(по творчеству Н. В. Гоголя)
“Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями — “с подлинным верно”.
В. Розанов
Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского слова, гигантом философской мысли. Наверное, только Пушкин удостоился стольких восхищенных отзывов о своем творчестве от русских мыслителей. Особенно ярко Гоголь заявил о себе поэмой “Мертвые, души”. Это произведение никого не оставило равнодушным. Споры возникали даже вокруг определения жанра этого произведения. Почему поэма?
Столько проявлений мятежного русского духа и резкой полемики с окружающим миром дает Гоголь в своем произведении.
Мое понимание авторской позиции в “Мертвых душах” в большей части я основываю на высказываниях о поэме великих русских мыслителей. Например, Герцен сказал: “Эта книга — горький упрек современной Руси, но не безнадежный; там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность”. Лично я считаю, что противоречия специально заложены автором в произведение, чтобы ярче выразить положительные моменты русской жизни. Вспомним, сколько в романе светлых лирических отступлений, радующих читателя настоящей поэзией, поэтому Гоголь и назвал “Мертвые души” поэмой, хотя написаны они прозаическим языком. Значит, в названии также можно уловить отношение автора к российской жизни. Поэма явно задумана как эпическое произведение, где автор ставит перед собой глобальные задачи — отобразить, как в зеркале, жизнь России той эпохи. Что касается язвительного языка во многих отрывках произведения, так он свойствен Гоголю. Вспомним, что ирония Гоголя появляется в разных его вещах, например в “Ревизоре”, “Тарасе Бульбе”. Особенно ироничен Гоголь в своих знаменитых “Выборных местах из переписки с друзьями”. Если кто обратил внимание на письма Гоголя, то наверняка заметил, что он ко всем относится с разным эмоциональным настроем. Пушкина Гоголь боготворит, с иными холоден, над некоторыми откровенно иронизирует. Таков Гоголь и в своих художественных произведениях. Пушкин признавал за Гоголем первенство в умении виртуозно обнажать пошлость жизни, показать крупно мелочь.
В поэме Гоголь сознательно проводит читателя через все лабиринты человеческого нравственного уродства.
Построение произведения в форме путешествия по России также дает автору возможность заглянуть вместе с читателем во все интересующие его сферы жизни русского общества. Особенно досталось в поэме русским чиновникам. Гоголь был, я считаю, далек от огульных оценок и выбрал для показа самых плохих чиновников. Перед нами проходят мелкие, пустые и трусливые личности. Но такое чиновничество всегда объединяется в силу, тормозящую нормальный жизненный процесс в обществе. Эта сила поощряет процветание взяточничества, кляузничества, возвышение личных интересов над государственными.
В названии поэмы, я считаю, также скрыт не один смысл, а несколько. “Мертвые души” — это и живые уродливые люди. “Мертвые души” — это и недалекие и не созидательные мысли. “Мертвые души” — это и люди, не способные видеть красоту мира. Самый главный “мертвый” — Павел Иванович Чичиков. Мошенник с “претензией”, он не способен к созиданию. Лишь в одном устремлении он доходит до фанатизма: заработать денег любыми путями, чтобы потом посредством брака и рождения детей оставить след того, “что он действительно существовал, а не то, что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком”. Вообще-то, этот порыв сам по себе является благородным, если им руководствуется не мошенник.
Автор разоблачает Чичикова, показывая его фантазии о возможных судьбах приобретенных им крепостных “мертвых душ”.
Итак, Гоголь меняет местами души: “мертвые” становятся живыми и наоборот. Птица-тройка — это живая душа Святой Руси, которая мчится сквозь строй всякой мертвечины. Слухи о сожжении Гоголем второго тома “Мертвых душ” можно истолковать и как отказ писателя что-то добавлять к тому, что уже им определено в русской жизни, и как отказ от уверенности в собственной правоте. Но вряд ли Гоголь уступил бы в этой схватке с темными силами. Поэтому, мне кажется, что скорее всего писатель пришел к выводу, что добавить к сказанному больше нечего. Все предельно ясно. И птица-тройка, запущенная им однажды, не прекращает своего стремительного полета в будущее. Это, по-моему, главнейшая позиция Николая Васильевича Гоголя в поэме “Мертвые души”.
Другие работы по теме:
Римский миф
Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожетсвляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков.
Депонирование музыкальных произведений
До тех пор пока произведение не опубликовано под тем или иным именем, пока обнародованное произведение не зарегистрировано для целей сбора гонорара в Российском авторском обществе (РАО), приходится доверять имеющейся информации об авторстве.
«доисследовать»
Этот жанр появился. В работе представлена полемика литературоведов, которые до сих пор не могут определиться в том, что же такое фентези, и имеет ли этот жанр право на существование. Ученица дает характеристику современным поджанрам фентези, представляет писателей, работающих в данных направлениях
Диалог автора и читателя в романе Умберто Эко Имя розы
Автор романа «Имя розы» Умберто Эко - известный итальянский ученый и публицист. Умберто Эко отдал много силы изучению вопросов художественного творчества. В своем постмодернистском романе «Имя розы» писатель не только выполнял художественные задачи, но и стремится написать произведение, которое бы сформировало активного, мыслящего читателя.
Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма
ХХ век - время больших изменений не только в обществе, но и в самом сознании людей. Если в эпоху модернизма можно было говорить о несоответствии сфер жизни и искусства и о существовании иерархий внутри этих сфер, то в постмодернизме соотношения реального и художественного возникает по-иному.
Образ повествователя в рассказе Николая Лескова Левша
Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития.
Мое любимое произведение сочинение - миниатюра
Автор: Тургенев И.С. Моё любимое произведение - повесть И.С.Тургенева "Ася". Написанная вдали от России, повесть рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя все глубокие впечатления автора о Родине.
Образ автора в Слове о полку Игореве
Образ автора в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве», на мой взгляд, можно назвать самым ярким произведением, поскольку в нем поднимаются самые острые вопросы нравственности и морали, тем самым утверждается мысль о бесценности этого памятника древнерусской литературы.
Образ автора в Слове о полку Игореве 2
Образ автора в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - один из самых известных и выдающихся памятников древнерусской литературы. Это произведение окружено тайнами и различными гипотезами: неизвестна дата и место создания «Слова …», ведутся споры о его жанре, остаётся неизвестен и его автор.
Пишем рецензию...Подготовка к выпускным экзаменам
В последние годы стало определенной традицией включать в темы выпускных школьных сочинений тему, связанную с современной литературой и предполагающую умение писать рецензию на то или иное литературное произведение.
Державин Г.Р.
Первые стихотворные опыты Державина относятся еще к тому времени, когда он служил солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал он в дворцовом перевороте, поставившем на престол Екатерину II.
Смех благородное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина Евгений Онегин.
Автор: Пушкин А.С. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” — величайшее произведение, которое является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни светского общества сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе.
Слово о полку Игореве 3
"Слова о полку..." - самый известный памятник древнерусской литературы и самый значительный, но к сожалению, о происхождении автора этого произведения можно только догадываться .
Анализ стихотворения А.С. Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла...
Автор: Пушкин А.С. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – это лирическое произведение, написанное в жанре элегии.
Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа над которой длилась около 17 лет, главным произведением своей жизни. В письмах В. Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-то сделаю, чего не сделает обыкновенный человек... Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!” Действительно, замысел произведения был чрезвычайно сложен и оригинален.
А. Вельтман. Странник
Литературное путешествие по своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествие воображения (воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительное путешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии.
Младолатыши
(латыш. jaunlatvieši) — латышское национальное либеральное движение, появившееся в 1850-х годах. Первоначально термин использовался в унизительном значении балтийскими немцами, отзываясь на политически-литературное движение «Молодая Германия».
Стил, Ричард
Сэр Ричард Стил Сэр Ричард Стил (англ. Sir Richard Steele; крещён 12 марта 1672 — 1 сентября 1729) — ирландский писатель, журналист, политик. Один из родоначальников просветительской литературы в Англии.
Айзенберг, Михаил Натанович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание 4 Труды Список литературы Введение Михаи́л Ната́нович Айзенбе́рг (род. 1948, Москва) — русский поэт, эссеист, литературный критик.
Повесть о житии Александра Невского
План Введение 1 О повести Список литературы Введение Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского - литературное произведение XIII века, агиографического жанра
Оренбургское областное литературное объединение им. В. И. Даля
На занятии литгруппы Оренбургское областное литературное объединение им. В. И. Даля было создано в 1958 году при редакции газеты «Комсомольское племя» по инициативе редактора Риммы Александровны Забелиной. Руководителем литобъединения был назначен поэт Михаил Трутнев. В 1964 году должность руководителя занял поэт Геннадий Хомутов, не покидающий её в течение сорока четырёх лет.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Теодор Агриппа Д' Обинье
Обинье, Теодор Агриппа Д' (Aubigne Thedore Agrippa d') (1552–1630), французский поэт, писатель, воин.