Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями.
В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя”.
Но один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”.
Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского “Что делать?”). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации, И — что самое главное — русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.
Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?” — спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.
К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников — студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.
Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека.
Что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянного нравственного неудовлетворения своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и становится человеком, осознающим, что есть нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.
Но самое страшное наказание для человека состоит в том, что он утрачивает возможность быть с людьми. Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он “вынужден” убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех “теорий”, которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский показывает нам и Ставрогина, который готов пойти на самоубийство, чтобы доказать самому себе, что сможет распоряжаться собственной жизнью. Но что ждет этих преступников за порогом.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Самооправдание или самообман раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается, рушиться на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяния главному герою романа.
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Образ Петербурга в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Федора Достоевского 8220 Преступление и наказание 8221 Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.
Каковы причины преступления Раскольникова по роману Федора Достоевского Преступление и наказание
В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
В чем смысл эпилога романа Достоевского Преступление и наказание
Роман Достоевского «Преступление и наказание» - произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание"? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом.
В чем противоречие теории Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. С творчеством Федора Михайловича Достоевского я познакомился где – то год назад. В его книгах меня привлекает социальность, разговор о «низах» и «верхах» общества. Сначала я прочитал роман «Идиот» меня поразила его какая – то душевность и понимание мыслей людей, их неординарность и загадочность.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.