяется среди других действующих лиц. Этот герой один имеет смелость (или житейскую глупость?) ходить в вытянувшемся вязаном свитере, мечтать и размышлять о чем–то, что не соответствует «общему строю мысли в государстве».
Причем у Глуховской получается, что Гамлет становится этаким диссидентом поневоле, просто потому, что его внутренние потребности не соотносятся с потребностями государства. И в этом трагическом конфликте звучит проблема, актуальная во все времена, и, по мнению режиссера, как нельзя более злободневная сегодня. Как остаться частным человеком, суметь жить своей, частной жизнью, во времена активного вмешательства государства, в периоды больших исторических перемен? Как остаться человеком, в полном смысле этого слова, на что опереться, делая выбор, где почерпнуть мужество для того, чтобы сделать выбор?
Эти вопросы, на мой взгляд, задавал себе шекспировский Гамлет, эти вопросы задает себе и Гамлет Глуховской. Жизнь, окружающие его события заставляют героя что-то решать, совершать какие-то поступки, хотя, будь его воля, он жил бы по совершенно другим алгоритмам. И здесь – четкая, как мне кажется, соотнесенность героя спектакля с другим Гамлетом – героем стихотворения Б. Пастернака, чей перевод трагедии использовала Глуховская для своей постановки.
Перевод Пастернака – это основа спектакля. Иногда этот текст «перебивается» отрывками из пьесы англичанина Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильдерстерн мертвы» в переводе И. Бродского. По мнению режиссера, эти тексты стилистически дополняют друг друга, более полно и ярко передают авторский замысел.
Кроме того, Глуховская позволила себе еще несколько отступлений от текста: труппа странствующих актеров оказывается у нее расстрелянной; Клавдий и отец Гамлета являются близнецами; Клавдий пытается отравиться сам и отравить Гертруду и т.д.
Все эти детали призваны, на мой взгляд, подчеркнуть проблему, которую Глуховская делает основной в своей постановке: «… мир частного человека, то есть наш мир, и мир людей, которые распоряжаются нашими частными судьбами - это параллельные миры, которые практически не пересекаются. Единственная точка соприкосновения - зона человечности между нами. Общее только то, что мы все люди, и мы все смертны».
Эти же «поправки» к тексту Шекспира помогают некоторым эпизодам в спектакле «звучать» сильнее. На мой взгляд, это относится к сцене расстрела актеров, которые своим искусством сказали неугодную Клавдию правду. Это относится к эпизоду, по-иному трактующему образы Розенкранца и Гильдерстерна – как жертв государственной машины, маленьких винтиков, которым манипулирует кто-то свыше. Это относится к эпизоду, в котором показана попытка отравления Клавдия и Гертруды, – как людей, которым тяжело нести бремя своей власти.
В целом, спектакль вызвал у меня положительное впечатление. На мой взгляд, трагедия Шекспира настолько глубока и многозначна, а проблемы, поставленные в ней, настолько универсальны, что она актуальна во все времена. В основе этой пьесы лежит огромное количество вопросов, но мне наиболее близки философские, а не политические. Посмотрев «Гамлета» в постановке Глуховской, я поняла, что человек крайне одинок в этом мире, никто и ничто не может сделать за него выбор. Только он один принимает решение и несет всю тяжесть ответственности за него. Это касается всех людей, независимо от их социального положения.
Четко осознать эти проблемы в спектакле мне помог, конечно, сам Гамлет (я считаю актерский дебют А. Каспарова вполне удачным), Лаэрт и Офелия (в чьей судьбе выразилась трагедия слабой женщины, вынужденной жить при ужасах тоталитарного строя). Именно их я и считаю наиболее близким к шекспировской трактовке.
Таким образом, на мой взгляд, режиссер спектакля поставила на первое место проблему выбора, ограничивая ее тем, что герой существует в тоталитарном государстве с его, строго определенными, законами.
