«Жалости и милости"
Комментарий к одному стихотворению
Макс Ремпель
Есть такой жанр - комментарии к стихам, их расшифровка, выкапывание пластов и ссылок. Особенно в нем преуспел T.S. Eliot - он сам писал стихи и их комментировал. Затем их комментировали литературоведы. В результате тоненький сборник стихов превращается в толстенный том комментариев. Хорошо это или плохо? Кому как. Иные любят поэзию за звук и неуловимость. Мне же в поэзии нравится ребусность и разгадываемость. Когда после каждой отгадки стих приобретает новый смысл, резонирует на новой волне.
Вот мои комментарии к одному из самых сложных - емких стихов Мандельштама.
Если вы дополните или поправите - буду рад.
Стих прежде всего удивителен ритмом. Каждое двустишие имеет свой ритм. Оно похоже на спектр - каждое двустишие говорит о своём и перекликается с идеями из разных тем и разных времен.
Я молю, как жалости и милости,
Франция, твоей земли и жимолости,
Весь стих скреплен игрой слов, несовершенными рифмами, на грани фола. Он начинается с каламбура, несовершенной рифмы - милости-жимолости, почти ботинки-полуботинки и кончается ещё более спорной рифмой - козы-раздразни.
Это не небрежность, а стиль, приближающий стихи по емкости к прозе, позволяющий собрать воедино вещи не совместимые, и, что необыкновенно трудно в стихах - высказать сложную философскую мысль, не снизойдя до прозы, оставшись на территории поэзии.
Во Франции Мандельштам был в 1907 году, в 16 лет, а стихотворение написано в 1937 году, в 46 лет, за год до гибели в лагерях, когда Европа была за железным занавесом, и для большинства была чем-то абстрактным и недоступным.
Правды горлинок твоих и кривды карликовых
Виноградарей в их разгородках марлевых.
Речь идет об импрессионистах, правда не знаю, о которой конкретно картине. Я бы думал, что это должен быть Моне, Клод, из Эрмитажа.
Заметьте противопоставление - кривды - правды - горлинок (парижских горожанок? или голубей с парижских мостовых?) и виноградарей – сельских жителей, карликовых и приземленных.
В легком декабре твой воздух стриженный
Индевеет - денежный, обиженный...
Интересно, который здесь декабрь - 1907 года или 1937ого?
Если легкий, то наверно - Парижский? Почему стриженный - потому что во Франции стригли кусты? Вспомним Бенуа, прогулку короля...
Почему воздух денежный? - это по поводу продажи коллекции импрессионистов из Эрмитажа американцам? Примерно то самое время - интересно бы проверить... За валюту - помните, у Булгакова: граждане! Сдавайте валюту...
Но фиалка и в тюрьме: с ума сойти в безбрежности!
Свищет песенка насмешница, небрежница, -
Фиалка в тюрьме - картина в музее в 37 году, в эпоху террора, как напоминание о свободной жизни.
Где бурлила, королей смывая,
Улица июльская кривая...
О французской революции - интересно, что за улица и что за июль?
А теперь в Париже, в Шартре, в Арле
Государит добрый Чаплин Чарли -
Об индустриализации и американизации Франции и Европы. О наступлении ширпотреба, о том, что импрессионизм 1900 года, которому Мандельштам - современник, сменяется бездушным и разрушительным конструктивизмом, модернизмом, фашизмом и прочими измами.
Этот перелом наступил в 20-30-х годах, в 1937-м было ясно, даже из Воронежской ссылки, что старый европейский мир ушел и изменился, на смену ему идет индустриальная эстетика, и Чаплин - лучшее, что она может представить взамен воздушному, поэтическому и расплывчатому импрессионизму.
В океанском котелке с растерянною точностью
На шарнирах он куражится с цветочницей...
В океанском - заокеанском, вселенском, универсальном - так шокирующем в период эпохи Москвошвея.
Шарниры - комические движения Чаплина - характеристика человека-робота, человека нового индустриального общества, предвестника брейк-данса. Цветочница - это из какого фильма.
