И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
А. Блок
Поэзия А. Блока - это поистине удивительное явление. В ней устами лирического героя высказывается все то, что тревожило и волновало автора, а сегодня не безразлично для всех нас. Наибольшее впечатление на меня произвели стихотворения, где затрагивается тема "страшного мира". В них отражена "реакция", которую - как писал сам поэт - "нам выпало на долю пережить", которая "закрыла от нас лицо жизни..." После цикла "Стихов о Прекрасной Даме", овеянных тайнами, загадками, наполненных любовными переживаниями, глубокими чувствами, лирический герой Блока предстает перед нами человеком, живущим в мире им самим же придуманных иллюзий, ждущим свою прекрасную незнакомку. Но, стремясь познать всю полноту жизни, автор переносит своего героя в реальный мир: пустой, мрачный, холодный, бездушный. Этот мир не принимает никаких чувств, все в нем подчинено незыблемым правилам жестокой игры, название которой - жизнь. Там все люди - манекены, бездушные куклы, которым чуждо чужое горе, чужие страдания. Так, в стихотворении "На железной дороге" красивая, молодая, цветущая женщина была раздавлена стальными колесами равнодушия, цинизма и ненависти...
Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно.
Город в произведениях Блока - это каменный склеп, куда не поступает ни капли свежего воздуха. Все в нем пропитано сыростью, затхлостью, мрак давит со всех сторон, даже стены домов дышат ненавистью. Ужасный мир спустился над героем и вот-вот поглотит его. Вокруг себя он видит одну лишь несправедливость, социальное зло, постоянное угнетение обычных рядовых людей, вынужденных убивать себя непосильным трудом, лишь бы заработать копейку на хлеб.
Невероятно реалистично изображены страдания простого народа в стихотворении "Фабрика", когда "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине" и "медным голосом зовет согнуть измученные спины внизу собравшийся народ". Мы видим ярчайшую картину жестокой действительности. Окружающий мир мертв, бездушен, механическое существование движется по замкнутому кругу, из которого никому не удается вырваться. По моему мнению, это очень хорошо подчеркивают следующие строки: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.
В этом, одном из наиболее известных стихотворений Блока, нашим глазам открывается авторское понимание существующего в России строя. Короткие, рубленные фразы, чеканные слова создают впечатление безысходности, бессмысленности бытия. Даже смерть не может вывести из этого адского круга: Умрешь - начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь...
Очень символичен образ фонаря, который, казалось бы, должен был светить в ночи, но его "бессмысленный и тусклый свет" не в состоянии разорвать пелену мрака, непроглядной тьмы. Однако, в этом стихотворении, да и во всей поэзии Блока, рисуется не только внешний "страшный мир", который очевиден для всех, но и мир, скрытый в душе поэта. Мне кажется, что изображаемый в произведениях Блока лирический герой - это и есть сам поэт. И все нравственные страдания, выпавшие на долю автора, он вложил в образ своего героя, заговорил его устами. Вся грязь окружающего мира заставляет Блока поверить в то, что в этой жизни нет и не может быть никаких изменений к лучшему. "Исхода нет" - вот приговор, вынесенный поэтом. Личность уничтожена, душа мертва, человек - "стальная, бесстрастная птица... без любви, без души, без лица".
Мир - бездумная дьявольская пьеса, где каждому отведена своя бессмысленная роль. Все играют по придуманным кем-то правилам, для чего и зачем - никто не задумывается. Сам же А. Блок воспринимает все несколько иначе: он видит - не может не видеть - грязную изнанку жизни, такова по сути участь настоящего поэта.
Блок, не стесняясь, обнажает душу перед читателем, показывая свои сомнения, постоянно отыскивая причину страданий - как собственных, так и общества в целом. Но поэт не называет виновных, - он предоставляет это право тем, кто читает.
Очевидно одно - виновата не личность, не конкретный индивидуум, а все вместе: небо, люди, обстоятельства, существующий строй, а, может быть, и сама судьба.
"Страшный мир" Александра Блока не заключается лишь в рамках цикла с одноименным названием, - его мотивы слышны в музыке всего его творчества. Просто с течением времени его понимание этого мира значительно менялось. Так в стихотворении "О весна без конца и без края" автор твердо намерен бороться с жестоким миром, он предстает перед нами в образе воина со щитом и мечом в руках. Он бросает вызов судьбе и готов принять бой. Герой Блока свято верит в свою "Викторию".
Немного позже мировоззрение поэта несколько поменяется. В первом стихотворении цикла "Пляски смерти" мы видим Блока совершенно другим. Теперь он чувствует себя мертвецом, которому "тяжко... среди людей живым и страстным притворяться..." У меня создается такое впечатление, что автор совершенно исчерпал свои нравственные силы, он уже не может, а, точнее, не хочет бороться со всей грязью общества, с теми мерзостями, которыми это общество пропитано насквозь. Поэт словно учится принимать этот "страшный мир" таким, какой он есть.
За их условно-светскими речами Ты слышишь настоящие слова: "Усталый друг, мне странно в этом доме." - "Усталый друг, могила холодна." "Настоящие" слова - не о любви, не о жизни, а о могиле и смерти. Блок сознательно хоронит свою душу в аморальном обществе.