Шекспир же, как мне кажется, ставил эту проблему шире – как проблему выбора в мире, где царствует зло. И главный выбор, который должен сделать его Гамлет, – жить или не жить в этом мире? А если жить, то занимать активную позицию или пассивно смириться с происходящим?
Такая постановка вопроса кажется мне интереснее и, несомненно, шире. Поэтому если бы мне предложили ставить «Гамлета», то я, наверное, соединила бы черты первоисточника и спектакля Глуховской. Я перенесла бы действие пьесы на современную почву для того, чтобы более понятно и четко обозначить проблемы, затронутые в ней. Кроме того, это подчеркнуло бы универсальность трагедии, актуальной во все времена.
Но мой «Гамлет» разворачивался бы на «бытовой » почве, на примере совершенно обыденной жизни. Ведь каждый из нас сталкивается с необходимостью выбора, каждый из нас, в той или иной степени, проходит через сомнения и испытания, выпавшие на долю героев шекспировского «Гамлета». Именно поэтому эта трагедия всегда будет одной из самых востребованных в театре, всегда будет обладать сотнями всевозможных трактовок и интерпретаций, одну из которых нам и представила Марина Глуховская.
Другие работы по теме:
Шекспир у. - Наш современник вильям шекспир
Не плоть не дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует. Ф. Тютчев Шекспир был величайшим драматургом гуманистом. Англии. Его творчество вершина литературы эпохи. Возрождения. Нет ничего удивительного в том что в наше время пьесы.
Вечные трагедии человечества
Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене эпох.
Художественный образ Гамлета
(по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет») В трагедии «Гамлет» (1601) Уильям Шекспир, переработав сюжет средневековой легенды и старой английской пьесы о принце Амлете, с наибольшей глубиной отобразил трагедию гуманизма в современном ему миру. Гамлет, принц датский, - прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с миром, вражеским к
Вечность проблем трагедии Гамлет
В трагедии Шекспира «Гамлет» показывается жизнь эпохи Возрождения. Гамлет — человек своего времени, потому не всегда его понимает нынешний читатель. В то же время Гамлет поза временами, потому что проблемы, которые он решает, - вечные, они волновали разных людей в разные времена. Вероятно, от появления на этом свете первого человека возник вопрос о добре и зле.
Стихотворение Пастернака Гамлет
1 вариант Стихотворение «Гамлет», написанное в 1946, открывает цикл стихов, завершающий роман «Доктор Живаго». Для романа эти стихи - своего рода прорыв в бессмертие после тяжелого сюжета, это прорыв в вечность. Вот почему среди них так много стихов, которые непосредственно связаны с «вечными» или же христианскими образами.
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения, когда люди средствами искусства заговорили о красоте жизни, о прелестях любви. Художники в картинах представляли прекрасных женщин, их красоту.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Кто Гамлет - борец со злом, или борец за власть?
КТО ГАМЛЕТ - БОРЕЦ ЗА ВЛАСТЬ ИЛИ БОРЕЦ СО ЗЛОМ? Трагедия Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский» – наиболее знаменитая из пьес драматурга. В ней Шекспир поставил философские вопросы, ответы на которые люди ищут до сих пор. Взгляды человечества на мировой порядок, проблемы добра и зла, жизни и смерти, затронутые в трагедии, являются вечной темой для размышления.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
В. Шекспир «Гамлет»
Гамлет – человек философской мысли. Мнение читателя. Характеристика образа Гамлета.
Личность Гамлета
Непреклонность, целостность, пластичность - черты подлинно героического характера Гамлета. Шекспир как создатель Гамлета.
Сонеты это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце
Сонеты Шекспира были, есть и остаются большой тайной поэта — его сердца, его любви, ее жизни. Тайна эта не только в том, кому были посвящены бессмертные поэтические строки, кто эта «смуглая леди» и «голубоглазый юноша». Возможно, и найдут ученые настоящих прототипов — ведь чем дальше от эпохи, тем проще это установить.
