Кузнецовой Екатерины, 5 «А»
Смысл названия рассказа В.В. Набокова «Круг»
Круг – знак, символизирующий бесконечность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности времени жизни и их единства.
В 1936 году, находясь в Берлине, Владимир Владимирович Набоков создает рассказ, в название которого выносит этот знак-символ, - «Круг».
С понятием «круг» рассказ связан как на идейном, так и на композиционном уровне.
В первый раз образ круга возникает на первых страницах рассказа, при воспоминаниях героя об отце, школе. В сознании читателя рождается идея о том, что события детства и юности, дорогие сердцу едва ли не каждого человека, вновь и вновь всплывают в сознании, человек часто возвращается к ним – все происходит как по кругу. Эту идею подтверждают слова самого автора, употребленные им значительно позже: «Ничто-ничто не пропадает, в памяти накопляются сокровища, растут скрытые склады в темноте…»
Итак, наша память – это сокровищница, а сокровища – это события жизни, и человек – их владелец будет возвращаться к ним всегда, столько, сколько может, как по кругу.
Во второй раз образ круга возникает в сознании читателя при упоминании того, как окружающие относились к одному из героев рассказа, а именно к Годунову-Чердынцеву. Он был окружен постоянными слухами, соседи и знакомые сочиняли «идиотические рассказы» о его жизни, и этих домыслов было превеликое множество, столько, что реальный его образ почти стерся из памяти.
Затем автор начинает открыто употреблять само слово «круг» в тексте. Причем Набоков делает это, подробно описывая детали, ему сопутствующие, тем самым читатель как будто сам видит эти круги. Например: «Когда шел дождь, расходясь по воде взаимно пересекающимися кругами, среди которых там и сям появляются другого происхождения круг, с внезапным центром». Кроме того, упоминание о то появляющихся, то исчезающих на воде кругах наталкивает на идею о шатком «круге дружбы», в котором внезапно, по воле сложившихся обстоятельств (скука, одиночество), оказались Иннокентий и Василий. Этот круг исчезает, как только в жизни Иннокентия появляется Таня. И вот появляется уже новый круг – «круг любви» с девушкой в центре.
Далее Набоков употребляет слово «круг» в словосочетании «круг сна», очерчивая границы мира реального (мира дня) и мира ирреального (мира ночи, сна, грез).
При описании шестнадцатилетия Тани Набоков упоминает, что Иннокентий сидел там, куда падали «кольца липовой тени». Кольцо – тот же круг, несущий еще одно дополнительное значение. Кольцо – символ власти. На самом деле, именно в этих кольцах тени оказывается Таня, подойдя к Иннокентию, именно здесь кольцо стало символом власти Тани над влюбленным в нее молодым человеком.
Вскоре возникает еще одно понимания слова «круг» в данном рассказе. Мы сталкиваемся с понятием «круга семьи», в который Иннокентий допущен так и не был.
В конце рассказа Набоков вновь, спустя несколько лет, сводит вместе Таню и Иннокентия уже в Париже. Иннокентий узнает, что умер ее отец, видит ее маленькую дочь, поражается, что она и мать так просто говорят о прошлом. Эта сцена опять наводит на мысль о круге, о круговом движении времени: на смену смерти одного человека приходит рождение другого. Одно поколение сменяет другое – вот закон жизни.
Образ круга, которым насыщен небольшой по объему рассказ, воспоминания героя о детстве, каникулах в Лещино, переходящие в упоминание о встрече в Париже, наталкивает на догадку о том, что основной идеей рассказа является далеко не тема любви, а тема разлуки с Родиной, Россией, разделившей для Набокова мир на две части: «свое, родное» и «чужое, ненавистное». А любовь Тани, горькое с ней расставание и встреча с ней спустя годы – это лишь метод в раскрытии основной темы.
Но главная особенность рассказа, обращающая на себя внимание – это кольцевая композиция. Рассказ начинается со слов «во-вторых», затем будет и «в-третьих», а вот с «во-первых» читатель познакомиться только в последнем предложении рассказа. Такой прием заставляет человека, уже дочитавшего рассказ до конца, вернуться назад и перечитать, те «во-вторых» и «в-третьих» еще раз.
Таким образом, «Круг» можно читать вновь и вновь, тем самым наталкиваясь на мысль о бесконечности течения времени.
Называя свое произведение «Круг», автор, кроме всего прочего, отделяет мир рассказа от любых других, создавая замкнутое пространство. Тем самым Набоков напоминает, что его рассказ – это не действительность, а лишь отображение ее, отображение мира памяти, личных чувств и переживаний, на которые автор имеет право. Что-то в его рассказе выдумка, что-то реальность. Но именно такое сочетание и может сделать произведение интересным, запоминающимся и дать ему право на долгую жизнь.
Рассказ «Круг» в особой форме подводит читателя к теме Родины – главной теме творчества Набокова. Автор приводит к осознанию судеб героев, а затем к осознанию мира писателя, разлученного с Россией.
Другие работы по теме:
Литературный герой ЛОЛИТА
ЛОЛИТА - героиня романа В.В. Набокова «Лолита» (1947 - английский оригинал, 1955 - русский вариант). Короткая история Л. возникает из покаянной исповеди некоего Гумберта, полюбившего героиню, когда ей было двенадцать лет, и простившегося с нею, когда ей было восемнадцать. Поэтому повествование о горькой, грешной любви сорокалетнего мужчины к девочке пронзительно и смущающе откровенно, а образ самой Л. (уже умершей к началу рассказа) обладает двойственной природой.
Литературный герой ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ
Ольга мещерская героиня рассказа И. А. Бунина Легкое дыхание. Рассказ основан на материале газетной хроники офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии. Бунин уловил образ абсолютно естественной alignjustifyольга мещерская героиня рассказа.
Тема: Структура литературоведения как науки
Терминологическая база: библиография, история литературы, история литературы, литературная критика, палеография, поэтика (частная общая, историческая), текстология, теория литературы
Тема нравственного подвига в рассказе Бунина Лапти
И.А. Бунин – прозаик первой половины ХХ века, мастер короткого рассказа. В своих небольших по объему прозаических произведениях Иван Бунин поднимает различные проблемы: долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Писатель, не используя назидательные концовки, дидактические наставления, пишет о самом важном для человека, воспитывая чувство ответственности.
Дедушка Мазай и зайцы
В этом замечательном стихотворении Н. А. Некрасова воспевается душевная щедрость таких людей, как дедушка Мазай. Оно написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своём друге, тоже охотнике — старом Мазае.
Смысл названия рассказа Чехова Хамелеон
Хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой обычной собаке неизвестного хозяина — о щенке, очутившемся в центре событий на площади, где, защищаясь, он укусил за палец грубого, очень шумного человека.
Чук и Гек
Братья Чук и Гек — главные герои одноимённого рассказа А. П. Гайдара. У них разные характеры, они по-разному думают и смотрят на окружающий мир. Чук — практичный, а Гек — разиня, но зато хорошо поёт и много фантазирует. Огромный и добрый мир предстаёт перед братьями во время их поездки на восток, к Синим горам.
Смысл названия рассказа О. Генри Дары волхвов
По преданию, дары волхвов – это драгоценные благовония, которые три мудреца‑волхва преподнесли младенцу Иисусу. Они увидели, как вспыхнула звезда на востоке, и поняли, что родился спаситель мира. Отсюда пошел обычай в Рождество дарить своим близким подарки.
Рассказ Л. Петрушевской Страна
Автор: Петрушевская Л.С. Именно этими строчками из стихотворения А. Блока представился для меня мир рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Анализ рассказа В.В.Набокова "Круг"
Рассказ перекликается со многими произведениями В.В.Набокова, органично вплетаясь в мир творчества одного из самых непонятных на сегодняшний день авторов.
Мое открытие Набокова
Творчество Владимира Набокова произвело на меня глубокое впечатление. Блестящий русский писатель XX в., долго не признаваемый у себя на родине, он обрел славу и почитание за границей. Произведения Набокова носят психологическую “окраску”.
Анализ рассказа В. В. Набокова "Круг"
Рассказ лишен ярко выраженного действия, и содержание его воспринимается скорее не через описание происходящего, как в произведениях иных авторов, а через ощущения - цвета, звука, самой мысли автора…
Творчество Набокова
Набоков – писатель интеллектуал. Литературное наследие Набокова. Проза и поэзия. Значение творчества Набокова.
Размышляя над страницами рассказа А. Платонова Маркун
Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун». Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души».
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Автор: Солженицын А.И. Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Смысл названия и проблематика рассказа Гранатовый браслетА.И.Куприна.
Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна. Автор: Куприн А.И. Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Смысл названия рассказа Шолохова Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Николаев, Вячеслав Иванович
Введение 1 Театр 1.1 Сфера 1.2 РАМТ 2 Театр у Никитских Ворот 3 Кино 4 Сериалы Введение Вячеслав Иванович Николаев(31 декабря 1958 года) — российский актёр. Заслуженный артист России (2001) Закончил музыкальную школу (фортепиано, гитара, баян) и музыкальное училище им. Гнесиных (вокал). В 1989 году окончил ЛГИТМиК.
Вьетнам исторические названия
Содержание 1 Официальные названия Вьетнама 1.1 Дайковьет 1.2 Дайвьет 1.3 Дайнгу 2 Источники 1. Официальные названия Вьетнама 1.1. Дайковьет Дайковьет
Набоков В.В.
Прозаик, поэт, драматург, литературный критик, переводчик. Псевдоним Владимир Сирин, Вас.Шишков. Сын В.Д. Набокова, одного из лидеров партии кадетов, управляющего делами Временного правительства.