Спустя несколько лет поэт напишет поэму "Соловьиный сад". В ней герой добросовестно покидает свое райское пристанище, чтобы вернуться в несовершенный, страшный и холодный мри. Он готов пройти все трудности жизни, чтобы потом, может быть, увидеть желанный свет в конце туннеля. Но главное даже не это, самое важное то, что вернувшись на грешную землю, отказавшись от мирной и спокойной жизни, автор встает на путь очищения, принимая на себя все страдания.
"Страшный мир" Блока опять - в который раз! - претерпевает изменения.
Все творчество Александра Блока пронизано этой темой, открывающей для читателей все новые и новые грани. В итоге Блок приходит к мысли, что единственный путь человека в окружающем его "страшном мире" - путь принятия и постижения жизни, какой бы ужасной и отталкивающей не казалось её лицо. Только пройдя через все трудности, человек может назвать себя Человеком!
Другие работы по теме:
Блок а а Страшный мир он для сердца тесен
Блок... "Имя твое - птица в руке. Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое - пять букв..." И как бы вторя пронзительным строкам Цветаевой, звучит у Блока:
Есенин с. а. - душа сжимается от боли
Образ родины в лирике С. ЕсенинаОбраз России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века А. Блока А. Белого А. Ахматовой М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы не толь.
Лирика любви Блока и Ахматовой
Из стихов о любви, пронизывающих века, можно составить своеобразную энциклопедию человеческого сердца. Значительной частью в нее войдет русская любовная лирика. Чаще всего она рождалась из непосредственно пережитого чувства, в результате глубоко интимных переживаний, когда личная драма становилась предметом высокого искусства.
Роль эпитета в поэзии Есенина
Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.
Стихотворение Блока Незнакомка
Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.
Лики страшного мира в поэзии Блока
Образ «страшного мира» возникает в лирике Александра Блока в годы первой русской революции, когда поэт начинает критически относиться к философской и эстетической концепции символизма. Его уже не устраивают прежние идеалы, но, ощущая себя в тупике, Блок мучается от сознания несовершенства и дисгармонии мира, не зная, что этому противопоставить.
Бессмертное наше счастье Россией зовется в веках По одному или нескольким произведениям русской
Тема России — главное в творчестве А.А. Блока. Образ России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании России из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет: «Не пропадешь, не сгинешь ты,// И лишь забота затуманит// Твои прекрасные черты».
Образ России в лирике Александра Блока
Александр Александрович Блок творил жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в истории советской и русской поэзии.
Тема любви в лирике Блока
Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.
Россия Александра Блока
Автор: Блок А.А. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве Блока она обретает особое звучание.
Мелодией одной звучат печаль и радость... Тема любви в лирике А.А. Блока.
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." (Тема любви в лирике А.А. Блока.) Автор: Блок А.А. Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика — это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Блок говорит о своих личных чувствах, но в них отражается настроение всего поколения.
Он весь - дитя добра и света... Образ художника в лирике А.А.Блока.
"Он весь - дитя добра и света..." (Образ художника в лирике А.А.Блока). Автор: Блок А.А. Как-то в разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, "что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи". Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: "Я понимаю это.
Стихотворение А.А.Блока Вхожу я в темные храмы... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Блок А.А. Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.
Я сразу смазал карту будня... По лирике В. В. Маяковского.
"Я сразу смазал карту будня..." (По лирике В. В. Маяковского.) Автор: Маяковский В.В. Каким тонким и чувствующим сердцем надо обладать, чтоб остановиться у лошади, поскользнувшейся на зимнем подъеме Кузнецкого, и заплакать вместе с животным! Какой наблюдательностью надо обладать, чтоб в свечении звезд увидеть горящие жемчужины, а скрипку уподобить собственной невесте! Или "сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб"!
Образ России в лирике А. Блока
Средняя общеобразовательная школа №52 Образ России в лирике А. Блока Сочинение подготовил ученик 11 Б класса Никонов Дмитрий Чебоксары 2003 Образ России в лирике А. Блока.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
"Страшный мир" в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.
«Страшный мир, ты для сердца тесен…»
Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую простыми людьми?
Тема «страшного мира» в поэзии Блока
Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям.
"Предчувствую Тебя..." (Любовная лирика А. А. Блока)
Александр Блок — известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока.
Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю...
Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…» Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А. Блок А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея.
Страшный мир в лирике А. А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
Страшный мир в лирике А. А. Блока 2
«Страшный мир» в лирике А. А. Блока Автор: Блок А.А. Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор!
Россия в лирике Блока и Есенина
Великий поэт Некрасов писал: "не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой". Тема России является центральной в творчестве многих поэтов.
Лирический герой А. Блока
Наивный читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда так.
Тема пути в лирике А. А. Блока
Тема пути получает свое развитие в поэме “Соловьиный сад”. Мы видим непокой, смятение лирического героя, желание любви и успокоения. Но так как для Блока жизнь — это вечный поиск и движение, то необходим выбор.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Мелодией одной звучат печаль и радость Тема любви в лирике АБлока
Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги, упования времени, сулившего «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость, романтический порыв, томление, восторг, душевная чиситота – это ранний Блок.