Там, где с розой на груди в двухбашенной испарине
Паутины каменеет шаль,
Эту загадку не я отгадал - это Нотр-Дам - гениальное изобретение французов средних веков, способ построения соборов особенно воздушных и устремленных вверх - однажды построенный, кажется в XII веке, Нотр-Дам был скопирован во множестве экземпляров и присутствует в каждом большом городе Франции. Так мысль перелетает от Чаплина и слепой цветочницы по воздушному готическому мосту к Нотр-Даму с двумя башнями и вертикальной каменной розой (я видел озеро, стоявшее отвесно...)
Жаль, что карусель воздушно-благородная
Оборачивается, городом дыша, -
Карусель - роза - цивилизация - Европа принимают Чаплина, американскую бездушную индустриализацию - огни большого города, и кажется, необратимо.
Наклони свою шею, безбожница
С золотыми глазами козы,
Наклони шею - смирись, возврата нет.
Почему безбожница? Потому что Франция была первой страной, где революция отвергла Бога?
Почему у Франции "золотые глаза козы"? Не знаю. Может речь идет о жертвенном агнце?
И кривыми картавыми ножницами
Купы скаредных роз раздразни.
Почему ножницы картавые? Кривые - понятно, но картавые? Почему купы? Почему скаредных? Не желающих сдаваться? Здесь ржавые кривые картавые непоэтичные садовые ножницы – символ индустриализации, футуризма, модернизма, а оконная роза готического собора - символ поэзии, культуры, западной цивилизации отступающей под напором города, индустрии и капитала.
А теперь целиком:
* * *
Я молю, как жалости и милости,
Франция, твоей земли и жимолости,
Правды горлинок твоих и кривды карликовых
Виноградарей в их разгородках марлевых.
В легком декабре твой воздух стриженый
Индевеет — денежный, обиженный...
Но фиалка и в тюрьме: с ума сойти в безбрежности!
Свищет песенка — насмешница, небрежница,—
Где бурлила, королей смывая,
Улица июльская кривая...
А теперь в Париже, в Шартре, в Арле
Государит добрый Чаплин Чарли —
В океанском котелке с растерянною точностью
На шарнирах он куражится с цветочницей...
Там, где с розой на груди в двухбашенной испарине
Паутины каменеет шаль,
Жаль, что карусель воздушно-благодарная
Оборачивается, городом дыша,—
Наклони свою шею, безбожница
С золотыми глазами козы,
И кривыми картавыми ножницами
Купы скаредных роз раздразни.
Другие работы по теме:
Для чего нужна психология общения
Для чего нужна психология общения? Чтобы начать любой анализ по заданной теме, для начала, надо расставить все точки над «i». В моём понимании, это - раскрыть все понятия, постепенно анализируя каждое из них.
Горький м. - Острая критика действительности и трагические судьбы людей дна
Конец XIX - начало XX века - это эпоха острых социальных противоречий. В этот период А. М. Горький пишет пьесы и рассказы, в которых он глубоко и ярко показывает всю сущность противоречий капиталистического общества. В одной их таких пьес - пьесе “На дне” - Горький показал трагедию человека, безвыходность его положения и не укроти мое стремление к свободе.
Горький м. - Правда и ложь в пьесе м. горького на дне
Что есть правда и что есть ложь. Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь добро и зло всегда стоят рядом одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно.
Ахматова а. - Поэзия анны ахматовой
Я хочу рассказать об Анне Ахматовой моей любимой русской поэтессе. Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого кто хоть раз слышал или читал их.
Любовь – жалость – милость в поэзии О. Мандельштама
В статье исследуется семантика понятий «любовь», «жалость», «милость» в любовной лирике О. Мандельштама. Внимание уделяется двум ключевым в этом отношении стихотворениям 1937 г. – «Я молю, как жалости и милости…» и «Чарли Чаплин».
Краткое содержание Замок Франц Кафка
К. (К.) — обозначенный одним инициалом герой романа, землемер, прибывший поздно вечером в Деревню для выполнения земельных работ и снискания милости Замка. Получив сообщение о запретах, предписаниях и своей ненужности, он поначалу решителен, целеустремлен, не желает примиряться с внешними требованиями и условностями. «Я приехал сюда не для того, чтобы жить в почете и спокойствии», — отвечает он учителю на его предложение о должности школьного сторожа. «Не нужны мне подачки из Замка, — я хочу получить все по праву», — заявляет он старосте.
Пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир 8230 Никитин
Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы.
Нравственная проблематика произведений конца XX века
Валентин Распутин в своей повести поднимает, пожалуй, наиболее важную проблему современного общества — проблему нравственности. Название книги «Живи и помни», как и всякое название, несет в себе смысловую нагрузку, более того — основную идею произведения. Однако в этих словах заключена не просто идея произведения, но и граница, разделяющая всякую моральную, нравственную жизнь, исполненную любви, жалости, справедливости, от мира низости и измены, жестокости и насилия.
Рецензия на фильм Никиты Михалкова Утомленные солнцем
Я хочу рассказать о фильме режиссера Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем». Фильм повествует о том тяжелом периоде в жизни нашей страны, когда органами госбезопасности уничтожались лучшие военачальники Красной Армии. Понятно, что речь идет о тридцатых годах, то есть о периоде сталинских репрессий.
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ? страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей.
Милосердие
Сочинение-рассуждение с элементами цитирования В толковом словаре есть такое определение слова «милосердие»: хорошее, сочувственное отношение к кому-нибудь, проявление жалости, помилование.
Описание животного
Автор: Сочинения на свободную тему Мое любимое животное — кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась — у меня дома появился сиамский кот Кузя. У Кузи светло-коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост; гибкое удлиненное тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза.
Цитатная характеристика Молчалина
Автор: Грибоедов А.С. «Молчалин за других себя забыть готов Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело, Ночь целую с кем можно так провесть!» Софья «Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Фольклорная основа поэмы Н. Л. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор. В ткань поэмы вплетаются совершенно разнородные элементы: сказки и плачи, фантастика и реальность, радость и горе.
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне 2
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней. Ж. Ж. Руссо Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время противоречий между "верхами" и "низами".
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Гибель человека
Автор: Зощенко М.М. Кончено. Баста! Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце. Вчера еще до шести часов вечера сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу,
Гуманизм пьесы М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Россия конца 1890-х—начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время резко обострившихся противоречий между “верхами” и “низами”. Россия стояла накануне великих перемен, накануне “бури”. Все это не могло не найти отражения в литературе как одной из форм общественного сознания.
Спор о человеке в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.
Дачники 2
Дачники Автор: Чехов А.П. Дачники По дачной платформе взад и вперед прогуливалась парочка недавно поженившихся супругов. Он держал ее за талию, а она жалась к нему, и оба были счастливы. Из-за облачных обрывков глядела на них луна и хмурилась: вероятно, ей было завидно и досадно на свое скучное, никому не нужное девство.
Враги народа в романе М. Шолохова “Поднятая целина”
По-прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку Джоконды, по-прежнему манит за собой загадочная “незнакомка”, по-прежнему спорят критики о том, осуждает ли Шолохов своего Григория Мелехова или сочувствует ему.
Две правды о человеке в пьесе М. Горького На дне 2
Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Пьеса “На дне” - вершина драматургии М. Горького. Центральная идея пьесы - спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее -правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Авторскую позицию выражает Сатин, противоположную - Лука.
Захарьин, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Михайлович Захарьин (1744[1], Козлов — 13 (24) марта 1799[2], Николаев) — русский писатель, поэт.
Жалованные грамоты
Жалованные грамоты — название правовых актов в России, предоставлявших церквям, монастырям и различным корпорациям, учреждениям и частным лицам определённые льготы и преимущества.
Головкина, Екатерина Ивановна
Екатерина Ивановна Головкина , урожденная княжна Ромодановская (1700— 20 мая 1791) — графиня, статс-дама, жена М. Г. Головкина — правителя Монетной канцелярии и двора при императрице Анне Иоанновне и вице-канцлера при правительнице Анне Леопольдовне.
Абрахамс, Питер Генри
Питер Генри Абрахамс (англ. Peter Abrahams, род. 3 марта 1919) — известный писатель левых взглядов из ЮАР, пишущий на английском языке. Яркий противник режима апартеида.
Экологическая тема в современной литературе
Грустно. И ни черта не понять, что там мозгует режим: Северным рекам шеи свернуть или отнять Гольфстрим! Фазиль Искандер. Как - то в кинотеатре повторного фильма я случайно посмотрел старый фильм "Хозяин тайги". Хотя он был снят еще до моего рождения, но очень мне понравился. Молодой Золотухин играл участкового милиционера где-то в Сибири, единственного "в одну сторону на пятьдесят верст, а в другую - на пятьсот".