Уильям Шекспир 2
Биография Шекспир Поэт, актёр и драматург Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare) родился 23 апреля 1564 года в местечке Стретфорд-на-Эйвоне в Великобритании. Шекспир был автором по меньшей мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.
Гамлет» А.П. Сумарокова
Творчество Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) – важнейшее звено в русском историко-литературном процессе. Его достижения были восприняты последующими писателями, и сделанное им вошло в сокровищницу великой русской литературы.
Захарин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова 3.2 Роли в кино
Муне-Сюлли, Жан
Жан Муне-Сюлли (фр. Jean Mounet-Sully; род. 27 февраля 1841 г. Бержерак — ум. 1 марта 1916 г. Париж) — выдающийся французский актёр. Жизнь и творчество Родился в обеспеченной семье адвоката. Впервые вышел на сцену в парижском театре Одеон в 1868 году. В 1870 году, с началом франко-прусской войны был призван в армию, служил в звании лейтенанта в Дордони.
Белякович, Валерий Романович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Режиссёрские работы 2.1.1 Театр на Юго-Западе 2.1.2 Другие театры 2.1.3 В кино 2.2 Актёрские работы Введение Валерий Романович Белякович (26 августа 1950) — советский и российский актёр, художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра на Юго-Западе, театральный педагог, Народный артист России (2003), лауреат Премии Московских профсоюзов деятелей искусств (1991), лауреат Премии Мэрии Москвы (2000).
Поссарт, Эрнст фон
Эрнст фон Поссарт (1841—1921) — немецкий актер, режиссер и театральный деятель. Учился у актера Вильгельма Кайзера. Дебютировал в 1861 г. Городском театре Бреславля. Играл в Берне, Гамбурге.
Тальма, Франсуа-Жозеф
Франсуа-Жозеф Тальма́ (фр. Franзois-Joseph Talma; 15 января 1763, Париж, Франция — 19 октября 1826, Париж, Франция) — французский актёр, реформатор театрального искусства.
Самарин, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 1.1 Адреса в Москве 2 Творчество 2.1 Роли в театре Список литературы Введение Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог.
Лавров, Иван Иванович актёр
Введение 1 Биография 2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1812—1890; настоящая фамилия Барсуков) — российский актёр и антрепренёр[1].
Сальвини, Томмазо
Томмазо Сальвини (итал. Tommaso Salvini; 1 января 1829, Милан — 31 декабря 1915, Флоренция) — великий итальянский актёр так называемой «школы переживания».
Аукштыкальнис, Владимир Викторович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Роли в кино Список литературы Введение Владимир Викторович Аукштыкальнис — советский и российский актёр театра и кино.Заслуженный артист РСФСР(1980).
Форрест, Эдвин
Эдвин Форрест (1806—1872) — американский актер. Из бедной семьи. Играть начал в 1820 году. Играл в театрах Нью-Йорка, Питтсбурга, Нового Орлеана. В 1836 и 1845 годах посещал с гастролями Англию. В 1853 году оставил сцену; вернулся к профессии в 1863 году, но без успеха.
Бёрбедж, Ричард
Ричард Бёрбедж (англ. Richard Burbage; 7 января 1567 — 13 марта 1619) — английский актёр эпохи Возрождения, друг и соратник Шекспира. Первый исполнитель таких ролей как: Гамлет, Ричард III, Лир, Генрих V, Отелло, Ромео, Макбет и др.
Фишер Куно
Фишер Куно (Kuno Fischer, 1824—1907) — немецкий историк философии, с конца 1856 по 1872 профессор в Иене, затем до конца жизни — в Гейдельберге. Как мыслитель Ф. один из первых начал в немецкой философии поворот к Канту.
Вильям Шекспир
Созданные три с лишним века назад трагедии, историчесикие хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей.