Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова "Герой нашего времени".
Автор: Лермонтов М.Ю.
Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени».
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке» двух художественных методов: романтизм и реализма.
Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить центральный персонаж. Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным и его психологией, и национальностью, и социальной принадлежностью, и возрастом, и судьбой. Это уже вполне реалистические образы, и их столкновение с Печориным необходимо для характеристики главного героя.
Первая глава – «Бэла» - строится в строгом соответствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противостоит окружающему миру; он загадочен, непонятен остальным персонажам; он ищет неземной любви и не приемлет привычку взамен всесожигающей страсти; его мятущаяся душа, родственная стихиям, внутренне статична: единожды сложившись как романтический герой, он уже не меняется. Недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дает ему право переступать обычные человеческие установления – и для романтика это оправданно; нельзя требовать от романтика подчинения общей усредненной норме.
В известной мере «Бэла» строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта. Он, Печорин, – в центре повествования, он – объект читательского интереса. И не только читательского. Максим Максимыч до сих пор без слез не может вспоминать о несчастной участи Бэлы, он искренне полюбил эту девочку – а прощает Печорину ее гибель! Почему? «Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться». То есть добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а Печорина – по другим, гораздо менее жестким. И его слушатель – путешествующий офицер – с ним как будто согласен, и мы – читатели – принимаем его систему двойной моральной нормы. Попробуем представить себе, что не Печорин, а сам Максим Максимыч вдруг вздумал бы похищать Бэлу. Мы бы автору не поверили! А от Печорина – таинственного, загадочного – читатель ждет подобных поступков – и еще более безумных. Ждет нарушения общепринятых норм, дерзкого посягательства на тихое, мирное, скучное течение обыденности.
Но с главы «Максим Максимыч» в романе активизируется взаимодействие романтического и реалистического планов. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но взгляд автора на него реалистичен. Лермонтов последовательно выявляет в образе Печорина признаки духовного надлома, подчеркивает алогизм его моральных оценок.
В «Бэле» Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвуя и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой: «Да когда она мне нравится!»
В «Тамани» он позволит себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов» - и заставит их бежать, бросив дом, а заодно о слепого мальчика со старухой.
В «Княжне Мери» вмешается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем ворвется в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой» другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! И то, что не вызывало сомнений в романтической «Бэле», то, что насторожило в «Тамани», с предельной ясностью предстает в «Княжне Мери».
С каждым героем романа у Печорина устанавливаются свои, особые отношения. Отношения с ним не похожи на взаимоотношения героев между собой, потому что Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. В стремлении добраться до сути Печорин ведет себя не всегда гуманно. И это усиливает напряженность сферы его влияния, заставляет окружающих реагировать на него резко и остро.
И перед читателем «портрет поколения» раскрывается не только в образе Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем «нашего времени».
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Печорин портрет своего поколения
В романе. Герой нашего времени. Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы которые часто звучат в его лирике почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни почему они старятся в бездействии.
Печорин
В предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но все же по ходу повествования многие поступки Печорина находят свое оправдание.
Образ Печорина по роману Михаила Лермонтова Герой нашего времени
Образ Печорина по роману Михаила Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.
Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени
«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман. В нем, состоящем из нескольких разнотипных повестей, четко прослеживается логика развития характера главного героя. В романе поставлены важные социально-философские проблемы, присущие поколению современников Лермонтова. Основное внимание автор уделяет внутреннему миру главного героя, Печорина, у которого сильно развито чувство личности.
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Печорин и водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени.
Печорин и "водяное общество" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Автор: Лермонтов М.Ю. До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.
Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова как психологический роман 2
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом.
Язык романа Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в изображении современника - «героя своего времени», который, по замыслу автора, является умным, талантливым, духовно одаренным человеком, способным и мыслить, и чувствовать, по не нашедшим применения собственным «силам необъятным».
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных».
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени 2
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой сложное композиционное единство пяти повестей-новелл, объединенных фигурой главного героя - Печорина. В каждой из повестей Печорин вступает в отношения с новыми персонажами, раскрываясь при этом тоже по-новому.
Печорин - портрет своего поколения по роману Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.
В чем трагедия Печорина по роману Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В истории жизни Печорина — главного героя романа М.Ю. Лермонтова — отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и... часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков... поколения в полном их развитии”.
Из двух друзей всегда один раб другого (Лермонтов Герой Нашего времени)
Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин - герой произведения М. Ю. Лермонтова "Герои Нашего времени". Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Такая мысль могла прийти в голову Печорина только потому, что у него самого не было никогда настоящих друзей.
Особенности композиционного построения романа Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В творчестве Лермонтова роман «Герой нашего времени» занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе.
Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало над подавлением декабристского восстания, когда реакционная политика самодержавия стала ещё более откровенной и грубой.
Духовное путешествие Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» — восточная или кавказская повесть, «Максим Максимыч» — повесть-путешествие, «Тамань» — разбойничья повесть, «Княжна Мери» — «светская» повесть, «Фаталист» — повесть философская.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.
Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению «Смерть Поэта», которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью. Император Николай I увидел в Лермонтове прямого преемника декабристов и приемника Пушкина и приказал выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию.